Устройство шлюпки ЯЛ-6

Рис 1. Устройство шлюпки (по В.И. Шатрову, 1998):

1 - ахтерштевень; 2 - отверстие для сорлиня; 3 - кормовой рым для фалиня; 4 - транцевый брус; 5 - головка руля; 6 - транце­вая доска; 7 - сиденье для рулевого; 8 - фасонный обушок; 9 - направляющие планки; 10 - заспинная доска; 11 - кормовое сиденье; 12 - утка для фока-шкота; 13 - подключина; 14 - чака под металлическую кницу; 15 - металлическая кница; 16 - утка для кливер-шкота; 17- междубаночная чака; 18 - вант-путенс; 19 - рыбины; 20 - средняя банка; 21 - упор для ног; 22 - наметка; 23 - нагель; 24 - мачтовая банка; 25 - привальный брус; 26 - планка с гнездом для фонарной стойки; 27 - брештук; 28 - галсовый гак; 29 - форштевень; 30 - носовой рым для фа­линя; 31 - носовой решетчатый люк; 32 - планширь; 33 - степс; 34 - степс фонарной стойки; 35 - носовая банка; 36 - носовой цепной подъем; 37 - прижимная гайка и шайба кильсона; 38 - степс для мачты; 39 - шпангоуты; 40 - ширстрек; 41 - бур­тик; 42 - башмак пиллерса; 43 - пиллерс; 44 - обшивка; 45 - подлегарс; 46 - загребная (кормовая) банка; 47 - спускная латунная пробка; 48 - шпунтовый пояс обшивки; 49 - кормо­вой решетчатый люк; 50 - упор для ног; 51 – киль; 52 – кильсон; 53 - деревянная прокладка под кницу; 54 - кормовой цепной подъем; 55 - металлическая кница; 56 - флюгарка; 57 – руль; 58 - петля руля с оковкой; 59 - стержень для навески руля; 60 - перо руля.

Совокупность про­дольных и поперечных брусьев, представляющих каркас шлюпки, называется набором. Набор корпуса шлюпки, состоит из 5-ти основных элементов: киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты и транец (транцевая доска).

Для продольной прочности корпуса шлюпки в каркас укладывается дубовый брус – киль (рис 1.51; рис 2.1), заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом – форштевнем (рис 1.29; рис 2.4), а в кормовой части – ахтерштевнем (рис 1.1; рис 2.8). Форштевень соединяется прочно с килем при помощи деревянной соединительной кницы – кноп (носовая кница) (рис 2.7), а ахтерштевень с помощью стальной кницы (рис 1.55; рис 2.10) на латунных болтах.

К килю сверху прикреплен резень-киль (рис 2.2), служащий дополнительной прочностью набора. На киль и форштевень накладывается металлическая полоса – оковка (рис 2.5), предохраняющая шлюпку от повреждения при швартовке.

Рис 2. Шестивесельный ЯЛ (деталировка) (по М.М. Копп, 1988):

1— киль; 2 — резен-киль; 3 — шпунт; 4 — форштевень; 5 — килевая полоса, или оковка; 6 — фалстем; 7 — кноп (носовая кница); 8 — ахтерштевень; 9 — транцевая доска или транец; 10 — кормовая металлическая кница; 11 — деревянная прокладка под кницу; 12 — болты крепления; 13 — киль­сон; 14 — степс мачты; 15 — степс фонарной стойки; 16 — башмак пиллер­са; 17 — застежка башмака пиллерса; 18 — пиллерс; 19— рым носового цепного подъема; 20 — цепной носовой подъем; 21 — скоба цепного подъ­ема; 22 — обух цепного подъема; 23 — болт крепления кильсона; 24 — кильсонная шайба; 25 — кильсонная гайка; 26 — кормовой цепной подъем; 27 — обойма носового цепного подъема; 28 — обойма кормового цепного подъема; 29 — планка с гнездом для фонарной стойки; 30 — носовой решетчатый люк; 31 — галсовый гак; 32 — рыбина; 33 — упор для ног; 34 — вынимающаяся передняя часть кормового решетчатого люка; 35 — кормовой решетчатый люк; 36 — упор для ног; 37 — баковая банка; 38 — ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 — шпангоут; 40 — привальный брус; 41—планширь; 42 — буртик; 43 — подлегарс; 44 — мачтовая банка; 45 — междубаночная чака; 46 — металлическая кница; 47 — нагель; 48 — планка с гнездом для нагеля; 49 — планки мачтовой наметки; 50 — мачтовая наметка; 51 — подуключина; 52 — уключина; 53 — обу­шок для штерта; 54 — штерт для уключины; 55 — вант-путенс; 56 — тро­совый талреп; 57 — коуш ванты; 58 — ванта; 59 — спускная пробка; 60 — гнездо для спускной пробки; 61 —кожаная прокладка;62 — заспинная доска; 63 — направляющая планка; 64 — фасонный обушок для фока-штока; 65 — сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 — обвязка транцевой доски; 67 — рым для кормового фалиня; 68 — кормовой фа­линь; 69 — кормовое сиденье; 70 — обойма флагштока; 71 — степс флаг­штока; 72 — шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 — фигурный брус.

Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса шлюпки служат шпангоуты (рис 1.39; рис 2.39), которые крепятся стальными оцинкованными шурупами к резень-килю по всей длине шлюпки с обеих сторон.

Поверх шпангоутов на резень-киль накладывается кильсон (рис 1.52; рис 2.13) – съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами (рис 2.23). На кильсоне имеются степсы (рис 1.38; рис 2.14) для установки мачт и гнезда для стоек – пиллерсов (рис 1.43; рис 2.18), поддерживающих банки. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя дубовыми изогнутыми по форме борта шлюпки привальными брусьями (рис 1.25; рис 2.40), которые в свою очередь носовыми концами врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком (рис 1.27) - стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевым брусом (рис 1.4). Привальный брус придает шлюпке продольную прочность и надежность набора.

Чтобы предохранЯЛись шпангоуты от повреждения, дно шлюпки закрывается съемными щитами – рыбинами (рис 1.19; рис 2.32), имеющими упоры для ног (рис 1.21; рис 1.50) гребцов, а кормовая часть дна закрыта решетчатым люком (рис 1.49; рис 2.34,2.35), состоящим из двух частей.

Верхний конец пиллерса входит в гнездо на банке, нижний – в башмак (рис 1.42; рис 2.16) на кильсоне. Между банками по бортам находятся распорки, называемые междубаночными чаками (рис 1.17; рис 2.45).

С внутренней стороны шлюпки немного выше расчетной ватерлинии по бортам прокладываются дубовые брусья – подлегарсы (рис 1.45; рис 2.43), на которые опираются банка, кормовые сиденья и носовой решетчатый люк (рис 1.31; рис 2.30) с планкой и гнездом для фонарной стойки (рис 1.26; рис 2.29). Нижний конец стойки входит в гнездо степса на форштевне. Банки и кормовое сиденье крепятся к подлегарсу и привальному брусу при помощи книц (рис 1.15; рис 2.46). Привальные брусья и подлегарсы в носовой части прочно соединяются между собой и форштевнем, в корме с транцевой доской.

К ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) (рис 1.6; рис 2. 9).

По периметру с внутренней стороны к транцу крепится деревянный брус – транцевый брус (рис 1.4).

Параллельно транцевой доске в вертикальные направляющие планки вставляется съемная заспинная доска (рис 1.10; рис 2.62), которая устанавливается параллельно транцевой доске на расстоянии 35 - 45 см от нее.

На внутренней стороне транцевой доски находится обойма (рис 2.70), а на кормовом сиденье - гнездо для крепления флагштока, (степс флагштока) (рис 1.7; рис 2.65)

Между заспинной и транцевой досками у правого борта на деревянной накладке – книце (рис 1.7; рис 2.65), опирающейся на привальный и транцевый брусья, находится место старшины шлюпки.

Пояса обшивки (рис 1.44) ЯЛа уложены в накрой. Нижняя линия досок обшивки, входящая в шпунт киля, называется шпунтовым поясом (рис 1.48), а верхний пояс – ширстреком (рис 1.40; рис 2.38).

Привальные брусья оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху с обеих бортов дубовыми досками – планширом (рис 1.32; рис 2.41), которые ограждаются с наружной стороны полукруглым буртиком (рис 1.41), а нижний бортик расположен на поясе, ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке шурупами, они прикрывают паз между планширом и ширстреком и защищают борта шлюпки от ударов при швартовке.

В днище шлюпки в районе загребной банки имеется отверстие с вывинчивающейся латунной пробкой (рис 1.47; рис 2.59, 2.60), которое служит для слива воды, скопившейся на дне при подъеме шлюпки.

Корпус шлюпки оборудуется различными металлическими деталями, служащими для соединения частей набора между собой.

При спуске и подъеме шлюпки на борт судна используются цепные подъемы (рис 1.36, 1.54; рис 2.20, 2.26), которые состоят из обуха (рис 2.22), наглухо приклепанного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма (рис 2.19). За рымы закладываются гаки шлюпочных талей. Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, носовой рым пропускают через стопорную планку на носовой банке, что образует обойму носового цепного подъема (рис 2.28), а кормовой через специальное отверстие в кормовом сиденье, что образует обойму кормового цепного объема (рис 2.28).

Для установки мачты в вертикальное положение и закреплению ее на мачтовой банке укреплена наметка (рис 1.22; рис 2.50) и гнезда (рис 2.48) для нагелей (рис 1.23; рис 2.47), которые представляют собой обычные болты с продолговатой фигурной головкой. Они предназначены для закрепления наметок и снастей такелажа.

Степс (рис 1.38; рис 2.14) прикрепляется к кильсону и служит для установки конца (шпоры) мачты.

На внутренней кромке привальных брусьев с левого и правого борта установлены фасонные обушки – вант-путенсы (рис 1.18; рис 2.55). Они служат для крепления вант (рис.2.58), удерживающих мачту в вертикальном положении, а также для закладывания и обтягивания фока-шкотов (рис 1.12; рис 2.64), фасонные обушки имеются и на кницах средней банки для закладки кливер-шкотов (рис 1.16).

Гак на форштевне (галсовый гак) (рис 1.28; рис 2.31) служит для осаживания и крепления кливер-галса.

На внутренней стороне привального бруса установлены утки (рис 1.12, 18) для кливер-шкота, фока-шкота, а также для крепления кранцев при швартовке.

Швартовое устройство состоит из носового (рис 1.30) и кормового рымов (рис 1.3; рис 2.67), к которым крепится огон фалиня-троса (рис 2.68) из растительных и синтетических волокон.

К планширю крепятся подуключины (рис 1.13; рис 2.51) с гнездами для уключин (рис 2.52). В ЯЛе четыре банки: носовая (рис 1.35), баковая (мачтовая) (рис 1.24), средняя (рис 1.20) и кормовая (загребная) (рис 1.46).

Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит рулевое устройство (рис 1.57). Руль навешивается в диаметральной плоскости на специальный стержень (рис 1.59), для чего на нем укреплена петля с оковкой (рис 1.58). Чтобы румпель не выпал, он крепится чекой, связанной цепочкой с головкой руля (рис 1.5). В пере руля (рис 1.60) имеется отверстие для сорлиня (рис 1.2) - небольшого линя. Один конец сорлиня, пропущенный в отверстие на руле, заделан узлом - кнопом, а второй привязан к рыму на ахтерштевне.

Снаружи в носовой части от форштевня, а также на транцевой доске с правого и левого борта укрепляются окантовки для флюгарок (рис 1.56).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: