В основу данного словаря положена русская спортивная терминология, предложенная составителями учебника Государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта[7]. Термины, присущие специфике сценического фехтования, предложены И. Э. Кохом.
Атака - Активное наступательное действие бойца с целью поразить противника уколом или ударом.
Атака вздвоенная (реприз) -То же, что повторная. Исполняется без движения вперед в том случае, когда противник не отвечает, но и не отступает.
Атака ответная (рипост) -Атака после взятой защиты.
Атака повторная -Атака, немедленно повторенная вслед за неудавшейся атакой, в том случае, когда противник не отвечает и отступает.
Атака простая -Атака, исполняемая в один темп. К ней относятся: прямой укол, перевод, перенос и простой удар.
Атака с подготовкой -Атака с действием на оружие, завязыванием или подходом.
Боевая линия -Прямая линия, проходящая через ступни впереди стоящих ног и каблуки сзади стоящих ног двух бойцов, стоящих один против другого в боевой стойке.
|
|
Боевая стойка -Наиболее целесообразное положение, применяемое бойцом для учебных действий или боя. Боевая стойка может видоизменяться в зависимости от различных условий и вида оружия.
Быстрота -см. Скорость.
Бытовые движения -Все перемещения, жесты и приемы с оружием, не имеющие отношения к технике и приемам боя: обезоруживания, ранения, все движения с оружием бытового и этикетного порядка, движения, применяемые в финалах фехтовальных сцен, движения с плащом и шляпой, связанные с действием оружия.
Возвращение из выпада -Движение вперед или назад в боевую стойку.
Выпад -Видоизмененное положение боевой стойки в виде широкого шага, применяемого при атаке со средней дистанции.
Движения передвижения - Все действия ногами, употребляемые в сценическом фехтовании.
Действие на оружие -Приемы, имеющие целью сбить оружие противника с позиции, в которой оно находится: толчок, круговой толчок, скользящий толчок.
Дистанция -Определенное расстояние между противниками. Дистанции бывают: ближняя, средняя и дальняя; дистанция зависит от длины рычагов бойца и постановки сзади стоящей ноги.
Завязывание -Атака с действием на оружие.
Задача -Цель, поставленная в бою перед тем или иным действием.
Защита -Действие вооруженного бойца, имеющее целью отразить атаку противника оружием или избежать ее уходом тела.
Защита движением -Отклонение вправо или влево, уклонение и уход назад и в стороны.
Защиты круговые -Оружие описывает полный круг перед отбивом.
Защиты простые -Исполняются в одно движение по кратчайшему пути из одной позиции в другую.
|
|
Защиты полукруговые -Оружие описывает острием полукруг, попадая при отбиве в другую позицию.
Историческое фехтование -Условное название сценического боя на разных видах холодного оружия, употреблявшегося в различные эпохи.
Клинок -Боевая часть любого холодного оружия. Кусок стали определенной длины и формы.
Лезвие -Отточенная сторона клинка.
Ножны -Деревянный или кожаный футляр для безопасного ношения холодного оружия. В ножнах помещается клинок оружия.
Обезоруживание -Приемы, пользуясь которыми можно выбить или выхватить оружие противника.
Обух -Сторона клинка, противоположная лезвию.
Острие -Выточенный конец клинка, служащий для уколов.
Отбив -Защита оружием.
Партнер -см. Противник.
Перевод -Укол с переносом своего клинка через острие оружия противника.
Пласировка -Движение, страхующее при падениях.
Позиция -Определенное положение руки и оружия по отношению к телу бойца. Позиция является или вызовом на боевое действие, или защитой.
Показ укола -Вытягивание вооруженной руки или рук. Действие, направляющее острие оружия в определенную часть тела. Показ укола предшествует выпаду. На близкой дистанции показ укола может быть действительным уколом.
Поклон -Приветственный жест, исполняемый без оружия.
Положение -Положение, из которого выполняется переход в боевую исходное стойку или бытовые движения с оружием, плащом, шляпой.
Положение «вольно» -Положение отдыха. В сценическом фехтовании ряд поз, удобных для произнесения реплик.
Положение «смирно» -Уставная стойка бойца.
Поражаемое пространство -В сценическом фехтовании — все участки тела противника.
Противник -В сценическом фехтовании — лицо, с которым изучаются и тренируются движения, исполняется этюд или фехтовальная сцена.
Ранение -Действие оружием, обозначающее условное попадание клинка в тело.
Реприз -см. Атака вздвоенная.
Рипост -см. Атака ответная.
Салют - Приветствие, исполняемое оружием.
Сбор -Ряд движений, заканчивающих действие с оружием после финала боя. Имеет задачу — дать условное этикетное вкладывание клинка в ножны.
Скорость (быстрота) -Время, необходимое на исполнение того или иного приема в фехтовании. Скорость может быть предельной, медленной, прогрессивно возрастающей и прогрессивно замедляющейся.
Соединение -Соприкосновение оружия двух партнеров. В сценическом фехтовании приняты следующие соединения: второе, третье, четвертое и шестое (шпажное).
Стук ногой в пол -Двойной удар стопой об пол, выполняемый как сигнал окончания урока или боя. Один стук как прием подготовки атаки. Может служить средством проверки правильного положения боевой стойки.
Темп — (счет) -Отрезок времени, необходимый для выполнения одного приема слитно в один счет. В отношении двух противников отрезок времени, необходимый для исполнения одного приема нападения и принятия защиты. Быстрота темпа зависит от скорости обоих противников. Иногда употребляется как понятие быстроты вообще.
Точность -Сохранение определенного направления и амплитуды движения, необходимых для поражения намеченной цели или защиты от нападения противника.
Травма - Физическое повреждение, происшедшее вследствие неправильного или неосторожного применения оружия или действия самих бойцов.
Удар - Поражение противника или защитных приспособлений режущим толчком лезвия своего оружия.
Уклонение -Разновидность движения, при котором обе ноги или одна остаются на боевой линии.
Укол - Поражение противника или мишени острием своего оружия.
Фехтовальная линия -Условная линия движения острием оружия бойца, ограниченная оружием другого бойца. Необходимы для определения направлений движения оружия в наступлении и обороне. Различают: верхнюю наружную, верхнюю внутреннюю, нижнюю наружную и нижнюю внутреннюю линии.
|
|
Фехтовальная фраза -Комбинация приемов защиты и нападения на уроке или бою, неразрывно связанных друг с другом. Исполняется обязательно с противником.
Чувство оружия Осязательное и мышечно-суставное ощущение, получаемое в соединении от надавливания или перемещения противником своего клинка, позволяющее бойцу воспринимать малейшее изменение в положении тела сопротивляющегося, тем самым предугадывая его намерения.
Эфес — (рукоять) Приспособление, позволяющее удобно держать холодное оружие. Состоит из защитного приспособления — гарды, ручки и гайки-противовеса, соединяющей все части оружия.