В профессионально-педагогическом вузе

Организация физ­куль­тур­но-спор­тив­ной деятельности студентов с целью формирования компетенций будущих специалистов позволяет рассматривать физическую культуру как личностно ориентированную про­фес­си­ональ­но-об­ра­зо­ва­тель­ную дисциплину. Необходимо, чтобы профессиональная направленность об­ра­зо­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­но­го процесса по физической культуре была включена во все разделы программы по данной дисциплине и выполняла связующую, координирующую и ак­ти­ви­зи­ру­ющую функцию. Тогда про­фес­си­ональ­но-прик­лад­ная физическая подготовка студента будет осуществляться на протяжении всего периода обучения.

Целью ППФП в ву­зе является достижение студентом психофизической готовности к бу­ду­щей трудовой деятельности, которая включает в се­бя наличие устойчиво сформированных компетенций. Учитывая, что компетенция – это способность мобилизовать и преобразовывать знания, умения и опыт в результат при выполнении конкретной сферы деятельности, физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на формирование социально и профессионально важных качеств (СПВК) специалистов, которые обуславливают продуктивность широкого круга социально профессиональной деятельности человека. СПВК должны обеспечивать следующее: достаточную профессиональную работоспособность; наличие необходимых резервных физических и пси­хи­чес­ких возможностей организма для своевременной адаптации к быс­тро ме­ня­ющим­ся условиям со­ци­аль­но-про­фес­си­ональ­ной среды, объему и ин­тен­сив­нос­ти трудовой деятельности; способность к пол­но­му восстановлению в за­дан­ном лимите времени; возможность и пот­реб­ность выполнения профессиональной деятельности на креативном уровне; готовность к са­мо­раз­ви­тию; профессиональное долголетие; сохранение и ук­реп­ле­ние профессионального здоровья.

Для эффективной организации ППФП в ву­зе необходимо осуществить анализ будущей профессиональной деятельности студентов:

● выделить основные блоки, соответствующие этапам деятельности;

● обосновать основные социально и профессионально важные качества, являющиеся составной частью компетенций и оп­ре­де­лить четкие критерии профессиональной подготовленности.

Рассмотрим особенности организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе. Функциональный анализ определил основные виды про­фес­си­о­наль­но-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности: образовательную, воспитательную, учеб­но-ме­то­ди­чес­кую, ор­га­ни­за­ци­он­но-уп­рав­лен­чес­кую и про­из­вод­ствен­но-технологическую.

Изучение названных видов деятельности педагога профессионального обучения позволяет обосновать СПВК личности будущего специалиста, при этом необходимо ориентироваться не только на современные требования к вы­пол­не­нию профессиональной деятельности, но и на перспективу ее развития.

Анализ про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности в сов­ре­мен­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких условиях позволил выделить следующие СПВК педагога профессионального обучения:

1. Психофизические качества: высокий уровень развития физических качеств (выносливость, сила, координация, ловкость, быстрота реакции); устойчивые психические процессы (память, мышление, внимание, воображение).

2. Социально значимые качества: гуманизм, коммуникативность, социальный интеллект, сверхнормативная активность, толерантность, рефлексия, организованность, ответственность, эмпатия, трудолюбие, нравственные и эс­те­ти­чес­кие качества.

Одной из основных задач, которую необходимо решить при организации ППФП будущих специалистов, является профилактика и пре­дуп­реж­де­ние профессиональных заболеваний, травматизма, обеспечение профессионального долголетия. Профессия педагога профессионального обучения является интегральной и со­дер­жит в се­бе две равноправные составляющие: педагог и спе­ци­алист в той отрасли народного хозяйства, для которой он будет готовить рабочие кадры. Так, например, педагог профессионального обучения по специальности «Машиностроение и тех­но­ло­ги­чес­кое оборудование» по классификации Е. А. Климова относится и к груп­пе профессий «человек – человек», и к группе профессий «человек – техника». Поэтому организация профилактики и пре­дуп­реж­де­ния профессиональных заболеваний должна идти в двух направлениях.

Проведенный анализ про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности и изу­че­ние СПВК личности педагога профессиональной школы позволяют определить средства ППФП, формы организации занятий, необходимые квалификационные требования к пре­по­да­ва­те­лям кафедры физического воспитания и ма­те­ри­аль­но-техническим условиям вуза. Технология подбора содержания ППФП с целью формирования компетенций студентов про­фес­си­ональ­но-педагогического вуза можно представить в ви­де схемы представленной на рисунке.

Для эффективного управления ППФП студентов в ву­зе необходимо использовать мониторинг профессионального развития субъектов образования. Главным в мо­ни­то­рин­ге должны стать диагностика, прогнозирование и кор­рек­ция профессионального развития студентов и об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса.

.

 
 
Профессионально-педагогическая деятельность


Рис. Технология организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе

Научно обоснованное содержание ППФП будет способствовать воспитанию у сту­ден­тов социально и профессионально важных качеств, необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности, которые обеспечат трудовое долголетие, помогут сохранить здоровье. Осознание роли физкультурно-спортивной деятельности в про­­фес­сио­наль­ном становлении повысит интерес студентов к фи­зи­чес­кой культуре и спор­ту, формированию здорового образа жизни, к на­уч­ной организации своего труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: