Профессионально-прикладная физическая подготовка. Введение

А.Г. Трушкин, М.В. Трофимов

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Курсантов морских государственных академий.

Шлюпочная практика на ЯЛ-6.

(по специальностям 180402 «Судовождение»

и 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок»)

Учебное пособие.

Ростов-на-Дону

ББК

УДК

Рекомендовано к изданию

Филиал ФГОУ ВПО «МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Ростов-на-Дону

Рецензенты:

Кайгородов П.И. Доцент кафедры медико-педагогических дисциплин Института физической культуры Южного федерального университета к.п.н., капитан 1-го ранга запаса.

Хекерт Е.В. Заместитель начальника факультета военного обучения «Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» к.т.н., доцент, капитан 1-го ранга.

С. Трушкин А.Г., Трофимов М.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов морских государственных академий. Шлюпочная практика на ЯЛ-6. – Учебное пособие, - Ростов – на – Дону, 2008. – 152 с.

ISBN

В настоящем пособии определена общая структура шлюпочной подготовки курсантов морских государственных академий в системе профессионально-прикладной физической подготовки, и отдельные особенности оптимизации этой подготовки, характерные именно для морской практики.

Рекомендуется курсантам первого курса морских государственных академий.

С. Трушкин А.Г., Трофимов М.В. 2008

С., 2008

Оглавление.

Оглавление. 3

Введение. 6

Глава I. Классификация шлюпок. Технические характеристики и нормы эксплуатации шлюпки ЯЛ-6. 8

Классификация шлюпок: 8

Основные технические данные и характеристики шлюпки ЯЛ-6. 9

Нормы эксплуатации: 10

Глава II. Устройство и вооружение шлюпки ЯЛ-6. 11

Устройство шлюпки ЯЛ-6. 11

Парусное вооружение шестивесельного ЯЛа. 15

Предметы снабжения ЯЛа и их типовое расположение на шлюпке. 18

Глава III. Мореходные качества шлюпки. 22

Плавучесть и запас плавучести. 22

Остойчивость. 23

Ходкость и поворотливость. 25

Глава IV. Управление шлюпкой на веслах. 28

Весло и его устройство. 28

Подгонка весел. 29

Посадка команды в шлюпку и обязанности гребцов. 29

Правила поведения гребцов в шлюпке. 30

Техника гребли. 31

Занос. 31

Захват. 32

Проводка. 32

Конец гребка. 33

Гребля в свежую погоду. 34

Основные ошибки у гребцов и их причины. 35

Командные слова и действия при гребле на веслах. 36

Подход к берегу на веслах во время прибоя. 39

Отход от берега на веслах во время прибоя. 40

Подход к трапу (пирсу) в тихую погоду. 40

Отход от трапа (пирса) в тихую погоду. 41

Подход к трапу судна в свежую погоду. 41

Отход от трапа в свежую погоду. 41

Постановка шлюпки на бакштов. 42

Постановка шлюпки на якорь. 42

Съемка с якоря. 43

Плавучий якорь. 44

Снятие шлюпки с мели. 45

Буксировка шлюпок. 45

Глава V. Управление шлюпкой под парусом. 46

Правила поведения гребцов в шлюпке под парусами. 46

Направления ветра относительно шлюпки. 46

Действие ветра на парус. 47

Влияние крена и дифферента на управление шлюпкой. 51

Команды и обязанности гребцов при постановки рангоута и парусов на ЯЛ-6. 52

Команды управления шкотами на ЯЛ-6 под парусами. 55

Уборка парусов и рангоута. 56

Повороты под парусами. Поворот оверштаг. 57

Поворот через фордевинд. 59

Удифферентовка шлюпки. 60

Постановка в дрейф.. 60

Лавировка. 61

Полуповороты.. 62

Маневрирование вокруг судна. 63

Управление шлюпкой при шквалах. 64

Взятие рифов. 65

Подход к трапу судна. 65

Отход от трапа судна. 66

Подход к выстрелу и на бакштов. 67

Подход к пирсу и отход от него. 67

Постановка парусов бабочкой. 68

Управление шлюпкой под парусами без руля. 70

Действия старшины и гребцов в случае опрокидывания шлюпки. 71

Исправление повреждений шлюпки на ходу. 71

Глава VI. Использование шлюпки в особых случаях. 73

Подход к опрокинувшейся шлюпке и оказание помощи. 73

Подход к судну, терпящему бедствие. 73

Глава VII. Элементарные основы метеорологии. 75

Глава VIII. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. 81

I. Общие положения. 81

IV. Ночная ходовая сигнализация. 83

X. Движение судов по внутренним водным путям. 83

Глава IX. Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72). 85

Часть А. Общее положение. 85

Правило 3. Общие определения. 85

Часть Б. Правила плавания и маневрирования. 86

Правило 5.Наблюдение. 86

Правило 12 Парусные суда. 86

Правило 18. Взаимные обязанности судов. 89

Часть С. Огни и знаки. 89

Правило 20. Применение. 89

Правило 21. Определения. 90

Правило 22. Видимость огней. 90

Правило 25. Парусные суда на ходу и суда на веслах. 91

Часть. D. Звуковые и световые сигналы. 91

Правило 32. Определения. 91

Правило 33. Оборудование для подачи звуковых сигналов. 92

Правило 34.Сигналы маневроуказания и предупреждения. 92

Правило 35. Звуковые сигналы, при ограниченной видимости. 93

Правило 36.Сигналы для привлечения внимания. 94

Приложение IV. Сигналы бедствия. 95

Глава X. Морские узлы. 96

Трос. 96

Основные понятия и обозначения. 99

Узлы для утолщения троса. 100

Простой узел. 100

Пожарная лестница. 101

Незатягивающиеся узлы.. 103

Простой штык. 103

Штык со шлагом.. 104

Рыбацкий штык. 104

Узлы для связывания двух тросов. 105

Прямой узел. 105

Воровской узел. 107

Бабий узел. 108

«Тещин» узел. 109

Шкотовый узел. 110

Брам-шкотовый узел. 111

Грейпвайн. 112

Плоский узел. 112

Рыбацкий узел. 114

Затягивающиеся узлы.. 115

Удавка и удавка с полуштыками. 115

Выбленочный узел. 116

Задвижной штык. 118

Констриктор. 118

Стопорный узел. 119

Незатягивающиеся петли. 120

Беседочный узел. 120

Двойной беседочный узел. 123

Топовый узел. 123

Затягивающиеся петли. 125

Кандальный узел. 125

Быстроразвязывающиеся узлы.. 125

Рифовый узел. 125

Узел спасателя. 126

Калмыцкий узел. 128

Шлюпочный узел. 128

Особые морские узлы.. 129

Гачный узел. 129

Гачный узел со шлагом.. 130

Узел «Кошачьи лапки». 131

Крепление нескольких швартовых на пале. 131

Крепление троса на кнехтах. 132

Крепление троса на нагеле. 132

Крепление троса на утке. 133

Талрепный узел. 133

Приложения. 135

Морские термины. 141

Библиография. 151

Введение

Шлюпка – вообще основа моряцкой жизни. Хорош ты в шлюпке – неплох будешь и на корабле. Со шлюпки человек непосредственно общается с бездной, которая бежит под ним – близкая, заманчивая, рискованная.

В. Пикуль. Из неизданного

Фундаментальным принципом российской системы физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной организации труда (НОТ) в формах профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

ППФП введена в программу по физи­ческому воспитанию курсантов Вузов в 1959г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

К профессионально-прикладным видам физической подготовки курсантов высших учебных заведений Федерального агентства речного и морского транспорта Российской Федерации относятся: плавание, прыжки в воду, оказание помощи утопающим, раздевание в воде, ныря­ние, гребля на шлюпках, хождение под парусами, занятие водно-моторным и подводным спортом.

Гребля на веслах и хождение под парусом объединены в одну дисциплину под названием «Шлюпочная практика».

Шлюпочная практика имеет целью подготовку курсантов в соответствии с государственными образовательными стандартами и требованиями Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков 78/95г.

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах и под парусами вырабатывает чувство локтя, ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает чувство ветра и моря, смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.

Шлюпка — лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами судна. Поэтому является обязательным видом физической подготовки курсантов на первом курсе очного обучения. Она проводится концентрированно в весенне-летний период.

В результате прохождения шлюпочной практики курсанты должны обладать хорошей морской практикой и компетентностью в соответствии с требованиями нормативных документов, получить практические навыки в управлении шлюпкой и применении спасательных средств.

Целью шлюпочной практики является:

- приобретение курсантами знаний по программе «Шлюпочная практика», а так же умений и навыков хождения на шлюпке на веслах и под парусом.

Задачи шлюпочной практики:

- приобретение курсантами необходимых знаний по устройству, вооружению и снабжению гребно-парусных шлюпок;

- освоить технику гребли на веслах и управления шлюпкой под парусами;

- приобрести знания по технике безопасности при проведении мероприятий на гребных и парусных шлюпках;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность курсанта к будущей профессии;

- сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию организма;

- воспитание высоких морально-волевых и нравственных качеств;

- воспитание у курсантов интереса и привычки к самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями.

Закончить эту главу хочется словами контр-адмирала Виктора Афанасьевича Дыгало: «У многих, конечно, может возникнуть вроде бы и правомерный вопрос: а нужна ли шлюпочная практика в век ракетно-ядерных океанских флотов? Хотя флот действительно изменился, но море-то осталось прежним! И где же, если не в шлюпке, можно воспитать профессиональные морские качества?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: