Структура старославянского слога

Старославянский язык унаследовал и сохранил, по свидетельству памятников письменности, структуру праславянского слога, характерной особенностью которого являлась однотипность в построении – все слоги строились в соответствии с принципом восходящей звучности и слогового сингармонизма.

Звуки речи внутри слога могли располагаться только в следующем порядке:

фрикатив. / смыч. (взрыв. или аффрик.) / сонор. (или в) / плавный / гласный

([c][c’][x]) / ([п][б][д][т][ц][з][ч][шт][к]) / ([м][м’][н][н’]) / ([р][р’][л][л’]) / гл.

([j],[в]) [к][г] [в]

Согласный в, восходящийк праславянскому неслоговому[*u], по степени звучности равнялся сонорным и мог употребляться перед плавными [р],[р’],[л],[л’], как любой другой согласный: врhм#, и, как сонорный, мог находиться после шумного согласного перед гласным: свhтъ, зв@къ.

При построении слога более звучный согласный не мог находиться перед менее звучным, также не могли находиться рядом два одинаковых по способу образования звука. Однако исключения были. Например, на стыке приставок на -з-, -с- и корня слова рядом могли находиться два фрикативных: исходъ, въст@пити, или два переднеязычных: издрати. Это связано с правилом употребления указанных приставок, которые никогда не имели на конце редуцированного, в отличие от других приставок (сравни: отъ-"ти, събирати).

Графическое обозначение звуков в памятниках письменности
Кириллица
Числовое значение букв

Из двух славянских азбук наибольший интерес представляет кириллица, поскольку именно она лежит в основе современной русской, украинской, белорусской письменности, а также письменности болгар, сербов и других (не обязательно славянских), народов.

Кириллица составлена на основе византийского унциала, насчитывает 43 буквы, среди которых 19 обозначают специфические славянские звуки, отсутствовавшие в греческом [s, m, æ, h, #, >, @, \ и т. д.]. В кириллице было сохранено и несколько греческих букв, отражавших специфическое звучание, нехарактерное для славянской речи (например, k, j).Основной функцией этих букв было обозначение чисел, но иногда они использовались при записи греческих слов: jаломъ [псалъмъ], алеkандръ [ал˙ександръ]. В тех случаях, когда необходимо было написать число, над соответствующей буквой ставили надстрочный знак «титло», а с двух сторон – точки. Например: •a• = 1; •в• = 2.

Единицы передавались одной буквой. Для обозначения чисел второго десятка к единицам с п р а в а добавлялась «и-десятиричная (i)». Например: = •ài• === 11. •èi• =18

Для обозначения чисел третьего и следующих десятков употреблялись отдельные буквы (k = 20;6 = 40) и сочетания – десятки добавлялись к единицам, а сотни к десяткам слева (•ëè• = 38; •ìä• = 44; •êâ• = 22).

Для обозначения тысяч использовались те же буквы, что и для обозначения единиц, но слева внизу перед буквой добавлялся специальный значок тысячи (иногда его называют «решетка»).

Например: #•à• = 1000; #•¾• = 6000.

В старославянских памятниках письменности надстрочный знак «титло» употреблялся и для обозначения сокращенного слова (ic/ – Иисусъ, ãäü – господь, ñí – сынъ, áà – бога), и для обозначения числа. При этом титла могли иметь разные начертания, ~, Ç и др. Дужка в качестве титлы применялась тогда, когда под ней вписывалась одна из пропущенных букв (обычно обозначающая согласный).

Среди часто встречающихся в памятниках письменности диакритических знаков можно назвать «паерок», обозначавший пропуск редуцированных ú и ü; специальный знак, соответствующий современному апострофу – ’, который использовался для указания на мягкость согласного; знаки придыхания, переписанные из древнегреческих книг, но ничего не обозначавшие в славянских книгах, ставившиеся над гласными в виде скобочек или запятых – ’ и ‛.

Лекция № 4–6 (6 ч.)
Фонетические процессы праславянской эпохи

Качество и количество гласных; наличие открытых и закрытых слогов, дифтонги. Дифтонгические сочетания гласных с носовыми и плавными согласными, слоговая функция плавных и носовых согласных.

Согласные взрывные (глухие и звонкие, придыхательные и непридыхательные, задненебные лабиализованные и нелабиализованные), фрикативные и сонорные.

Отсутствие аффрикат и шипящих звуков, возможность сочетания согласных с йотом, сочетание задненебных согласных с последующим любым гласным, в том числе и с гласным переднего ряда. Возможные группы согласных звуков в одном слоге.

Звуковые процессы, имевшие место в ранний и поздний периоды праславянского языка. Возникновение праславянских гласных на месте долгих и кратких гласных индоевропейского языка. Упрощение системы взрывных индоевропейских согласных (утрата придыхательности, утрата лабиализации задненебных). Изменение палатальных задненебных в *s и *z. Изменение *s в *ch в определенных фонетических условиях.

Звуковые процессы, связанные с действием закона открытого слога. Изменение дифтонгов в монофтонги, изменение дифтонгических сочетаний с плавными согласными между согласными; *or,*ol в начале слова перед согласными. Изменение сочетания с носовыми согласными перед согласными звуками и на конце слова.

Палатализация заднеязычных согласных.

Изменение согласных в сочетании с последующим йотом.

Упрощение групп согласных.

Лекция № 7–9 (6 ч.)
Общая характеристика
грамматической системы старославянского языка
Имя в системе частей речи

Старославянский язык унаследовал грамматический строй (флективного типа) праславянского языка-основы. Особенностью является бинарность системы: противопоставленность имени и глагола. Общая грамматическая категория – число – сохраняла третичность и отражала древнее представление о счете – единственное, двойственное, множественное.

Категории имен (существительного, прилагательного): род, число, падеж. Для сущ. – категория рода – постоянная. Однако в диахронии известны случаи изменения рода существительными (пламы, печать, грътань). Категория падежа отличалась наличием Звательной формы и Местного падежа, соответствующего современному предложному падежу. Звательная форма выполняла особую функцию обращения и имела особые формы у слов некоторых типов склонения.

Распределение по типам склонения соответствовало древнему принципу выделения конечного звука основы (гласного или согласного) и семантики слова. Принято выделять следующие типы основ: -ā,-jā – представлен словами женского рода и мужского со значением рода деятельности, занятий (соотносим с латинским 1 скл.): река, нош", р@ка, юнош", воhвода. К этому же типу склонения относятся слова женского рода с суффиксом –ын(и-): пqстыни, рабыни (по мнению А.М.Селищева, это вариант реализации праславянского сочетания *-ja), как и слова мужского рода с@дии, балии и под.

Слова мужского и среднего рода, объединенные общим типом основы * -ŏ, *-jŏ, составляли один из продуктивных типов склонения (столъ, градъ, конь, мечь, краи, кръмчии; село, мор~). В единственном числе окончания о-основ наблюдались и у слов с суффиксами - тель, -арь, -инъ (qчитель, мытарь, гражданинъ), которые в формах мн. и дв. числа изменялись по типу основ на согласный (qчителе, мытаре, граждане).

К продуктивному типу склонения можно отнести склонение на *-ĭ, которое составляли слова мужского (дьнь, п@ть, гость) и женского (кость, решть, пешть, ношть) родов. Формально окончания в Им.п. ед.ч. этого типа склонения совпадали с окончаниями слов с основой на *-jo. Различительными маркерами могут служить конечные согласные основы, возникшие в результате йотации или изменения диезной группофонемы с вокальной частью *-ĭ (конь – *-jo, огнь – * -ĭ; вождь – *-jo, господь – * -ĭ; врачь – *-jo, нить – * -ĭ). Существенно подчеркнуть, что имена мужского и женского родов имели разные окончания в форме Тв.п.ед.ч. (соответственно: -ьмь и -и) и И.п. мн.ч. (-и~ и – и соответственно).

Слова с основами на -*u различали 2 типа: на *-ŭ, включающий 6 слов мужского рода: сынъ, врьхъ, волъ, медъ, ледъ, полъ (окончания этого типа склонения имели ещё несколько слов, основа которых реконструируется как *-ŏ: садъ, р#дъ, чинъ, санъ, гласъ, даръ, домъ, длъгъ, родъ); и на *- ū, в состав которого входили имена только женского рода, имеющих в Им.п. ед.ч. окончание –ы, а в Вин.п. ед.ч. финаль –овь (цркы – црковь; любы – любовь).

Существительные с основой на *ŭ имели исходную особую систему окончаний. Эти окончания начали проникать в основы на *-ŏ, по данным памятников письменности, довольно рано. Особого внимания заслуживают флексии ед.ч. Род. и Местн. падежей(-а и -q), а также Род.п.мн.ч. (-овъ). Окончания мн.ч. Им. и Род.падежей распространились на слова м.р., обозначавших лиц (людей): Сравн.: сынове, волове / сыновъ, воловъ (дqхове, попове, зно~въ вместо дqси, попи, знои или врачевъ, грhховъ вместо врачь, грhхъ).

Слова с основой на согласный также были немногочисленны. Согласный основы в период письменных памятников проявлялся в формах косвенных падежей (кроме Им. и Вин. Ед.ч.) и мн.-дв. числах.

К основам на *r относились всего 2 слова ж.р.: мати, дъшти. По памятникам восстанавливается и форма братръ, которая возникла, возможно, под влиянием греческих источников (сравн.: греч. φρατρια братство, φρατηρ род, колено, член фратрии)

К основам на согласный *s относились слова среднего рода, в которых при изменении проявлялся суффикс *-es: коло, слово, тhло, небо, штюдо и под.

В памятниках письменности отмечаются формы слов око и qхо с историческим суффиксом -*es (очеси). В дв.ч. имели окончания основ на *-ĭ

Слова с основой на *-t отличались семантическим тождеством, т.к. обозначали детёнышей животных, в т.ч. и людей. Предполагают, что праславянский суффикс -nt-, реконструируемый для древнего периода, указывает на связь этих слов с формой причастия наст. времени действ. залога (тhля ‘ тяжело рождающийся ’, жрhб# ‘находящийся в чреве’). Основный *t проявляется во всех формах, кроме Им.и Вин.п.ед.ч. (род.-мест., дв.ч.: жрhб#тq).

Группа слов с основой на *-n объединяет существительные среднего рода и 3 слова мужского рода (врhм#, сhм#, им# и камы, ремы, пламы).

Для старославянского языка времени первых письменных памятников отмечают зачатки категории одушевленности, которая получит развитие примерно после XII в. Однако некоторые примеры совпадения форм Род. и Вин. падежей в ед.ч. у слов мужского орда отражается уже в евангельских текстах, особенно у слов-онимов, т.е. имен собственных (Иисоуса, Петра и под. при традиционной форме В.п. – Иисусъ, Петръ). Совпадение форм указанных падежей прежде всего объясняется общностью их категориального значения (возможность обозначать объектные отношения).

(История падежных окончаний и особенности склонения имен – по Сб. упр. В.Д. Бандалетова, с. 104-110).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: