Случилось так, что как раз в это время во дворце халифа находилась группа людей из бану 'Абс. Среди них был один слепой. Аль-Валид спросил его о причине его слепоты, и тот ответил:
34 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— О повелитель верующих! Не было среди бану 'Абс человека более богатого, чем я, и ни у кого не было такой большой семьи, как у меня. Я жил со своей семьёй на дне долины в тех местах, где селятся мои соплеменники. И однажды к нам пришёл такой поток, подобного которому мы раньше не видели. Этот поток лишил меня всего моего имущества, семьи и детей, оставив мне единственного верблюда да новорожденного ребёнка. Верблюд был норовистым, вырвался и убежал от меня. Я оставил ребёнка на земле, а сам побежал за верблюдом. Но стоило мне отбежать от того места, как я услышал позади себя крик ребёнка. Я повернулся и увидел, что волк уже хватает его за голову. Я бросился к нему, но было поздно. Я не смог спасти ребёнка, потому что волк уже загрыз его. Я догнал верблюда, но, когда я приблизился к нему, он лягнул меня прямо в лицо, повредив мне лоб, из-за чего я ослеп. Так за одну ночь я остался без семьи, без детей, без имущества и без зрения...
|
|
Аль-Валид сказал своему привратнику:
— Отведи этого человека к нашему гостю 'Урве ибн аз- Зубайру. Пусть он расскажет ему свою историю, дабы 'Урва знал, что есть люди, которых постигли более тяжкие испытания, чем его.
Когда 'Урву ибн аз-Зубайра доставили в Медину и привезли в его дом, он заговорил первым, сказав:
—Пусть вас не пугает то, что вы видите. Всевышний Аллах даровал мне четырёх сыновей, а потом забрал у меня одного, оставив троих. И Ему хвала... И Он даровал мне четыре конечности, а потом забрал одну из них, оставив три. И Ему хвала... Клянусь Аллахом, если даже Аллах забрал у меня немного, то при этом Он оставил мне
'Урва ибн аз-Зубайр 35
много. И даже если Он подверг меня испытанию один раз, то ведь раньше я так долго жил благополучно...
Узнав о возвращении их имама и учёного 'Урвы ибн аз-Зубайра, жители Медины поспешили к его дому, чтобы утешить его и при нести свои соболезнования. Одним из наилучших соболезнований стали слова Ибрахима ибн Мухаммада ибн Тальхи. Он сказал:
Радуйся, о Абу 'Абдаллах, ведь один из твоих органов и один из твоих сыновей опередили тебя, отправившись в Рай прежде тебя. А целое последует за своей частью с позволения Всевышнего Аллаха. Аллах оставил нам от тебя то, в чём мы нуждаемся и без чего не можем обойтись — твоё знание, пони мание религии и правильные мнения. Да принесёт Аллах пользу через них и тебе, и нам! А Аллах — Тот, Кто дарует тебе на граду и гарантирует тебе благой расчёт.
|
|
На протяжении всей своей жизни 'Урва ибн аз-Зубайр оставался для мусульман минбаром прямого пути. Он указывал на то, в чём преуспеяние, и призывал к благому.
'Урва уделял огромное внимание воспитанию детей мусульман — и, прежде всего, собственных. Он не упускал возможности дать им полезное наставление. Он побуждал своих сыновей к приобретению знания, говоря им:
Сыновья мои, приобретайте знание и отдавайте ему должное, ибо поистине, даже если вы будете самыми незначительными из людей, возможно, Аллах сделает вас велики ми через знание.
А потом он говорил:
Позор... Есть ли в этом мире что-нибудь более отвратительное, чем невежественный старик?
36 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
'Урва побуждал сыновей считать милостыню подарком, который они дарят Всевышнему Аллаху.
Он говорил:
— Сыновья мои! Пусть никто из вас не дарит Господу своему то, что он постыдился бы подарить знатному представителю своих соплеменников, ибо поистине Всевышний Аллах — Самый величественный и Самый щедрый. И Он более достоин того, чтобы выбирать для Него лучшее.
'Урва также просвещал своих сыновей относительно людей, помогая им понять человеческую сущность.
Так, он говорил им:
— Сыновья мои! Если увидите, что какой-то человек делает что-то хорошее, то надейтесь на благо для него, даже если люди считают его скверным человеком, потому что у него найдутся и другие подобные дела. И если увидите, что какой-то человек делает что-то скверное, то остерегайтесь его, даже если люди считают его благим человеком, потому что у него найдутся и другие подобные дела. И знайте, что благое деяние свидетельствует о том, что у человека есть и другие подобные ему, и скверное деяние свидетельствует о том, что у человека есть и другие подобные ему.
'Урва побуждал сыновей быть мягкими, говорить благие слова и сохранять приветливое и располагающее к себе выражение лица. Он говорил:
— Сыновья мои! Мудрые недаром говорили: пусть слова твои будут благими, и пусть лицо твоё будет приветливым, и тогда люди будут любить тебя больше, чем тех, кто даёт им что-то.
'Урва ибн аз-Зубайр 37
Видя, что люди склоняются к роскоши и предаются удовольствиям, 'Урва напоминал им о том, какой скромной и суровой была жизнь Посланника Аллаха . Например, Мухаммад ибн аль-Мункадир рассказывал: «Однажды я встретил 'Урву ибн аз-Зубайра. Он взял меня за руку и сказал: "О Абу 'Абдаллах..." Я сказал в ответ: "Вот я перед тобой". Он сказал: "Как-то раз я зашёл к моей матери 'Аише* , и она сказала: <Сынок...> Я ответил: <Вот я перед тобой>. Она сказала: <Клянусь Аллахом, случалось, что в доме Посланника Аллаха по сорок ночей не зажигали огонь — ни лампу, ни что- либо другое>. Я спросил: <Чем же вы питались?> Она ответила: <Финиками и водой>"».
'Урва ибн аз-Зубайр прожил семьдесят один год, и все эти годы были наполнены благом и благочестием и увенчаны богобоязненностью. И смерть пришла к нему, застав его постящимся. Его родные убеждали его прервать пост. Но он отказался.
Отказался потому, что надеялся разговеться глотком воды из райской реки Каусар из серебряной чаши, которую будет держать в руках райская гурия.
* Мать верующих 'Аиша была родной тётей 'Урвы; слово «мать» здесь употреблено в широком смысле (аналогичным образом арабы называли дядей любого старшего родственника, племянником — младшего и т. Д.).
АР-РАБИ' ИБН ХУСАЙМ
О Абу Зейд, если бы Посланник Аллаха увидел тебя, он полюбил бы тебя.
'Абдаллах ибн Мас'уд
Х иляль ибн Исаф сказал своему гостю Мунзиру ас-Саури:
|
|
— Пойдём, о Мунзир, посвятим немного времени вере...
Мунзир ответил:
— Хорошо... Клянусь Аллахом, в Куфу меня привело только желание встретиться с твоим учителем ар-Раби' ибн Хусаймом и пожить хотя бы немного под сенью его веры. А ты попросил у него разрешения зайти к нему для нас? Мне сказали, что, с тех пор как его разбил паралич, он не выходит из дома, посвящает всё своё время Господу и редко встречается с людьми.
Хиляль сказал:
— Он такой с тех пор, как Куфа узнала его, и болезнь ничуть не изменила его.
Мунзир сказал:
— Что ж... Однако тебе известно, что характер у шейхов бывает разный. Как думаешь, мы можем прийти к нему и сами спрашивать о том, что хотим узнать? Или же мы должны молчать и слушать то, что он пожелает нам сказать?
Хиляль сказал:
— Если бы ты сидел с ар-Раби' ибн Хусаймом целый год, он не стал бы разговаривать с тобой, если ты не стал бы раз-
Ар-Раби' ибн Хусайм 39
говаривать с ним, и он ничего тебе не скажет, если только ты сам не задашь ему вопрос. Он сделал слова свои поминанием, а молчание своё — размышлением.
Мунзир сказал:
— Тогда пошли к нему, с благословения Аллаха...
Они пошли к шейху. Они поприветствовали его и сказали:
— Как шейх встретил утро?
Он ответил:
— Встретил он его слабым и грешным. Ест он удел свой и ожидает часа своего.
Хиляль сказал ему:
— В Куфу приехал опытный лекарь. Разреши мне привести его к тебе.
Шейх ответил:
— О Хиляль... Поистине, я знаю, что лекарство — истина. Но я размышлял об адитах, самудянах, жителях Расса* и многих других. Они были сильнее и величественнее нас, и среди них были лекари и были больные. А потом не осталось ни лекарей, ни больных.
Потом он тяжело вздохнул и сказал:
— Если бы это было болезнью, то мы лечились бы от неё.
Мунзир попросил разрешения и сказал:
— Что же тогда является болезнью, господин шейх?
Он ответил:
— Болезнь — это грехи.
Он спросил:
— А лекарство?
Шейх ответил:
— Лекарство — испрашивание прощения.
* Упомянутые в Коране древние, исчезнувшие народы, которые Всевышний Аллах покарал за неверие и грехи.
|
|
40 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Он спросил:
— И как же происходит исцеление?
Шейх ответил:
— Ты раскаиваешься и не возвращаешься к этим грехам вновь.
Потом он внимательно посмотрел на нас и сказал:
— Души... Души... Заботьтесь о душах своих, которые сокрыты от людей, но не сокрыты от Аллаха. Ищите лекарства для них.
Мунзир спросил:
— А каково их лекарство?
Шейх ответил:
— Искреннее покаяние.
Потом он заплакал так, что борода его намокла от слёз.
Мунзир спросил:
— Неужели ты плачешь, несмотря на то, кто ты?!
Шейх ответил:
— Увы... Как же мне не плакать? Ведь я застал людей, по сравнению с которыми мы просто разбойники.
Он имел в виду сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми).
В это время вошёл сын шейха и сказал:
— О отец, мать приготовила для тебя сладкий хабис и очень старалась. И она будет очень рада, если ты поешь. Принести тебе?
Шейх сказал:
— Неси.
Как только он вышел, в дверь постучался просящий подаяния.
Шейх сказал:
— Впустите его.
Когда он вошёл, я посмотрел на него и увидел перед собой немолодого уже человека в рваной одежде. Слюна текла на его подбородок. По лицу его было видно, что он слабоумный.
Ар-Раби' ибн Хусайм 41
В эту минуту вернулся сын шейха с блюдом сладкого кушанья. Отец сделал ему знак поставить блюдо перед посетителем. Он так и сделал. Мужчина стал жадно глотать еду, и при этом слюна его капала в еду. Он ел, пока не съел всё.
Сын сказал шейху:
— Да помилует тебя Аллах, отец... Мать очень старалась, готовя для тебя этот хабис, и мы хотели, чтобы ты поел его. А ты отдал кушанье этому человеку, который сам не знает, что ест...
Шейх сказал:
— Сынок, даже если он не знает, что ест, то Аллах знает...
И он прочитал слова Всевышнего Аллаха «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92).
После этого к шейху зашёл один из его родственников и сказал:
— О Абу Язид! Убили Хусейна, сына Фатымы, мир ему и его матери..,
Шейх сказал:
— Поистине, Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся...
И он прочитал слова Всевышнего: «Скажи: "О Аллах, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное! Ты рассудишь Своих рабов в том, в чём они расходились во мнениях"» (39:46).
Но вошедшему этих слов показалось недостаточно, и он спросил:
— Что ты скажешь о его убийстве?
Шейх ответил:
— Я скажу, что к Аллаху им предстоит вернуться, и Аллах подвергнет их расчёту...
42 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Увидев, что время полуденной молитвы приблизилось, Хиляль сказал:
— Дай мне наставление.
Шейх сказал:
— Пусть не обольщает тебя, о Хиляль, то, что люди много хвалят тебя, ибо поистине, люди знают лишь твою внешнюю сторону. И знай, что участь твоя зависит от дел твоих, а любое дело, совершённое не из стремления к Лику Аллаха, окажется тщетным.
Мунзир сказал:
— Дай наставление и мне, и да воздастся тебе за это благом.
Шейх сказал:
— О Мунзир, бойся Аллаха в том, что знаешь, а то, что сокрыто от тебя, оставь тому, кто знает его... О Мунзир, пусть никто из вас не говорит: «О Аллах, поистине, я каюсь перед Тобой!», не раскаиваясь после этого, из-за чего слова его становятся ложью. Но говори: «О Аллах! Прости меня!» И это будет мольба. И знай, о Мунзир, что нет блага в словах, кроме слов «Нет божества, кроме Аллаха», «Хвала Аллаху», «Аллах Велик», «Пречист Аллах» и тех слов, с помощью которых ты просишь у Него блага или испрашиваешь у Него защиты от зла, а также побуждаешь к одобряемому или удерживаешь от порицаемого. И ещё — чтение Корана.
Мунзир сказал:
— Мы сидели у тебя, но не слышали, чтобы ты читал стихи. При этом мы видели, как некоторые твои товарищи порой говорят стихами.
Шейх сказал:
— Всё, что ты произносишь здесь (в этом мире), непременно будет записано и прочитано тебе там (в мире вечном).
Ар-Раби' ибн Хусайм 43
И я не хочу обнаружить в своём свитке стихи, которые будут прочитаны мне в День расчёта.
Потом шейх окинул взглядом присутствующих и сказал:
— Чаще вспоминайте о смерти, потому что она — отсутствующий, прибытия которого вы ожидаете. Чем дольше отсутствует он, тем ближе его прибытие и тем больше ждут его родные.
Потом он заплакал и сказал:
— Что мы будем делать завтра, «когда земля превратится в пыль и твой Господь придёт с ангелами, выстроившимися рядами, и в тот день приведут Геенну...» (89:21-23)?
Едва ар-Раби' закончил говорить, как раздался азан полуденной молитвы, и шейх обратился к сыну со словами:
— Давай же внемлем глашатаю Аллаха...
Сын шейха сказал:
— Помогите мне донести его до мечети. Да воздаст вам Аллах благом.
Хиляль рассказывал:
— И мы подняли его. Правую руку он положил на плечо сыну, а левую — на моё плечо. Так мы шли, поддерживая его с двух сторон. И ноги его при этом волочились по земле.
Мунзир сказал ему:
— О Абу Язид! Ведь Аллах дал тебе разрешение, и ты можешь совершать молитву в своём доме...
Шейх ответил:
— Всё так, как ты говоришь. Однако я слышал глашатая, который взывал: «Спешите к преуспеянию! Спешите к преуспеянию!» Пусть же тот из вас, кто услышит глашатая, зовущего его к преуспеянию, ответит на его призыв, Даже если ему придётся прийти ползком...
44 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Кто же такой этот ар-Раби' ибн Хусайм?
Это один из самых известных последователей сподвижников и один из восьми самых равнодушных к мирским благам людей своего времени.
Он был чистокровным арабом и вёл своё происхождение от Мудара, имея с Пророком двух общих предков — Ильяса и Мудара. С младых ногтей он воспитывался в покорности Аллаху и уже в юные годы отличался богобоязненностью.
Его мать ложилась спать и, проснувшись, видела, что её сын-подросток всё ещё стоит, восхваляя Аллаха в своей тайной беседе с Ним, погрузившись в молитву. Она звала его, говоря:
— Сынок, Раби', может, поспишь?
А он отвечал:
— Как может спать тот, кто тёмной ночью опасается неожиданного нападения?
Пожилая женщина утирала слёзы и обращалась к Аллаху с благими мольбами за сына. Когда ар-Раби' повзрослел, его благочестие и богобоязненность только увеличились.
Он обращался к Всевышнему с такими страстными мольбами и так много плакал по ночам, пока люди спали, что мать даже стала подозревать неладное.
Однажды она сказала ему:
— Что случилось с тобой, сынок? Ты что, совершил какое-нибудь преступление? Может, ты убил кого-нибудь?
Он ответил:
— Да, матушка, я убил....
Мать спросила с замиранием сердца:
— Кто же этот убитый? Мы попросим людей пойти к его семье, и, быть может, они простят тебя... Клянусь Аллахом, если бы родные убитого знали, как ты плачешь и как ты страдаешь, лишившись сна, они непременно помиловали бы тебя!
Ар-Раби' ибн Хусайм 45
Он сказал:
— Не нужно говорить ни с кем... Поистине, я убил самого себя... Загубил душу свою грехами.
Ар-Раби' ибн Хусайм учился у 'Абдаллаха ибн Мас'уда, сподвижника Посланника Аллаха , больше остальных похожего нравом и поведением на самого Посланника . Ар-Раби' был привязан к своему учителю, как ребёнок привязан к матери. А учитель любил ученика так, как любит отец своего единственного сына.
Ар-Раби' заходил к 'Абдаллаху ибн Мас'уду, не спрашивая разрешения, а когда он сидел у него, 'Абдаллах никому не разрешал войти, пока не уйдёт ар-Раби'.
Ибн Мае'уд видел чистоту души ар-Раби', искренность его сердца и его усердие в поклонении. Поэтому он очень жалел, что ар-Раби' не застал Пророка и не был его сподвижником. Он говорил ар-Раби':
— О Абу Язид, если бы Посланник Аллаха видел тебя, он бы полюбил тебя...
Ибн Мас'уд также говорил ему:
— Каждый раз, когда я вижу тебя, я вспоминаю смиренных.
'Абдаллах ибн Мас'уд не преувеличивал, произнося эти слова. Ар-Раби' ибн Хусайм действительно достиг в смирении, благочестии и богобоязненности таких высот, что мало кто из его сверстников мог сравниться с ним в этом.
До нас дошли рассказы о нём, которые украшают собой страницы истории.
Так, один из его товарищей рассказывает:
46 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Я был товарищем ар-Раби' ибн Хусайма в течение двадцати лет и не слышал от него никаких слов, кроме тех, которые возносятся к Аллаху...
Сказав это, он прочитал слова Всевышнего: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» (35:10).
'Абд-ар-Рахман ибн 'Аджлян рассказывал:
— Однажды я ночевал у ар-Раби', и, уверившись в том, что я заснул, он встал и стал совершать молитву. Он прочитал слова Всевышнего «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!» (45:21). И он молился всю ночь, повторяя этот аят, читая его снова и снова до самого рассвета. И при этом слёзы текли ручьём из его глаз...
До нас дошло много рассказов о страхе ар-Раби' перед Всевышним Аллахом. Например, его товарищи рассказывают такую историю:
— Однажды мы шли вместе с 'Абдаллахом ибн Мас'удом, и ар-Раби' ибн Хусайм был с нами. Мы дошли до берега Евфрата, где стояла печь, в которой сжигали камни для получения извести. В печи горело пламя. Искры летели во все стороны, а языки пламени поднимались очень высоко. Мы услышали рёв пламени. В печь бросили камни, чтобы они, сгорая, превращались в известь. Увидев огонь, ар-Раби' остановился и задрожал.
Он прочитал слова Всевышнего «Когда оно завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и рёв. Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут
Ар-Раби' ибн Хусайм 47
призывать погибель» (25:12—13). А потом он упал, лишившись чувств. И мы оставались возле него, пока он не пришёл в себя. Когда он очнулся, мы отвели его домой.
Всю свою жизнь ар-Раби' прожил в ожидании смерти и тщательно готовился к ней. Когда он лежал на смертном одре, его дочь заплакала, и он спросил:
— Почему ты плачешь, доченька? Ведь к твоему отцу пришло благо...
После этого душа его покинула тело.
ИЯС ИБН МУ'АВИЯ АЛЬ-МУЗАНИ
Смелость 'Амра в щедрости Хатима, в кротости Ахнафа, в проницательности Ияса.
Абу Таммам
П овелитель верующих 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз провёл ту ночь без сна. Глаза никак не желали закрываться, и он не мог найти себе места. Этой холодной ночью в Дамаске халиф был занят выбором судьи Басры, который обеспечил бы торжество справедливости в этом городе и судил в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Судья требовался такой, чтобы, когда дело касается истины, он ничего не боялся и никакое прельщение не оказывало на него влияния.
Он уже выбрал двоих, которые не уступали друг другу ни в понимании религии, ни в готовности отстаивать истину, ни в проницательности. И стоило халифу обнаружить в одном из них какое-нибудь достоинство, побуждающее предпочесть его кандидатуру, как он обнаруживал равноценное достоинство в другом...
Утром он вызвал к себе своего наместника в Ираке 'Ади ибн Арта, который в те дни находился в Дамаске. И сказал ему:
— 'Ади, пригласи к себе Ияса ибн Му'авию аль-Музани и Аль-Касима ибн Раби'а аль-Хариси, поговори с ними о судопроизводстве в Басре и назначь одного из них судьёй.
Наместник ответил:
— Слушаюсь и повинуюсь, о повелитель верующих...
'Ади ибн Арта пригласил к себе Ияса и аль-Касима и сказал:
Ияс ибн Му'авия аль-Музани 49
— Поистине, повелитель верующих, да сделает Аллах его жизнь долгой, велел мне назначить одного из вас судьёй Басры. Что вы об этом думаете?
Каждый из них сказал о другом:
— Он больше подходит для этой должности.
И каждый из них перечислил при этом достоинства другого и упомянул о его понимании религии.
'Ади сказал:
— Вы не выйдете отсюда, пока не примете решение по этому делу.
Ияс сказал:
— О предводитель, спроси обо мне и об аль-Касиме двух факихов Ирака — аль-Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина, потому что они способны выбрать одного из нас лучше, чем кто бы то ни было из людей.
Аль-Касим навещал названных факихов и они приходили к нему, тогда как Ияс не имел никакой связи с ними.
Аль-Касим понял, что Ияс желает возложить обязанности судьи на него и что, если наместник посоветуется с этими факихами, они укажут на него, аль-Касима, а не на Ияса.
Он посмотрел на наместника и сказал:
— Не спрашивай никого ни обо мне, ни о нём. Я клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, поистине, Ияс лучше меня понимает религию Аллаха и лучше разбирается в судопроизводстве. И если я лгу в этой моей клятве, то мне не дозволено занимать пост судьи, потому что это означает, что я способен на ложь. А если я говорю правду, то ты не имеешь права назначать менее достойного вместо более достойного.
Ияс посмотрел на наместника и сказал:
— О предводитель, поистине, ты привёл человека и призвал его стать судьёй, поставив его тем самым на край Огненной пропасти. А он спасся от неё посредством ложной клятвы,
50 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
после которой он, конечно же, сразу попросит прощения и таким образом спасёт душу свою от того, чего следует опасаться...
'Ади сказал ему:
— Человек с такой проницательностью и пониманием достоин стать судьёй.
И 'Ади назначил Ияса судьёй Басры.
Что же это за человек, которого равнодушный к мирским благам халиф 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз назначил судьёй Басры?
Что же это за человек, проницательность, сообразительность и смышлёность которого стала притчей во языцех, наравне с щедростью Хатима ат-Таи, кротостью Ахнафа ибн Кайса и смелостью 'Амра ибн Ма'дий-Кариба?
Абу Там мам даже сказал, хваля Ахмада ибн аль-Му'тасыма: «Смелость 'Амра в щедрости Хатима, в кротости Ахнафа, в проницательности Ияса».