В современных социально-экономических условиях содержание высшего профессионального образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации в личностном и профессиональном плане. Эффективно профессиональной деятельностью могут заниматься только универсально мыслящие специалисты, способные различать и понимать весьма широкий спектр проявлений как социальной, так и профессиональной действительности, воспринимать мир в целостности.
Высшее образование должно стать «конвертируемым», обеспечивая социально-профессиональную мобильность и конкурентоспособность специалистов. Реализация такого профессионального образования возможна при широком внедрении в практику высших учебных заведений личностно ориентированного образования в рамках компетентностного подхода.
По мнению А.С. Белкина и Э.Ф Зеера компетентностный подход – это технология моделирования результатов образования и представления норм качества профессионального образования в виде компетентностей и компетенций. Компетентность – это универсальные знания, отличающиеся широким уровнем обобщения; это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетенция рассматривается как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и понимается как способность специалиста реализовать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии).
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании ориентирована на «результаты обучения», т. е. на набор компетенций, показывающий, что именно выпускник будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения. Акцент в образовании ставится на формирование такой системы и структуры мыслительной, практической и нравственной деятельности, которая позволит будущим специалистам самостоятельно ориентироваться во всевозрастающем потоке учебной и научной информации, свободно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических и технологических условиях.
Из широкого спектра компетенций выделяются базовые, обеспечивающие продуктивность различных видов деятельности. Совет Европы в 1996 году отметил пять базовых компетенций: политическую и социальную, межкультурную, коммуникативную, информационную, персональную. О.Н. Шахматова выделяет группу социально-личностных компетенций – совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с социальным окружением (другими людьми, группой и обществом в целом) на основе ее отношения к себе, другим, обществу с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий. И.А. Зимняя называет следующие компетенции: относящиеся к человеку как личности, субъекту деятельности и общения; социальному взаимодействию человека и социальной сферы; профессиональной деятельности человека.
В новом ФГОС ВПО компетенции оцениваются как элементы результата образования. По мнению Н.Н. Тулькебаевой компетенции включают когнитивную составляющую (знания, умения, навыки), а также аффективную (эмоции) и волевую составляющую. Это обобщенная форма разнородных личностных качеств (когнитивных, аффективных, волевых), обеспечивающих человеку сложные виды практически преобразующих действий и позволяющих ему достигать личностно значимых целей.
На основе определений, данных Э.Ф. Зеером, можно понимать компетенцию, как способность мобилизовать и преобразовывать знания, умения и опыт в результат при выполнении конкретной сферы деятельности.
Компетенции тесно связаны с проблемой качества профессионального образования в широком смысле этого слова. Качество образования педагогическая наука определяет как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он призван служить. Фактором, определяющим качество образования, называется высокая компетентность специалиста.
Следовательно, ППФП будущих специалистов должна быть направлена на повышение качества высшего образования, на формирование высокого уровня компетентности будущих специалистов, способствовать эффективному профессиональному становлению студентов, оптимизировать формирование качеств необходимых для реализации компетенций в любой сфере деятельности, т.е. необходима организация физкультурно-спортивной деятельности студентов в рамках компетентностного подхода.