Афинское общество в 5-4 в до н.ЭГраждане,метэки,рабы.Античное рабство

Афины были самым большим городом Аттики — гористой области, расположенной в восточной части Средней Греции. Жители Аттики занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, ремеслами и торговлей.

В начале VI века до нашей эры в Афинах проводятся очень важные реформы, которые наносят решительный удар остаткам первобытного строя. Крупный политический и военный деятель Афин Солон разделил всех свободных граждан на четыре имущественные группы. В основе этого деления лежал земельный ценз — доход, получаемый с земли.

К первой общественной группе относились граждане, получавшие со своих полей не менее 500 медимнов ячменя, пшеницы или жидких продуктов. Ко второй группе — получавшие не менее 300 медимнов. К третьей и самой большой группе относились граждане, получавшие не менее 200 медимнов. И, наконец, к четвертой группе были отнесены феты, имевшие меньше дохода или совсем безземельные.

Проведенное Солоном деление свободного населения на общественные группы легло в основу организации и комплектования армии.

Граждане первой имущественной группы обязаны были делать за свой счет поставки для государства. Вторая имущественная группа комплектовала всадников. Третья комплектовала главный род войск — тяжеловооруженную пехоту (гоплитов). Четвертая, самая бедная имущественная группа (феты) комплектовала легковооруженную пехоту или несла службу во флоте. Военную службу несли только свободные граждане, рабам оружие не доверялось. Начиная с первой половины V века до нашей эры афиняне стали применять осадные и метательные орудия.

Афинские рабовладельцы хорошо понимали, что успешно действовать на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение воинов в Афинах начиналось с семилетнего возраста, когда ребенка отдавали в школу; там его обучали чтению, письму и гимнастическим упражнениям. Дети до 16-летнего возраста занимались в школах борьбы (палестрах), где их обучали пятиборью — бегу, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе, а также плаванию. Палестры ежегодно устраивали публичные соревнования. В возрасте 16—20 лет юноши в обязательном порядке посещали гимназии, где продолжалась физическая подготовка с военным уклоном. В результате такого воспитания и физического развития афинские граждане были сильными, подвижными и ловкими бойцами. Красота, рослая фигура, сила и ловкость должны были выгодно отличать рабовладельца от раба. Наряду с этим афиняне большое внимание уделяли тренировке своего мышления.

5. Государственный строй Афин в 5-4 в до н.э Зарождение системы "разделения властей"

В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:

1) форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);

2) форма государственного устройства - полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, посовременной терминологии - унитарное);

3) политический режим - демократический (все граждане имеют хотя бы формально равные права на управление государством).

В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и контрольным органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину. Высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) вручалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста. Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1-2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, в народное собрание ходила городская часть населения, как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги - особая категория полупрофессиональных политиков. Функции народного собрания были следующие:

а) законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелизей);

б) избрание высших должностных лиц республики-стратегов;

в) объявление войны и заключение мира;

г) решение вопросов продовольственного снабжения (остро стоявших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);

д) прием и отправление послов;

е) дарование гражданства и многое другое.

В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией, имеющая властные полномочия во всех жизненных сферах.

Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (булэ) и коллегии 10 стратегов. Основными принципами их деятельности были:

а) выборность (либо по жребию, либо путем голосования);

б) сменяемость (повторное занятие одной и той же должности в течении двух сроков за исключением стратегов не допускалось);

в) срочность (обычно 1 год);

д) коллегиальность (страх перед тиранической, единоличной властью);

е) подотчетность (должностные лица по истечении срока своих полномочий отчитывались либо перед народным собранием, либо перед Советом 500 и могли быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей);

ж) возмездность (все должностные лица, за исключением стратегов, получали жалование; даже голосование в народном собрании было оплачиваемым).

Совет 500 (булэ) ежегодно выбирался путем жеребьевки в 10 территориальных филах по 50 человек (из числа граждан, достигших 30-ти летнего возраста) от каждой. Избрание по жребию афиняне считали ярким проявлением демократизма своего государства - граждане, даже самые бедные, потенциально достойные занять самые высшие государственные должности. К тому же жеребьевка как бы выражала волю богов, которые незримо присутствовали при ней, избирали самых достойных. Вновь избранные члены Совета проходили процедуру докимассии - проверки гражданских и личных качеств, призванной отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками (граждан было немного, скрыть что-либо от бдительного ока сограждан было достаточно сложно). Афиняне, проводя процедуру докимассии, подтверждали русскую пословицу: "На Бога надейся и сам не плошай". Так как 500 человек, собравшись вместе, не могут эффективно осуществлять функции исполнительной власти, афиняне делили год на 10 частей, и каждую десятую часть года 50 членов находились у власти (ежедневно избирая председателя, который в течение суток хранил государственную печать и ключи от казны, председательствовал в Совете и народном собрании). Основными функциями булэ были следующие:

а) предварительное рассмотрение законопроектов, поступающих в народное собрание;

б) исполнение законов, принятых народным собранием;

в) контроль за деятельностью должностных лиц;

г) исполнение бюджета и ряд других функций.

Коллегию 10 стратегов, ежегодно избираемую народным собранием из наиболее уважаемых афинских граждан принято именовать "военным штабом республики". Основными функциями стратегов были:

а) командовали армией и флотом;

б) представительство страны на международной арене;

в) сбор чрезвычайных военных налогов;

г) председательствование на внеочередных, чрезвычайных собраниях булэ и экклесии.

Высшая судебная власть вручалась гелиэе (от "гелиос" - солнце, так наппример, в отличие от ареопага, заседавшего ночью, гелиэя вершила суд днем). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-ти летнего возраста. Ежегодный состав гелиэе - 6 тысяч человек (5 тысяч судей и 1 тысяча запасных). С момента создания гелиэи в 594 г. до н.э. в ее деятельности могли принимать участие все граждане (даже батраки - феты). Так же, как и вслучае с булэ, год делилися на 10 частей, в течение которых 500 судей и 100 запасных выполняли следующие функции:

1) суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц;

2) высшая апелляционная инстанция;

3) "конституционный надзор" (право отвергать законопроекты, принятые экклесией на основания их несоответствии афинской "конституции").

4) Помимо выше перечисленных в Афинах существовало множество других должностей и органов (особенно в сфере исполнительной и судебной власти), но именно экклесия, булэ, коллегия 10 стратегов и галиэя были самыми важными, определяющими всю политику Афинской республики. Нужно отметить, что какой-то четкой иерархии государственных органов и должностей в Афинах не существовало, хотя бы формально они были равны и имели возможность оказывать воздействие друг на друга, что по мнению афинян должно было препятствовать установлению тирании одного лица или одного государственного органа.

6. Афинское право. 5. 7. Афинское право

Среди многочисленных полисов Древней Греции наиболее развитую правовую систему имели Афины.

5. 7. 1. Источники права

Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В. 621 г. до н.э., по преданию, при архонте Драконте происходит создание писаного права, т.н. законы Драконта. И, хотя они больше известны из-за чрезмерной жестокости наказаний, это был достаточно большой шаг вперед в развитии права.

Законы Драконта ограничили кровную месть (отвечает только убийца, а не весь род); узаконили практику примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа; стали проводить различие между умышленным и неумышленным убийством. Первое каралось смертью, второе -изгнанием. Самооборона исключала ответственность, а подстрекатель стал нести равную долю ответственности с исполнителем преступления.

В начале VI в. до н.э. большая законодательная работа была про-, ведена при Солоне. В V-IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

5.7.2. Имущественные отношения

Афинское право, в отличие от римского, еще не выработало четкой классификации вещей. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Различали также "видимое" и "невидимое" имущество. К первому относили землю, дома, скот, рабов и т.п., ко второму - деньги, драгоценности. По-видимому, это связано со способностью данных вещей ускользать от налогообложения и конфискации.

Среди вещных прав выделялись владение и право собственности. Частная собственность еще не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной, особенно в области недвижимости, земли. В собственности государства находились земли, рудники, рабы. Земельные наделы частных лиц, хотя со времени Солона и рассматривались как их собственность, считались предоставленными государством. Поэтому ежегодно архонты, вступая в должность, объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества.

Основанием для возникновения обязательств в афинском праве были договоры, или деликты, т:н. обязательства "вольные" и "невольные».

Для заключения договора стороны должны были прийти к соглашению. Особых требований к его форме афинское право не выдвигало. Однако по наиболее важным вопросам договоры заключались в письменной форме. В зависимости от содержания он подписывался двумя сторонами (договор купли-продажи), или одной (договор займа). Афинское право знало различные виды договоров, среди которых особое распространение получили договоры купли-продажи, что обусловлено широким развитием как внутренней, так и международной торговли. Договор займа носил процентный характер (до 20%) и часто сопровождался залогом. В Афинах получила развитие ипотека - залог недвижимости, - которая оставалась во владении и пользовании должника при потери им права распоряжения. Среди других договоров можно выделить договор найма движимого и недвижимого имущества, договор товарищества, поручения, комиссии,

Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом, поручительством третьих лиц, а до реформ Солона и личностью должника.

Обязательства из деликтов возникали при нанесении имущественного вреда. Виновный должен был возместить ущерб, а в случае умышленного причинения вреда - в двойном размере. За действия подвластных лиц (детей, рабов) нес ответственность глава семейства.

5. 7. 3. Семейное и наследственное право

Брак в Афинах считался обязательным, хотя безбрачие не влекло никакого ^наказания. Брак заключался в форме договора между женихом и отцом невесты. Жених обязан был уплатить за невесту, наличие приданого не было обязательным условием для заключения брака. Брак носил моногамный характер, многоженство не допускалось. В браке женщина находилась под властью мужа. Развод для мужчины был свободен, для женщины - весьма затруднен. Дети находились под властью отца, за неповиновение он мог лишить их наследства.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, только в их отсутствии имущество могли наследовать дочери. Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Завещание допускалось только в случае отсутствия законных детей мужского пола. Завещатель должен был быть в здравом уме и не подвергаться психическому или физическому насилию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

5. 7. 4. Уголовное право

Афинское право выделяло преступления против государства и против частных, лиц (против имущества личности, семьи и т.д.). Но четкой границы между ними не было, поскольку в любом случае дело возбуждалось потерпевшим или лицом, заинтересованным в привлечении к ответственности виновного.

К наиболее тяжким преступлениям относились: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, безбожие, кража храмового имущества. Серьезными преступлениями считались также убийства, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Они рассматривались и как преступления против государственных интересов, и против интересов личности. Поджог и кража, в зависимости от ситуации, рассматривались как преступления против частных лиц либо государственных Интересов.

Наказание зависело от тяжести преступления. Основными видами наказания были смертная казнь, конфискация имущества, обращение в рабство, высылка из страны, атимия (бесчестье), т.е. умаление в правах, широко использовались штрафы. Телесные наказания применялись только к рабам. Тюремное заключение было только предварительным.

5. 7. 5. Суд и судебный процесс

Высшим судебным органом в Афинах была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленных убийствах. По поручению экклесии ареопаг мог расследовать дела о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Имущественные преступления (разбой, кража и т.д) рассматривала коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе рассматривали третейские суды диэтетов и коллегии сорока (мелкие дела). Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане.

Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное следствие. При этом обвиняемый или ответчик мог предоставить письменные возражения по существу дела. При отсутствии таких возражений судьи переходили к расследованию по существу. Каждая из сторон представляла все необходимые доказательства. По окончании следствия назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательны.

5. 6. Спарта

Спартанское государство возникло в VII в. до н.э. в результате объединения племен ахейских и дорийских греков, до этого длительное время боровшихся друг с другом за господство в Лаконике.

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее значительные пережитки первобытных отношений. Его социальное и политическое устройство было закреплено специальным договором (Ретрой), приписываемым легендарному законодателю Ликургу.

Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народоное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло, В нем могли принимать участие граждане Спарты старше 30 лет и сохранившие свои наделы. К ведению народного собрания относилось принятие законов, избрание должностных лиц, решение вопросов войны и мира, союза q другими государствами. Однако народное собрание могло только голосовать, а не обсуждать решения.

Во главе государства стояли два царя, которые осуществляли руководство вооруженными силами, были верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции. Однако фактическое руководство делами государства осуществляли эфоры. Коллегия эфоров состояла из 5 человек, которые избирались народным собранием из "достойных" на один год. Эфоры созывали и руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания, осуществляли контроль за нравами и соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и проверяли их отчет. В их руках почти целиком находились внешние связи, внутреннее управление, гражданская юрисдикция. В своей деятельности они были практически бесконтрольны и отчитывались только перед своими преемниками.

Герусия (совет старейшин) включала 28 геронтов, избираемых пожизненно из числа знатных граждан, достигших 60 лет, кроме того, в ее состав входили 2 царя. Герусия предварительно обсуждала дела, выносимые на народное собрание, рассматривала уголовные дела, в т.ч. и по государственным преступлениям, являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

Политическими правами в Спарте пользовались лишь полноправные граждане (спартиаты). Они наделялись земельными участками с обрабатывающими их илотами. Сами спартиаты производительным трудом не занимались. Их главной обязанностью была военная служба.

Периэки были лично свободными, но политическими правами не пользовались. Они обладали частной правоспособностью, могли заключать сделки, приобретать собственность. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над ними был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Особую группу населения составляли илоты - представители побежденных племен, превращенных в государственных рабов. Они имели свое хозяйство и 50% урожая платили в виде оброка спартиатам, При необходимости их могли привлекать к военной службе и предоставлять свободу. Но в целом господство над илотами осуществлялось методами жесткого террора.

Во II в. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были покорены и вошли в состав Римского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: