Практическая работа 7.1 «Построение шкалы порядка»

Условия выполнения работы: работа проводится в переменных парах. Пример шкалы порядка приведен в приложении №3 данного Практикума (Шкала Мооса). По итогам работы проводится совместное оценивание результатов.

Задания:

1. Рассмотрите предложенный вариант задачи с точки зрения критерия оценки – что сравниваем и как оцениваем.

2. Подготовьте таблицу для проведения экспертизы.

3. Соберите необходимые данные и внесите результаты в таблицу попарного сравнения.

4. Обработайте результаты и составьте ранжированный ряд.

Варианты задач:

1. Составьте ранжированный ряд студентов своей группы по возрастной характеристике.

2. Составьте ранжированный ряд студентов своей группы по признаку роста.

3. Составьте ранжированный ряд студентов своей группы по признаку цвета волос.

4. Составьте ранжированный ряд студентов своей группы по признаку цвета глаз.

Теоретический материал к практической работе 7.1

Необходимость экспертных оценок качества часто становится необходимой на практике, например, при дегустации продуктов питания, качества обслуживания. При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу "лучше хуже", "больше меньше". Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.

При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод попарного сопоставления. В ниже приведенной таблице попарного сравнения оценки шести объектов приведен пример ранжирования шести объектов. Это результат работы одного эксперта, оценивавшего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначено «1», обратная ситуация обозначается «0».

Таблица попарного сравнения оценки шести объектов

Номер объекта Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q6 Итог
Q 1 х            
Q 2   х          
Q 3     х        
Q 4       х      
Q 5         х    
Q 6           х  

Ранжированный ряд (шкала порядка) для объектов, сравнительная оценка которых приведена в таблице попарного сравнения оценки шести объектов, будет иметь вид: Q4<Q5<Q6<Q2=Q1<Q3.

Если использовать несколько экспертов, то можно получить более точный результат.

Можно использовать более совершенные критерии, например, преимущество определить оценкой 1, худшее качество определить оценкой -1, а равноценное качество определить оценкой 0. Механизм составления ранжированного ряда остается прежним.

Психологами доказано, что попарное сопоставление лежит в основе любого выбора (т.е. вы выбираете продукты, сравнивая их попарно), тем не менее, шкалу порядка часто составляют заранее (не ранжированный ряд) и фиксируют в ней опорные (реперные) точки, которые называют баллами.

Так появилась двенадцатибальная шкала интенсивности землетрясений MSK - 64, минералогическая шкала Мооса, пятибалльная шкала оценки знаний, баллы в фигурном катании и т.д. В приложении №3 данного Практикума, в качестве примера приведена шкала твердости минералов Мооса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: