Особенности ППФП студентов на современном этапе социально-экономического развития общества

В сов­ре­мен­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких условиях содержание высшего профессионального образования выступает одним из факторов экономического и со­ци­аль­но­го прогресса общества и дол­жно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации в лич­нос­тном и про­фес­си­ональ­ном плане. Эффективно профессиональной деятельностью могут заниматься только универсально мыслящие специалисты, способные различать и по­ни­мать весьма широкий спектр проявлений как социальной, так и про­фес­си­о­наль­ной действительности, воспринимать мир в це­лос­тнос­ти.

Высшее образование должно стать «конвертируемым», обеспечивая со­ци­аль­но-про­фес­си­ональ­ную мобильность и кон­ку­рен­тос­по­соб­ность специалистов. Реализация такого профессионального образования возможна при широком внедрении в прак­ти­ку высших учебных заведений личностно ориентированного образования в рам­ках компетентностного подхода.

По мнению А.С. Белкина и Э.Ф Зеера компетентностный подход – это технология моделирования результатов образования и пред­став­ле­ния норм качества профессионального образования в ви­де компетентностей и ком­пе­тен­ций. Компетентность – это универсальные знания, отличающиеся ши­роким уровнем обобщения; это содержательные обобщения теоретических и эм­пи­ри­чес­ких знаний, представленные в фор­ме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетенция рассматривается как синтез когнитивного, пред­мет­но-прак­ти­чес­ко­го и лич­нос­тно­го опыта и по­ни­ма­ет­ся как способность специалиста реализовать компетентность в кон­крет­ной практической деятельности (компетентность в дей­ствии).

Реализация компетентностного подхода в про­фес­си­ональ­ном образовании ориентирована на «результаты обучения», т. е. на набор компетенций, показывающий, что именно выпускник будет знать, понимать или будет способен делать после завершения процесса обучения. Акцент в об­ра­зо­ва­нии ставится на формирование такой системы и струк­ту­ры мыслительной, практической и нрав­ствен­ной деятельности, которая позволит будущим специалистам самостоятельно ориентироваться во всевозрастающем потоке учебной и на­уч­ной информации, свободно адаптироваться в быс­тро меняющихся со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких и тех­но­ло­ги­чес­ких условиях.

Из широкого спектра компетенций выделяются базовые, обеспечива­ющие продуктивность различных видов деятельности. Совет Европы в 1996 году отметил пять базовых компетенций: политическую и социальную, меж­культурную, коммуникативную, информационную, персональную. О.Н. Шахматова выделяет группу социально-личностных компетенций – совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с социальным окружением (другими людьми, группой и обществом в целом) на основе ее отношения к себе, другим, обществу с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий. И.А. Зимняя называет следующие компетенции: относящиеся к человеку как личности, субъекту деятельности и общения; социальному взаимодействию человека и социальной сферы; профессиональной деятельности человека.

В новом ФГОС ВПО компетенции оцениваются как элементы результата образования. По мнению Н.Н. Тулькебаевой компетенции включают когнитивную составляющую (знания, умения, навыки), а также аффективную (эмоции) и волевую составляющую. Это обобщенная форма разнородных личностных качеств (когнитивных, аффективных, волевых), обеспечивающих человеку сложные виды практически преобразующих действий и позволяющих ему достигать личностно значимых целей.

На основе определений, данных Э.Ф. Зеером, можно понимать компетенцию, как способность мобилизовать и преобразовывать знания, умения и опыт в результат при выполнении конкретной сферы деятельности.

Компетенции тесно связаны с проблемой качества профессионального образования в широком смысле этого слова. Качество образования педагогическая наука определяет как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он призван служить. Фактором, определяющим качество образования, называется высокая компетентность специалиста.

Следовательно, ППФП будущих специалистов должна быть направлена на повышение качества высшего образования, на формирование высокого уровня компетентности будущих специалистов, способствовать эффективному профессиональному становлению студентов, оптимизировать формирование качеств необходимых для реализации компетенций в любой сфере деятельности, т.е. необходима организация физкультурно-спортивной деятельности студентов в рамках компетентностного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: