Фрикционными называют передачи у которых силовое “замыкание” жестких звеньев осуществляется за счет сил сцепления (трения). Их применяют для передачи движения между валами с параллельными и пересекающимися осями, а также для преобразования вращательного движения в поступательное или винтовое.
Фрикционная передача может быть реализована как жесткими, так и податливыми (гибкими) звеньями.
Рабочие поверхности тел качения могут быть коническими, сферическими и др. Кроме передач с внешнем контактом нередко используют передачи с внутреннем контактом катков.
Основные типы фрикционных передач и вариаторов
Во фрикционной передаче с гладкими цилиндрическими катками
где e» 0,01...0,03 — коэффициент скольжения; K — запас сцепления; K» 1,25... 1,5 — для силовых передач; K» до 3 — для передач приборов.
Коэффициент трения f во фрикционных передачах имеет для разных случаев следующие значения:
-сталь по стали в масле f» 0,04...0,05;
-сталь по стали или чугуну без смазки f» 0,15...0,20;
-сталь по текстолиту или фибре без смазки f» 0,2...0,3.
|
|
Формула (4) позволяет отметить большое значение силы прижатия катков (фрикционной передачи. Например, принимая f = 0,1 и K = 1,5, получаем Fn =15 Ft, тогда как в зубчатых передачах нагрузка в зацеплении примерно равна Ft.
Для передачи движения между валами с пересекающимися осями используют коническую фрикционную передачу (рис. 3). Угол 2 между осями валов может быть различным, чаще всего он равен 90°. Без учета проскальзывания передаточное отношение
Учитывая, что d2= 2R sin d2, a d1=2R sin d1, для конической передачи получаем
и при å = d 1 + d 2 = 90°,
u = tg d2 = ctg d2
Необходимое значение сил прижатия Fn1 и Fn2 определяют из уравнений:
Из формул (6) с учетом (5) следует, что с увеличением передаточного отношения уменьшается Fn1 и увеличивается Fn2. Поэтому в понижающих конических передачах прижимное устройство целесообразно устанавливать на ведущем валу.
;
111. ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ И ВАРИАТОРЫ. Общие сведения. Принцип действия и классификация
Фрикционными называют передачи у которых силовое “замыкание” жестких звеньев осуществляется за счет сил сцепления (трения). Их применяют для передачи движения между валами с параллельными и пересекающимися осями, а также для преобразования вращательного движения в поступательное или винтовое.
Фрикционная передача может быть реализована как жесткими, так и податливыми (гибкими) звеньями.
Основные достоинства передач: удобство регулирования частоты вращения ведомого звена, простота конструкции, плавность движения и безшумность.
Недостатки передач обусловлены большими нагрузками на валы и возможностью взаимного проскальзывания катков.
|
|
Передача обычно состоит из ведущего и ведомого катков (цилиндрических или конических), а также опор одна из которых подвижна.
Рабочие поверхности тел качения могут быть коническими, сферическими и др. Кроме передач с внешнем контактом нередко используют передачи с внутреннем контактом катков.
В приборах (например лентопротяжных устройствах и т. п.), транспортных машинах и др. используют механизмы преобразующие вращательное движение ведомого катка в поступательное движение ведомого звена.
Принцип действия и классификация.
Работа фрикционной передачи основана на использовании сил трения, которые возникают в месте контакта двух тел вращения под действием сил прижатия F„ (рис.1). При этом должно быть
(1)
где Ft — окружная сила; F — сила трения между катками.
Для передачи с цилиндрическими катками (см. pиc. 1)
(2).
где f — коэффициент трения.
Нарушение условия (1) приводит к буксованию и быстрому износу катков.
Все фрикционные передачи можно разделить на две основные группы: передачи нерегулируемые, т. е. с постоянным передаточным отношением: передачи регулируемые, или вариаторы, позволяющие изменять передаточное отношение плавно и непрерывно (бесступенчатое регулирование). Особую группу составляют фрикционные механизмы для преобразования вращательного движения в поступательное или винтовое (ведущие колеса экипажей, валки прокатных станов, подающие валки шлифовальных станков и т. п.). Каждая из указанных групп охватывает большое количество передач, различающихся по конструкции и назначению. Например, различают передачи с параллельными и пересекающимися осями валов; с цилиндрической, конической, шаровой или торовой поверхностью рабочих катков; с постоянным или автоматически регулируемым прижатием катков, с промежуточным (паразитным) фрикционным элементом или без него и т. д.
Схема простейшей нерегулируемой передачи изображена на рис.1. Она состоит из двух катков с гладкой цилиндрической поверхностью, закрепленных на параллельных валах.
Фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением применяют сравнительно редко. Их область ограничивается преимущественно кинематическими цепями приборов, от которых требуется плавность движения, бесшумность работы, безударное включение на ходу и т. п.