Этническая и национальная культуры

8.1. Социально-культурные общности людей и их эволюция

Культура изменяется во времени вместе с обществом, которое ее создает. Человек – продукт общественного развития и его социальная сущность определяется конкректными историческими условиями его существования.

Общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Если природная реальность материальна, то социальная реальность соединяет в себе материальное с духовным. Эта «надиндивидуальная» реальность первична по отношению к человеку, который, вместе с его биологической и психической сущностью, может существовать только в условиях общественной жизни.

Поэтому человека во многом определяет та социально-культурная общность, в которую он входит. В истории культуры существовала несколько социальных общностей людей:

- род, племя;

-народность, народ;

- нация.

При этом первые социально-культурные общности людей, такие как род и племя, базировались на кровнородственных отношениях. То есть в основе их единства, лежал, в основном, был генетический фактор.

В такой общности, как народ, доминирует этническая составляющая, несущая в себе «обычаи предков», что проявляется в особенностях пищи и одежде, народных характере промыслов, народной медицины и пр.

Нации надстраиваются над этносоциальными общностями и в них доминируют не этнические, а государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.п. признаки.

Вопрос о том, что объединяет людей в целостную социальную общность, достаточно сложный. Так, если мы говорит о своей принадлежности к тому или иному народу, то чаще всего отмечаем единство происхождения, место проживание, единство языка или культуры в целом.

Но оказывается, каждый из этих факторов не является достаточным условием для признания своей принадлежности к тому или иному народу. Так:

- можно утверждать, что единства происхождения не существует по факту, потому что после возникновения любой народ в ходе социально-исторического развития смешивался с другими народами и пополнялся людьми иностранного происхождения;

- можно утверждать, что единство проживание так же является величиной относительной. Хотя всякий народ возникает на определенной территории, его потомки могут менять место своего обитания. В истории человечества имело место переселение народов, и даже есть народы, которые не имели долгое время своей постоянно территории, но сохраняли свое единство (например, евреи). Многие люди и сегодня проживают за пределами своей исторической родине – в диаспоре, но это не мешает им осознавать себя принадлежащими к тому или иному народу.

- можно утверждать, что и единство языка не является достаточным условием принадлежности к тому или иному народу. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, случаются и исключения, которые происходят в результате особенностей социально-исторического развития. Так, испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, но являются разными народами. Историческое изменение языков ведет, также к тому, что потомки говорят на ином языке, чем их предки, и многие современные языки отличается исконного языка народа. Так, например, современный украинский язык сильно отличается от исконного старославянского языка.

-можно утверждать, что единство культуры, при всей его несомненной значимости, тоже не может служить определяющим условием объединения людей в народ. Так, например, существуют такие метакультуры, как христианская, бддистская, исламская, которые объединяют разные народы. А культура одного народа может быть неоднородной (например, культура дворянства и народная культура). Кроме того, культура претерпевает изменения в ходе исторического развития (например, культура Галицко-Волынского княжества и современная украинская культура).

Для того, чтобы понять, что объединяет народ в единое целое, надо рассмотреть его исторического развития. Характеристики народа в ходе этого процесса изменяются. Но сам исторический процесс их изменения и обуславливает его сохраняющееся единство.

Это можно осознать, если обратиться к сущности конкретного человека. Так, человек проходит в своей жизни такие стадии развития, как детство, юность, зрелость, старость. При этом он остается, по существу, одним и тем же человеком, потому что все эти стадии объединяются биографией, которая запечатляется в памяти. Тот же процесс происходит и с народом. Народ цементируется в единое целое его история, которая сохраняется с социальной памяти и культуре. Важным элементом этой памяти является самоназвание. Именно оно, самоназвание, выделяет представителей данного народа среди других людей. С самоназванием связано и самосознание – сознание своей принадлежности к данному народу.

8.2. Характер соотношения этнической и национальной культуры

Исторический подход позволил разделить понятие народ на:

- этническую (этногенетическую) общность;

- этносоциальную общность.

Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание, то есть сознание генетической памяти с другими представителями группы. Из поколения в поколение передается память о предках, в результате чего образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

При этом этническое самосознание определяется не только биологическим фактором происхождения от родителей, принадлежащим тому, или иному этносу, но и социально-психологическим фактором. Это означает, что человек думает о своем происхождении, чувствует и осознает себя потомком того или иного этноса. Обычно люди знают своих родителей, и их представление о своем происхождении основано на этом. Но большинству людей известно лишь несколько поколений своих предков, и практически во всякой родословной, уходящей в далекое прошлое, обнаруживаются «иноземцы». Именно потому, что этническая общность основана не только на «крови», а и на самосознании людей, понятие этнос является биосоциальным образованием.

Нация является этносоциальным образованием. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения в культуре, образованием национальных государств. Этносоциальные общности могут складываться из одного или нескольких народов и включать в себя людей различного этнического происхождения. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля – системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств, таких как язык, формы этикета, символики, которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Национальная принадлежность человека так же, как и этническая, определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное определяется его включенностью в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Попадая в другую страну и иную этническую среду, человек не меняет своей этнической принадлежности. Но люди могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо включиться в семиотическое поле иной культуры и обрести новое национальное самосознание. Не случайно, в современных нациях есть множество людей разного этнического происхождения, которых называют, например, «обрусевшие немцы», «русские американцы», «русские евреи» и т.п. Поэтому для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

Так как этносоциальные общности надстраиваются над этносом, то в культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая, то есть культура этносов, из которых она сложилась. Этническая культура, которую иногда называют народной, или «низовой», - это наиболее древний слой национальной культуры. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства в данных природных условиях. И не случайно, что она в большей мере сохраняется в деревне, нежели в городе.

Ее характерными чертами являются:

- консерватизм;

-преемственность;

-ориентация на сохранение «корней».

Некоторые элементы этнической культуры даже становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности его к историческому прошлому – сало у украинцев, «щи да каша» у русских, «приведения в замках» у англичан, спаггети у итальянцев и т.п. Но надо помнить, что национальная культура не сводится к этнической культуре.

Национальная культура развертывается:

- на основе письменности и образования;

- воплощается в литературе и искусстве, науке и философии;

-социально-политическом и технологическом устройстве общества.

Лучшие достижения национальной культуры - это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее сосредоточением является город с его театрами и музеями, библиотеками, учебными заведениями.

Овладение национальной культурой не дается само по себе, исходя из повседневной, обыденной жизни, как это происходит с этнической культурой. Овладение национальной культурой происходит на основе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.

Взаимоотношения между национальной культурой и этнической – сложные и даже противоречивы.

С одной стороны, этническая культура является исходным базисом национальной культуры, источником ее языка, который становится в национальной культуре литературным языком. Из нее писатели заимствуют сюжеты и образы, на народной музыке композиторы строят свои мелодии и ритмы, архитекторы оформляют стили и постройки. От нее веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры.

Но, с другой стороны, этническая культура консервирует архаичные, и не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды перемены и новшества. В то время как национальная культура полна движения и изменения, она живет творчеством нового. Если этническая культура тяготеет к замкнутости, она страдает ксенофобией – неприязнью ко всему чужому и незнакомому, то национальная открыта для контактов с другими культурами, становится лишь богаче от того, что впитывает в себя их достижения. Этническая культура стремиться сохранить различия между свойственными отдельным группам населения особенности быта, поведения, произношения и т.п., а в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием постепенно исчезают.

В настоящее время часто говорят о необходимости «возрождения украинской культуры», а многие даже утверждают необходимость возрождения этнической культуры. Но всякому, кто понимает место и роль этнической культуры в культуре национальной, понятно, что это привело бы не к подъему, а к упадку культуры украинского народа. Ведь идет необратимый процесс, когда в деревенский быт вместе с книгами, образованиями, достижениями научно-технического прогресса приходит цивилизация. А многие формы существования этнической культуры переселяются в музеи. Но, разумеется, не все из этнической культуры должно быть исключено из нее. Необходимо заботиться о сохранении или восстановлении незаслуженно забытых плодов древней народной мудрости. Но эта забота должна диктоваться не только любовью к прошлому, но, прежде всего, любовью к будущему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: