Глава VII. Происхождение языка

ОБРАЗОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Ознакомившись с общими принципами подхода к изучению языка (гл. I) и зная, что такое лексика, фонетика и грамматика, а также понимая отношение письма к языку, типы языков и род­ство языков, можно поставить вопрос об исторической судьбе и развитии языков и об истоках языка вообще.

Не следует смешивать вопрос о происхождении языка и во­прос об образовании реально существующих или существовав­ших языков. Это два разных вопроса.

Любой реально существующий или существовавший ранее и не существующий теперь, но засвидетельствованный в каких-либо записях язык должен быть понят в реальных фактах его существования (фонетики, грамматики, лексики и прежде всего через письмо), а “первобытный язык” — это область общих пред­положений и гипотез. От такого “первобытного” языка никаких реальных остатков, поддающихся прямому изучению, нет и быть не может[370]. Археологи и антропологи, раскапывая стоянки и мо­гилы и изучая остатки материальной культуры, костяки и черепа первобытных людей, не могут “раскопать” язык, не зафиксиро­ванный письменностью.

Отсюда ясно, что понимание того, как произошел язык, с одной стороны, и методы изучения того, как образовались исто­рически известные языки — с другой, должны быть различными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: