1. Дайте определение дифтонгу, дифтонгическому сочетанию.
В приведенных ниже словах выделите морфему, в которой наблюдается чередование, установите чередующиеся звуки, объясните чередование:
Ïhòè – ïî~шè; ñûíq – ñûíîâå; æ#òè – ïîæèíàòè; çâîíú – çâ@êú
2. Установите происхождение h (дифтонгического или монофтонгического образования) в словах:
áðhãú, âðàçh, õîòhòè, õëháú, ïhòè, íà íîçh, âhíüöü, íà ñåëh
3. Установите происхождение сочетаний -ðà-, -ëà-, -ðh-, -ëh-: праславянское (первичное) или старославянское (вторичное):
íðàâú, áðhçà, òðàâà, ãëàäú, ñëhïú
Образец: В слове íðàâú сочетание -ðà- по происхождению старославянское неполногласное, т.к. в русском языке емусоответствует полногласное сочетание - оро - норов – íðàâú – *norv. В слове òðàâà сочетание -ðà- по происхождению праславянское, т.к. в русском языке ему соответствует сочетание -ра-: трава.
|
|
4. Восстановите праславянские формы слов.
Напишите русские соответствия данные старославянским словам.
âðàòà,áðhçà, шëhìú, ìëàòú, ìëhêî, ñòðàíà, ãëàñú
5. Диссимиляция. Упрощение групп согласных. Объясните фонетические изменения в словах:
ïëåñòè, âåñòè, êàí@òè (ср.: капать), òðîí@òè (ср.: трогать).
6. Чтение и анализ текста «Притча о блудном сыне»
Из данного текста выпишите слова с неполногласными сочетаниями, напишите русские соответствия данным словам; восстановите праславянскую форму их.
Практическое занятие 5
Изменение заднеязычных согласных в сочетании
с гласными переднего ряда
Изменения согласных в сочетании с «йотом»