Ценностные характеристики информации

1. Ценность (возможность использования для достижения социально значимых целей).

2. Стоимость (учитывая расходы на получение информации).

3. Полезность (возможность использования для решения конкретной задачи).

В последнее время значительное внимание уделяется разработке особого направления исследований: информационной аксиологии. Она призвана рассмотреть условия, при которых информация признается ценной1.

5.4. Классификация социальной информации (ее виды)

Классификация социальной информации соответствует он­тологическому ее пониманию. При этом возникает потребность в определении видов информации для того, чтобы знать, о какой именно информации идет речь в том или ином случае.

Определение видов информации началось почти одновременно с распространением "информационного подхода" к явлениям действительности, а особенно с внедрением и развитием исследований


"информационных систем" (как систем, связанных с получением, хранением, распространением и использованием информации).

Известно много попыток определить виды социальной информации. Преимущественно это делалось эмпирическим путем: давалась характеристика отдельных видов информации, не учитывая требований научного метода классификации.

В разных источниках можно найти перечни видов информации, иногда достаточно развернутые. Но далеко не всегда указывается, по каким признакам выделяются виды; не выдерживаются обычные требования к научной классификации.

В некоторых источниках определение видов информации осуществляется якобы методом классификации: избираются признаки классификации, являющиеся основой деления информации на виды; виды информации перечисляются по каждому признаку. Но не всегда перечисленные виды выделяются именно по тому признаку, который определен как основание деления, а перечень определенных видов информации далеко не полон.

Поэтому считаем нужным систематизировать деление информации на виды: определить признаки, по которым выделяются те или иные виды информации; дать наиболее полный перечень видов по каждому признаку; определить подчиненность одних видов другим или их самостоятельность. Наиболее пригодной для этой цели является параллельная фасетная классификация, которая в некоторых фасетах может быть иерархической.

Нужно также определить объем родового понятия "информация", которое классифицируется. Здесь деление на виды касается понятия "социальная информация", которое рассматривается как единственный возможный вариант информации, то есть принадлежит концепции социальной информации.


Предлагается осуществить классификацию социальной информации по разным признакам методом параллельной фасет-ной классификации, создавая по каждому признаку отдельные фасеты классификации, не зависящие друг от друга.

Фасетов может быть много, поэтому лучше представить классификацию в виде таблицы 5.1. "Классификация социальной информации". Отдельные фасеты объединим в блоки:

— А. По характеристикам источника информации.

— Б. По характеристикам канала передачи информации.

— В. По характеристикам сообщения.

— Г. По характеристикам потребителя информации.

— Д. По признакам, характеризующим восприятие информации
потребителем и ее оценку.

Таким способом обеспечивается всесторонняя характеристика информации с учетом ее методологического понимания (как сведений, передающихся в процессе социальной коммуникации).

Важное значение придается тому, по какому именно признаку выделяется тот или иной вид информации. Как известно, параллельная фасетная классификация позволяет учитывать самые разнообразные признаки классификации, не зависящие друг от друга. Соответственно, одно и то же явление — информация — может быть проанализировано по разным признакам, что позволит получить ее многомерную характеристику.

В предложенной классификации информации на виды есть некоторые отличия от традиционных, широко распространенных классификаций.

Например, известное деление информации на массовую и специальную обычно трактуется как деление по общественному назначению1 или по социальному назначению2. По этому признаку авторы, как правило, выделяют только два названных вида, но в учебнике "Информатика" назван еще и третий вид — "личная" информация, которая адресуется ограничен-133


ному кругу лиц, связанных семейными, дружескими или другими отношениями. На второй ступени деления массовая информация разделяется на публицистическую, эстетическую и бытовую, или на общественно-политическую, бытовую и научно-популярную. Специальная информация в такой классификации делится на научную, техническую, технологическую, планово-экономическую "и другие виды специальной информации" (производственную, управленческую, коммерческую).

Таблица 5.1. Классификация социальной информации

Н омер фасета Признак классификации Вид социальной информации
Блок А. По характеристикам источника информации
А 1 По месту возникновения 1. Внешняя. 2. Внутренняя
А 2 По месту в информационной системе 1. Входная. 2. Выходная
Блок Б. По характеристикам канала передачи информации
Б 1 По отношению к материальному носителю 1.Закрепленная. 2. Незакрепленная
Б 2 По отношению к документу 1. Документальная. 2. Недокументальная

Б З По материалу носителя информации 1. Устная. 2. Бумажная. 3. Фото документальная. 4. Кинодокументальная. 5. Магнитопленочная. 6. Магнитодисковая. 7. Оптичнодисковая и т. п.
Б 4 По каналу получения информации 1. Визуальная. 2. Аудиальная. 3. Тактильная. 4. Вкусовая. 5. Обонятельная. 6. Аудиовизуальная
Б 5 По способу распространения информации 1.Опубликованная. 2.Неопубликованная
Блок В. По характеристикам сообщения
В 1 По способу отражения информации сознанием человека 1. Логическая. 2. Образная
В 2 По объекту отражения в сообщении 1. Экономическая: 1.1. промышленная; 1.2.сельскохозяйственная;
      1.3. сферы обслуживания; 1.4. сферы культуры. 2. Научная: 2.1. естественно-научная; 2.2. по техническим наукам; 2.3. общественно-научная;
       

    2.4. гуманитарно-научная. 3. Технологическая. 4. Управленческая. 5. Художественная (эстетическая). 6. Религиозная. 7. Спортивная. 8. Бытовая. 9. Личная
В З По предмету отражения в сообщении 1. Концоптографическая. 2. Методографическая. 3. Фактографическая. 4. Эмоциональная. 5. Волевая
В 4 По наличию кодирования 1. Кодированная. 2. Некодированная
В 5 По характеру знаковой системы передачи информ ации 1. Текстовая: 1.1. письменная; 1.2. цифровая. 2. Изобразительная: 2.1. изобразительно-статиче- ская; 2.2. изобразительно-динами- ческая. 3. Картографическая.
 

    4. Нотная. 5. Звуковая: 5.1. вербальная; 5.2. музыкальная; 5.3. шумовая
В 6 По тематике 1. Универсальная. 2. Отраслевая. 3. Тематическая. 4. Персональная
В 7 По времени поступления 1.Современная (актуальная). 2.Архивная (утратившая актуальность)
В 8 По времени действия отраженных событий, фактов 1. Текущая. 2.Ретроспективная. 3.Перспективная
В 9 По новизне данных 1. Новая. 2. Уже известная. 3. Устаревшая
В 10 По наличию переработки информации 1.Первичная. 2. Вторичная
В 11 По отношению к истине 1. Истинная. 2.Ложная (неправдивая)
В 12 По характеру поступления 1. Дискретная. 2. Непрерывная
В 13 По способу восприятия 1.Реценторная. 2.Чувственная. 3.Образная. 4.Логическая

В 14 По времени предоставления для использования 1.Опережающая. 2.Оперативная. 3.Запоздалая
В 15 По полноте 1. Полная. 2. Неполная: 2.1. выборочная; 2.2. частично утерянная. 3. Избыточная (излишняя)
Блок Г. По характеристикам потребителя информации
П По объему аудитории 1. Массовая. 2. Специальная. 3. Индивидуальная
Н омер фасета Признак классификации Вид социальной информации
Г 2 По степени конкретизации адресата 1. Аксиальная. 2. Ретиальная
Г З По степени доступности 1. Общедоступная. 2. Тайная (секретная). 3. Ограниченного доступа
Г 4 По соответствию запросу потребителя информации 1. Релевантная. 2. Нерелевантная. 3. Индифферентная
Г 5 По соответствию информационной потребности потребителя информации 1. Пертинентная. 2. Непертинентная
Блок Д. По признакам, характеризующим восприятие информации потребителем и ее оценку

Д 1 По полезности 1. Полезная. 2. Вредная. 3. Нейтральная
Д 2 По ожидаемости 1. Ожидаемая. 2. Неожиданная
Д З По желательности 1. Желанная. 2. Навязываемая
Д 4 Насколько представляет интерес 1. Интересная. 2. Скучная. 3. Безразличная
Д 5 По степени понятности 1. Понятная. 2. Сложная
Д б По степени разнообразия 1. Однообразная. 2. Разнообразная
Д 7 По повторяемости 1. Одноразовая. 2. Повторяемая
Д 8 По достоверности 1. Верная (правильная). 2. Неверная(неправильная)
Д 9 По степени известности потребителю 1. Знакомая (известная). 2. Незнакомая (неизвестная)
Д1 0 По наличию предыдущего потребления 1. Потребляемая. 2. Непотребляемая
Д П По привычности для потребителя 1. Обычная (привычная). 2. Необычная
Д1 2 В зависимости от ценностного аспекта отражаемого общественного 1. Позитивная. 2. Негативная. 3. Сбалансированная.

  мнения 4. Нейтральная

В предложенной нами классификации деление информации на массовую и специальную осуществляется по объему аудитории, на которую рассчитана информация, а не по общественному (или социальному) назначению. Массовая информация — это информация, предназначенная всем потребителям информации, независимо от их групповых и индивидуальных особенностей; специальная информация — информация, рассчитанная на одну из категорий потребителей информации. В этом фасете можно выделить еще индивидуальную информацию, рассчитанную на одного, отдельного адресата.

Деление на экономическую, научную, технологическую, правовую, управленческую, политическую, публицистическую, социально-демографическую, художественную (эстетическую), религиозную, спортивную, бытовую и личную информацию осуществляется в другом фасете, не зависящем от предыдущего признака, — по объекту отражения. Следовательно, информация, содержащаяся в определенном документе, может быть, например, массовой по объему аудитории и научной по объекту отражения, поскольку виды информации, выделяемые по разным признакам, не имеют навсегда закрепленных связей друг с другом.

В таблице 5.1 перечислены как известные в литературе виды информации, так и виды, необходимые для выполнения требования полноты классификации, которые раньше не упоминались. Вместе с тем некоторые виды информации, упоминаемые в литературе, не отражены в таблице, потому что они являются разновидностями определенных отраженных видов. Например: медицинская, географическая, историческая информация являются разновидностями "отраслевой" информации, а вообще этих разновидностей столько, сколько можно было бы назвать отраслей знания и


человеческой деятельности, поэтому отдельные из них не перечисляются. Маркетинговая информация (о рынках сбыта продукции) является разновидностью коммерческой информации, а в целом разновидности последней еще не определены достаточно четко, поэтому они не перечисляются.

Кроме того, некоторые из видов информации, обсуждаемые в литературе, охватывают элементы разных видов и потому не могут быть названы рядом с ними. Например, так называемая деловая информация, или бизнес-информация, охватывает элементы производственной, коммерческой, правовой, бытовой и личной информации и представляет собой такой ком­плекс, который не может быть выделен рядом с другими видами информации по объекту отражения.

Не указаны в таблице некоторые из видов информации, касающиеся дифференциации отдельных видов по другим признакам. Например, научная информация может быть дифференцирована по целевому и читательскому назначению на научно-исследовательскую, производственную (практичес­кую), учебную, научно-популярную, справочную, научно-информационную, рекламную, но такой перечень касается лишь научной информации, а не социальной информации вообще, поэтому он не включен в таблицу.

Отдельные виды информации, называемые некоторыми ис­следователями, не имеют четко определенной характеристики, поэтому они не отражены в таблице. Например, "педагогическая информация" может пониматься и как отраслевая информация по педагогике, и как научная информация по любой отрасли знаний, функционально предназначенная тем, кто учится. "Социальная информация" некоторыми авторами трактуется как информация о занятости населения, числе безработных, ценах на потребительские товары и т. п.1 Очевидно, что такая информация принадлежит к социально-демографической по объекту отражения.


Некоторые названия видов информации применяются разными авторами для обозначения разных видов, по разным признакам, поэтому от одного из омонимических названий предлагается отказаться. Например, "ретроспективная информация" традиционно в информатике и библиографоведении трактуется как информация о событиях или документах, появившихся за определенный промежуток времени, предшест­вующий данному моменту. А в архивоведении понятие "ретроспективная документная информация" трактуется как

информация, находящаяся в документах, появившихся на протяжении определенного времени в прошлом, потерявших свою актуальность и сохраняющихся в архивах. Документы с такой информацией называют архивными. Возможно, и этот вид информации следует называть архивная, а не "ретроспективная"?

Термин оперативная информация традиционно трактуется как информация, которая быстро приходит к потребителю и используется непосредственно в ходе выполняемого процесса. Но в одном из источников оперативной названа информация, которая "циркулирует между объектами вещественного мира и используется в процессах управления в живой природе и человеческом обществе", в отличие от "структурной (или связанной)" информации, которая якобы присуща любому материальному объекту1. Такой подход к определению оперативной информации близок к пониманию "относительной" информации в атрибутивной концепции, рассмотренной выше. Нами за основу принята первая трактовка "оперативной информации".

Возможны еще и другие случаи, когда тот или иной вид информации выделяется не в связи с классификацией социальной информации вообще, а с необходимостью комплексного объединения некоторых видов информации или выделения некоторых разновидностей. Такие случаи нуждаются в осо­бом рассмотрении (например, понятие "международная информация",


"внешнеэкономическая информация", "библиографическая информация" и др.).

В целом представление видов информации в виде классификационной системы дает возможность более четко представить сложную характеристику социальной информации, взаимосвязи ее отдельных видов и признаки их дифференциации. Представленная классификация не претендует на завершенность, она является открытой для дополнения и уточнения.

Онтологический подход к социальной информации, ее пониманию как реальному явлению, существующему в действительности, позволяет учитывать характеристики отдельных иидов социальной информации при исследовании документов и определении отдельных направлений информационной деятельности документальных коммуникационных систем. Понимание того, по какому признаку выделяется тот или иной вид информации, уточнение и согласование терминов, обозначающих ее отдельные виды, являются необходимым условием последующего развития исследований социальной информации и их использования в документоведении.

Выводы

Деятельность социальных коммуникационно-информационных систем непосредственно связана с таким явлением, как информация, поэтому определению информации и ее видов уделяется значительное внимание. Но единства мнений по этим вопросам пока еще не достигнуто.

Анализ и обобщение существующих взглядов дают возможность сформировать определенные представления об определении, структуре и свойствах социальной информации, требованиях к ней.

Классификация социальной информации в виде многоаспектной фасетной схемы позволяет конкретизировать определенные признаки классификации информации и уточнить перечни видов информации, выделяющихся по тому или иному признаку.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как различаются понятия "документальная информация",
"документная информация" и "информация в документе"?

2. Охарактеризуйте атрибутивную концепцию информации. Какие виды информации выделяются согласно этой концепции?

3. В чем заключается функционально-кибернетическая концепция информации?

4. Как характеризуется информация согласно концепции социальной информации?

5. Объясните методологическую, метонимическую и онтологическую трактовку социальной информации.

6. Назовите элементы смысловой структуры социальной информации.

7. В чем заключается формальная структура социальной информации?

8. Перечислите и охарактеризуйте свойства социальной информации.

9. Какие требования выдвигаются к социальной информации?

10.По каким признакам выделяют виды социальной информации?

11. Проанализируйте несколько документов с точки зрения того, какая
информация в них отражена (используя таблицу "Классификация социальной
информации").



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: