Гребля в свежую погоду

Команда гребцов на ЯЛе должна быть готова к выступлению при любой погоде, направлении ветра и волны. Поэтому нужно проводить тренировки и в сложных погодных условиях.

Гребля в свежую погоду против волны и ветра, за волной и по ветру имеет ряд особенностей как в технике работы с веслом, так и в амплитуде движений массы гребца.

В сложной обстановке необходимо учитывать все «мелочи», которые могут влиять и положительно и отрицательно на движение ЯЛа. Например, при гребле против ветра можно улучшить ход шлюпки, если гребцы станут заносить весла с раскрытой лопастью до момента вгребания. (Встречаются еще команды даже на крупных соревнованиях, которые большую часть заноса или весь занос несут лопасть в вертикальном положении.) Рулевой при встречном ветре должен располагаться как можно ниже, чтобы не принимать на себя воздушный поток. Усилие на проводке должно выполняться с нарастанием и подчеркнуто жестким окончанием гребка. Что касается структуры всего гребкового цикла, то он при гребле против волны и ветра строится немного иначе. Его рабочая часть с укороченным заносом немного переносится в корму. В таком положения, когда скорость ниже обычной дистанционной, меньший занос лопасти позволит более эффективно (за счет меньшего наклона туловища вперед) начинать проводку.

При максимальном заносе, которым пользуются в штилевую погоду, гребец не может, активно прилагать усилие в первой части проводки. Встречный ветер и волна в момент безопорной фазы заметно погашают инерцию ЯЛа, отчего начало гребка немного тяжелее, чем в обычных условиях. Для сохранения скорости ЯЛа в условиях встречного ветра и волны следует ускорить занос лопасти, а длину проводки укоротить. Темп может оставаться обычным или увеличиться на 1—2 гр/мин, но не более. При этом время нахождения лопасти в воде из-за небольшой скорости ЯЛа не уменьшится.

Гребля против волны имеет силовой характер. Для поддержания скорости каждый гребок надо выполнять с полным усилием и внимательно следить за работой, лопасти в воде. Движение рукояти весла при гребле против волны не всегда идет по прямой горизонтальной линии, а может смещаться вверх-вниз применительно к водной поверхности. С захватом воды лопастью на подветренной стороне волны рукоять весла до конца проводки должна продвинуться снизу-вверх к верхней части груди настолько, чтобы лопасть не вышла преждевременно из воды и, наоборот, при захвате воды лопастью с наветренной стороны рукоять идет вниз к бедрам с тем, чтобы лопасть не уходила глубоко под волну.

Гребля на большой волне характерна тем, что изменяется привычная ритмичность. Чтобы удержать скорость, которая очень заметно погашается как во время заноса весел, так и от ударов встречных волн, рулевому нужно внимательно следить за движением каждой волны.

В условиях встречной волны и ветра волновые валы идут неодинаковой величины Обычно одна-две большие волны резко тормозят ход шлюпки, затем, как правило, идут волны поменьше, а за ними снова большие.

При встрече с большой волной рулевой обязан предупреждать гребцов подачей команды «Волна!» В этот момент гребцы должны делать проводку лопасти особенно внимательно. Стараясь сохранить имеющийся ход, с силой опираются лопастью о воду, чтобы быстрее перевалить через гребень волны, вершина которой перемещается по ветру. После прохода шлюпкой большой волны рулевой, увидев впереди меньшие волны, подает команду «Нет волны!» В этот момент необходимо придать шлюпке максимальный ход за счет серии энергичных и сильных гребков. Грести нужно чуть чаще, чтобы следующую большую волну встретить с запасом скорости.

Увеличить ход шлюпки, двигаясь против большой волны и зыби, можно также за счет перемещения люков и рыбин, если в ЯЛе нет другого вооружения. Идя против большой пологой волны, если вода не захлестывает через нос шлюпки, груз следует размещать ближе к носу. Это делается для того, чтобы ЯЛ, выйдя на вершину волны, быстрее скатывался вниз за счет утяжеленного носа. Если груз сместить в корму, встречная волна высоко поднимет облегченный нос, и ЯЛ будет медленно переваливать вершину волны, а сходя с нее, станет «тянуть» кормой воду, за счет чего также уменьшится скорость.

На частой и небольшой встречной волне нос загружать не следует. Во время движения за волной груз нужно распределить посередине ЯЛа.

При гребле по ветру за волной лопасти можно не разворачивать, однако заносить их следует несколько выше обычного (чтобы они не касались гребешков волн) В этом случае дополнительная парусность весел ускорит ход ЯЛа. При гребле за волной изменяется ритмичность. Во время подъема шлюпки на волну (когда под ее корпус подкатывается гребень) нужно увеличивать темп, чтобы как можно дольше продержаться на гребне, который подходит с кормы и, перекатываясь к носу, тянет шлюпку вперед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: