Величина спроса равняется количеству рабочих мест и зависит от масштабов экономики и темпов ее роста.
Величина предложения равняется экономически активному населению.
Эк. актив население – это работающие и ищущие работу граждане.
ЭАН = ТСН + работающие пенсионеры и подростки – ТСН, не претендующее на рабочее место (домохозяйки, школьники, студенты дневных отделений и т.д.)
Безработные – это трудоспособные граждане, которые не имеют работы, ищут работу и готовы приступить к работе.
В экономике желательна полная занятости населения, но это практически н достижимо.
Виды безработицы:
- естественная – неустранимая (существует даже при превышении спроса над предложением на рынке труда)
Фрикционная (кратковременная незанятость, связанная с движением рабочей силы)
Структурная (возникает из-за несоответствия структур спроса и предложения по специальностям и территориально)
Обычно составляет 5-6% от экономически-активного населения.
- вынужденная – устранимая (существует при превышении предложения над спросом на рынке труда)
Циклическая (возникает в условиях спада экономического цикла)
Скрытая (псевдо-занятость, нерациональная занятость)
Показатели безработицы:
1. Количество безработных. Официальная (зарегистрированная) (в РФ 2,2 млн чел) и неофициальная (5,4 млн в РФ).
2. Уровень безработицы – доля безработных в ЭАН. По оф. в РФ – 2,8%, а не оф. 7,7%
3. Средняя продолжительность безработицы – время поиска работы.
4. Коэф-т напряженности рынка труда (безработные/вакансии).
Последствия безработицы:
«+» резерв раб силы для расширения производства
«+» укрепляет дисциплину, повышает интенсивность и производительность труда
«+» тормозит рост заработной платы и издержек производства
«-» недопроизводство ВВП и расходы на содержание безработных (закон А. Оукена)
«-» снижение уровня жизни
«-» потеря квалификации и работоспособности
«-» имущественная дифференциация в обществе, социальные конфликты, преступность
Закон А. Оукена: «Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то недопроизводства ВВП составляет 2,5%»
Направление гос политики в обл занятости:
1. Гос-во принимает меры по уменьшению количества безработных:
- эффективная работа гос службы занятости
- стимулирование создания новых рабочих мест
- разработка и реализация гос программ по обеспечению занятости (фед, отрасл, регион, спец)
2. Обеспечение безработных:
- пособия по временной незанятости
- организация обществ работ (благоустройство, строительство, с/х работы и т.п.)
Конкретный размер пособия равен 75% з/п за последние три месяца работы.
Переход к рыночной экономике формирует новые трудовые отношения:
- ликвидируется принудительность труд
- отсутствует уравнительность в оплате
- избыточная занятость становится экономически невыгодной
- возникает противоречие экономических интересов работников и работодателей (разрешается через систему индивидуальных и коллективных трудовых договоров)
В РФ с 1992 г. заключается Федеральное трехстороннее соглашение между Ассоциацией работодателей, Профсоюзов и государством.