1. Экспериментально-психологическое исследование с применением набора психодиагностических методик (см. Методические указания по применению соответствующих методик):
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ
Внимание! Протоколы обследования аккуратно сохраняются вместе с записью комментариев пациента по ходу выполнения заданий и пометками, фиксирующими особенности поведения испытуемого по ходу исследования.
1. Оценка внимания, работоспособности, астенизации (тест Бурдона, шкала астенизации) - продуктивность, динамика, устойчивость;
2. Оценка памяти (10 слов, пиктограмма) - объем кратковременной памяти, динамика заучивания, сохранение, соотношение показателей механического и смыслового запоминания;
3. Оценка основных характеристик мышления (толкование пословиц, исключение понятий, поиск несоответствий, классификация предметов и др.) - уровень абстрактности суждений, умение мыслить логически, понимание подтекста;
4. Исследование личности (Сонди, СМИЛ)
5. Исследование эмоциональной сферы (Люшер)
|
|
6. Исследование механизмов психологической защиты
7. Диагностика тревожности (Спилбергер, Ханин)
2. Общая оценка основных психических процессов по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб:
1. Внимание (включенность и сохранение объема внимания по ходу обследования, активность, пассивность, концентрация, неустойчивость, трудности переключения)
2. Восприятие (ведущая система репрезентации - визуальная, слуховая, кинестетическая; детальность)
3. Эмоции (адекватность ситуации, эмоциональный фон настроения - понижен или повышен, эмоциональная неустойчивость, страхи, тревога, развитие высших чувств - совесть, любовь, честь и др.) эмоциональность как свойство темперамента и как ситуативная характеристика.
4. Память (память на текущие и прошлые события, развитие высших форм памяти)
5. Особенности мышления и интеллекта (способность к обобщению, абстрактным суждениям, последовательность логичность суждений, соответствие запаса знаний и умений возрасту, среде, полученному образованию и жизненному опыту, способности к быстрому обучению, наличие признаков умственной отсталости, внушаемость)
6. Речь и язык (грамотность, сложность конструкций предложений, общий запас представлений и слов, слова-паразиты, точность выражения мыслей)
7. Воображение (легкость фантазии, продуктивность, возможность критического отношения)
8. Воля (внешние особенности моторики, энергичность в поведении, инициативность, нерешительность, податливость внешнему давлению, упрямство, навязчивости, двигательное возбуждение, последовательность в достижении цели, самоконтроль и саморегуляция); волевые свойства темперамента.
|
|
3) Оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы и психодиагностических методик:
1. Конституциональный тип (физическая и психическая конституция); темпераментные особенности личности.
2. Особенности социального поведения, «социального характера» личности (выраженность полоролевоао поведения, психологический возраст личности, социальное оформление внешности - прическа, одежда, украшения, татуировки и др.);
3. Особенности вступления в контакт и поведение в контакте (общителен, замкнут, формален, негативистичен, безразличен, соблюдение дистанции в разговоре, ролевых отношений);
4. Характеристики невербального поведения (спокоен, развязен, смущен, грамотность использования "языка тела", синхронность или асинхронность с вербальными сигналами); Характеристики вербального поведения, особенности речи (словарный запас, грамотность речи, косноязычие, заикание, вычурность, манерность, монотонность, наличие штампов);
5. «Конгруэнтность» в поведении (соответствие невербальных и вербальных реакций по ходу обследования)
6. Отношение к обследованию: позитивное, негативное, равнодушное, скрытно-негативное - формальное (степень критичности, следование инструкции, включенность в выполнение заданий, заинтересованность в информации о результатах, реакция на критику или похвалу);
7. Тип отношения к болезни (дизогнозия, анозогнозия, адекватное, гипернозогнозия, аггравация);
8. Система мотивов личности (простые, ориентированные на выживание; социально-ориентированные; с выраженными духовными запросами), агрессия, эгоизм, альтруизм. Общий уровень личности (по А.Лазурскому);
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ О "ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ", ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТА
Главная цель обобщающей части состоит в анализе полученных данных (жалоб, биографии, экспериментально-психологического исследования) и выводе о том, каким образом биологические факторы (наследственность, последствия черепно-мозговой травмы, другие экзогенные заболевания), а также психотравмирующие воздействия, социально-психологические условия формирования личности, - повлияли на развитие личности пациента и отразились в поведении, интеллектуальных и психических особенностях, психосоматических расстройствах, отношении к болезни и критичности.
При обобщении можно придерживаться схемы многоосевого диагноза, принятого в большинстве стран.
Внимание! Все резюмирующие положения ДОЛЖНЫ БЫТЬ АРГУМЕНТИРОВАНЫ ССЫЛКАМИ на данные беседы, наблюдения, анамнеза, результаты экспериментально - психологических методик.