Особенности этнокультурных стереотипов

Понятие стереотип греческого происхождения: sterio – твердый, tipos –отпечаток. Обычно так называют упрощенное, даже искаженное, представление о каком-либо социальном объекте (группе, явлении, поведении и т.п.), которое характерно для обыденного сознания и устойчиво держится в нем.

Под этностереотипами понимается представление о типичных чертах, характеризующих какой-нибудь народ. Существование таких представлений является несомненным фактом. «Французская галантность», «немецкая аккуратность», «китайские церемонии» - в таких обыденных представлениях воплощаются распространенные этнокультурные стереопиты. К стереотипам нередко относят какие-то представление о психологических особенностях того или иного народа. Так, стереотипами являются мнения о вспыльчивости итальянцев, холодности англичан, неорганизованности и широте души русских. Стереотипы понимаются как характеристики народа в целом, но вместе с тем они обычно распространяются на любого представителя этого народа и определяют образ его личности.

При этом стереотипы можно разделить на:

- автостереотипы;

- гетеростереопипы.

К автостереотипам относятся такие, в которых отражено то, что думают люди о своем собственном народе. К гетеростереотипам относятся такие, в которых отражено то, что думают люди о других народах. Оба эти вида этнокультурных стереотипов складываются и укореняются в обществе в качестве общеизвестных традиционных взглядов.

Важно отметить, что автостереотипы составляют важную часть национального самосознания. С их помощью формируются общие нормативы поведения, которым должен следовать человек как представитель своего народа. Такая форма национального самосознания способствует объединению и самоутверждению народа. При этом наблюдается определенная закономерность. С одной стороны, в автостереотипе народ всегда в какой-то мере идеализирует себя, внося в него позитивные черты, необходимые для его выживания в данных социально-географических условиях. С другой стороны, в автостереотип включаются психологические особенности, ссылкой на которые люди стремятся самооправданию своего образа жизни.

При этом специалисты по этнической психологии отмечают, что нации, находящиеся на более высоком уровне экономического развития, имеют тенденцию подчеркивать у себя такие достоинства, как ум, предприимчивость, деловитость, а нации с более отсталой экономикой – такие черты, как доброта, сердечность, гостеприимство, снижая при этом значимость деловых качеств.

Гетеростереотипы гораздо более критичны, чем автостереотипы. Они нередко служат источником национальных предрассудков и предубеждений. Это связано, прежде всего, с тем, что встречаясь с представителем иного народа, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций поведения своей культуры, то есть мерить их своей меркой. Непонимание их языка, символики жестов, мировосприятия ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко может породить целый рад негативных чувств и даже вызвать «культурный шок».

Так как стереотипы часто эмоционально раскрашены симпатиями и антипатиями, то в зависимости от этого одно и то же поведение получает разную оценку. То, в чем у своего народа видят проявление ума, у другого народа считают проявлением хитрости. То, что у себя называют настойчивостью, у «чужого» расценивают как упрямство. Наблюдается и обратное явление. Для многих людей характерно критическое отношение к собственно культуре и положительная оценка чужой, вплоть до своеобразного «комплекса неполноценности», выражающегося в принижении своей культуры и благоговении перед чужеземной.

Этнокультурные стереотипы, независимо от их обоснованности или необоснованности, истинности или ложности – являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их национальное сознание и межнациональные контакты.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Перечислите основные исторические социально-культурые общности людей. Объясните, что лежит в основе их единства?

2.Объясните, почему «единство проживания» не является достаточным условием для определения принадлежности к тому или иному народу. Что цементирует народ в единое целое?

3.Объясните, почему «единство языка» не является достаточным условием для определения принадлежности к тому или иному народу. Что цементирует народ в единое целое?

4.Объясните, почему «единство культуры» не является достаточным условием для определения принадлежности к тому или иному народу. Что цементирует народ в единое целое?

5.Дайте определение понятию «этнос» и «нация». В чем состоит разница между ними как социальными общностями?

6.Охарактеризуйте разницу между этнической и национальной культурой. Объясните, почему сегодня «возрождение украинской культуры» нельзя свести к возрождению этнической культуры?

7.Что такое «стереотипы» и в чем состоит особенность автостереотипов? Какую роль играют автостереотипы в национальном сознании?

8.Что такое «стереотипы» и в чем состоит особенность гетеростереотипов? Чем обуславливается формирование гетеростереотипов, и какую роль они играют в межнациональных контактов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: