Верховный суд и доктрина конституционного надзора в США

Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти. Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США.

Верхо́вный суд США (англ. Supreme Court of the United States) — высшая судебная инстанция США.

В состав суда входит 9 судей, один из которых является председателем. Суд обычно действует как апелляционный, но по ряду дел (например, касающихся дипломатов) может быть судом первой инстанции.

Судьи назначаются президентом с одобрения Сената пожизненно и могут досрочно прекратить полномочия лишь в результате добровольной отставки или импичмента за совершённые преступления. Для поощрения обновляемости состава Верховного суда без давления извне был принят закон о праве на сохранение жалования для судей Верховного суда, ушедших в отставку в возрасте не менее 70 лет. За период с 1789 по 2005 год президенты США предложили 149 кандидатур на должность судьи Верховного суда, свыше 80 % из которых стали судьями. По статистике, новый судья назначается каждые 22 месяца.

Верховный суд был основан в 1789 году, своё первое решение он вынес в 1792 году. Влияние Верховного суда резко усилилось после 1803 года, когда Верховный суд принял на себя право оценивать соответствие законодательных актовКонституции США, то есть фактически право приостанавливать действие законов, объявляя их в случае неконституционности недействительными с самого начала их принятия (Марбери против Мэдисона); впоследствии в Европе для таких функций был создан отдельный тип суда — конституционный суд, в США отсутствующий.

В то же время, за время своего существования Конгресс США, получив необходимое одобрение легислатур 3/4 штатов, три раза "отменял" решения Верховного суда путём внесения изменения в Конституцию. Таким способом, в частности, был введён подоходный налог, запрещённый Верховным судом, и установлено право родившихся на территории США афроамериканцев на автоматическое получение гражданства США, вопреки прежнему решению Верховного суда, постановившему, что порабощённые афроамериканцы не являются гражданами (Дред Скотт против Сэндфорда).

Все без исключения члены Верховного Суда США были мужчинами-протестантами до 1835 года, когда президент Эндрю Джексон назначил судьёй католика Роджера Тоуни (причём Тоуни стал главным судьёй Верховного суда — Chief Justice). В1916 году президент Вудро Вильсон назначил первого судью иудейского вероисповедания — Луиса Брандайса. В 1967 годуТаргуд Маршалл стал первым афроамериканцем, назначенным в члены Верховного Суда США. В 1981 году была одобрена выдвинутая Р. Рейганом кандидатура первой судьи женского пола — Сандры Дей О’Коннор. В августе 2009 года Соня Сотомайор была избрана в состав Верховного суда США, став первым латиноамериканским судьёй в этой должности.

Гражданская война 1861-1865 гг. в США - причины и конституционные последствия.

Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий. После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. конгресс принял закон, согласно которому в состав союза одно-временно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (Нью-Мексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 г., согласно которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами. Преобладание рабовладельцев в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов, в результате всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы.

Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А. Линкольна, показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.

В конце 1860 - начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру - на сецессию, т. е. на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г.

Победа капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в ходе Гражданской войны, который первоначально был более благоприятен для южан, наступил после решения принципиального вопроса буржуазно-демократической революции - вопроса о рабстве. Первоначально рабство на территориях взбунтовавшихся штатов было отменено Прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гражданской войны (1865), была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: "В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено".

Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели положения XIV поправки, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.

Две эти поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие "раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Последняя "поправка Гражданской войны"'- XV, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако постановления этой поправки были в течение века мертвы для бывших рабов.

Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне, которое фактически оказало существенное влияние на развитие этого института в течение всей последующей истории США и закончилось установлением "имперской президентской власти".

Кровопролитная Гражданская война оставила Юг в состоянии экономического и политического хаоса. Понадобилось 12 лет реконструкции (1865-1877), чтобы полностью интегрировать южные штаты в союз. Нормализация наступила лишь после вывода федеральных войск из штатов разгромленной конфедерации. С этого времени новая демократическая партия полностью захватывает влияние в этом регионе. Начинается бурное развитие капитализма на Юге, социально и экономически оба исторических региона США становятся все более одинаковыми, хотя многие различия сохраняются до сих пор.

С момента окончания Гражданской войны до начала XX столетия в США произошли гигантские изменения во всех сферах жизни общества. Из аграрной республики, какой она была еще в 60-х гг. XIX в., страна превратилась при президентах У. Мак-Кинли и Т. Рузвельте (в конце XIX - начале XX в.) в индустриальную державу. За 40 лет население США возросло с 31 до 76 млн. человек. За это время в страну прибыло 15 млн. иммигрантов, из которых значительную часть составляли выходцы из Восточной и Южной Европы. Быстрыми темпами росли крупные промышленные города: Нью-Йорк, Чикаго, Питсбург, Кливленд, Детройт. В состав союза было принято 12 новых штатов. Исчезла "граница", разделявшая американизированные территории и "дикий Запад". Индейские племена были изгнаны со своих исконных земель и насильственно переселены в резервации. Уничтожение класса плантаторов широко распахнуло двери для бурно развивающегося капитализма. Возникают тресты, акционерные общества, банки, которые занимают командные посты в экономике. Одновременно углубляется классовая поляризация общества, бурно растет и приобретает организованный характер стачечная борьба. Если в свое время острота капиталистических противоречий смягчалась наличием "свободных земель" на Западе, то к концу XIX в. этот фактор перестал действовать.

В эти же годы возникают массовые рабочие организации. В 1869 г. был создан Благородный орден рыцарей труда, который защищал принципы промышленной демократии.

В 1876 году была образована Социалистическая рабочая партия. Важным событием в развитии американского профсоюзного движения явилось создание в 1886 г. Американской федерации труда (АФТ), которая в последующие десятилетия являлась опорой профсоюзного движения. Существенную роль в развитии американского рабочего движения сыграла профсоюзная организация социалистической ориентации Индустриальные рабочие мира, созданная в 1905 г.

«Новый курс» Ф. Рузвельта: законодательство, сущность, значение.

Новый курс» Ф.Д.Рузвельта- программа экономических и социальных реформ, на основе либерального этатизма, на основе вмешательства государства в экономические и социальные реформы

1) форсированное ведение гос. управления и регулирование экономики

2) реформирование системы социальной политики, создание государственной системы социального страхования.

Был направлен на выход из экономического кризиса. Внедрен в практику на основе законов. Государственное измерение отражалось в названии тех структур, которые создавались законом («Национальные администрации»)

Значение:

1) санация финансово-кредитной системы (оздоровление) 6 марта1933г. закрыты все банки страны. 10 марта открылись банки, способные функционировать дальше. Остальные - часть влилась в более крупные, часть обанкротилась.

2)Восстановление промышленности «Национальной администрацией»: объем капиталовложений, ассортимент и объем продукции, ценообразование, свободе рынка –конец. Внедрение государства.

3)Администрация регулирования С/Х (забивали скот, уменьшали посевы). Перепахано 10 тыс. Га взошедшего хлопчатника, уничтожено 10млн крупного скота. Фермерам, кто согласился- предоставляли кредиты, остальные крестьяне просто становились банкротами.

4) социальные проблемы:

Борьба с безработицей - создана «Администрация Граждан. работ», во главе друг Рузвельта Гарри Гопкинс, проблема социального обеспечения, страхования, изменение системы договоров на «служащий- предприниматель», создание городских автотрасс, создана новая система социального обеспечения- разрешили государству учувствовать в социальной политике. Первые пособия по безработице и пенсии. Система пособий формировалась за счет частного бизнеса и взносов рабочих. Рабочим предоставлялось право заключать коллективные договора, запрещен подкуп профсоюзов, запрещение преследования рабочих за жалобы, за участие в забастовках. Так удалось вывести страну из кризиса. К 1937г. новый взлет экономики(практически идеология кейнсианства.)

Изменение правового положения Конгресса США в XX в.

Вместе с тем усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других ветвей власти. Законодательная и судебная власти остаются важным звеном системы "сдержек и противовесов". В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права Конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

Законодательная власть в США осуществляется конгрессом и законодательными собраниями (легислатурами) штатов. Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области. Конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов, регулирует внешнюю торговлю и т.д. Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил. Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют также такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей; сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их обсуждении. Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии США международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата.

Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета, в палате представителей 22 постоянных и 5 специальных комитетов.

В конгрессе США представлены только две крупнейшие буржуазные партии страны - Демократическая и Республиканская. В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий: фракция большинства, т.е. фракция партии, имеющей большее количество мест в данной палате, и фракция меньшинства. Партийные фракции каждой из палат выбирают лидера и его заместителя. Лидер большинства в сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты. Лидер большинства в палате представителей занимает в партийной иерархии второе место после спикера палаты. Роль лидеров меньшинства как в сенате, так и в палате представителей сводится в основном к формулированию политики оппозиции и организации поддержки в ее пользу.

Изменение правового положения Президента США в XX в.

Важная тенденция, особенно ощутимо заявившая о себе после окончания войны Севера и Юга, связана с централизацией государственной власти. Вследствие противодействия штатов, отстаивающих свои конституционные права, названная тенденция стала и в немалой степени противоречивой. Важным проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом, хотя есть ограничения: в 1951 г. - ратификация XXII поправки к конституции об избрании президента не более чем на два срока.

Вместе с президентом на четырехлетний срок избирается вице-президент. По конституции полномочия вице-президента ограничиваются председательством в сенате. Принятая в 1933 г. XX поправка к конституции США укрепила статус вице-президента, рассматривая его в качестве преемника главы исполнительной власти в случае смерти или недееспособности последнего. В 1967 г. была ратифицирована XXV поправка к конституции о порядке преемственности в замещении должностей президента и вице-президента.

Президент США является высшим в стране должностным лицом, совмещающим полномочия главы государства и главы правительства. Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения и согласия сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти. Конституция предоставляет президенту право созыва чрезвычайных сессий конгресса и переноса очередных сессий. При возникновении внутренних и внешних кризисных ситуаций президент может располагать чрезвычайными полномочиями. Велика роль президента в законодательном процессе. Формулируя законодательную программу администрации в серии посланий конгрессу, президент является фактическим лидером законодательной политики. У президентов есть фактически "делегированное законодательство" посредством исполнительных приказов, конкретизирующих законы.

Изменения государственного строя США во время и после Второй мировой войны.

В США сохраняется государственная структура, созданная 200 лет назад. Функционирует двухпартийная система, при которой у власти поочередно находятся республиканская и демократическая партии.

В действующую конституцию был внесен ряд поправок, касающихся порядка вступления в должность, сроков пребывания у власти (2 срока) и замещения должности президента, а также изменения избирательной системы. Поправкой 19 (1920 г.) были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка 24 (1964 г.) отменила избирательный налог, который лишал избирательных прав около 10 млн. человек. Поправка 26 (1972 г.) снизила избирательный возраст до 18 лет.

Были приняты меры против расовой дискриминации, в частности запрещены тесты грамотности.

Для ХХ в. характерна тенденция централизации государственной власти, обусловленная концентрацией производства и капитала, усилением государственного регулирования экономики и социальных отношений. Этому способствовали следующие факторы:
1) необходимость ограничения социальных последствий деятельности крупных монополистических объединений;
2) кризис 1929 - 1933 гг.;
3) вторая мировая война, потребовавшая укрепления центральной власти. После окончания войны военизация поддерживалась напряженностью холодной войны, стремлением к мировому господству.

Централизация привела к расширению полномочий федеральных органов и прежде всего власти президента. Центр получил определенные рычаги воздействия на экономику и политику штатов. Среди них можно назвать право регулирования торговли между штатами, предоставление федеральных субсидий и т.д.

В 80-е годы начала осуществляться программа нового федерализма, разработанная республиканцами. Она должна была увеличить полномочия местных властей в использовании и перераспределении федеральных средств, а также сократить федеральные расходы, переложив на местные органы власти заботу об экономических и социальных проблемах. Осуществление программы не привело к "децентрализации" государственной власти.

Происходит процесс концентрации власти в руках президента, получившего не предусмотренные конституцией США полномочия в сфере экономики и социальных отношений. Президент оказывает влияние на законотворчество Конгресса, своими указами, имеющими силу законов, регламентирует деятельность ФБР.

Расширены военные полномочия президента, в том числе и за счет прерогатив Конгресса. Вопреки праву Конгресса объявлять войну, президент часто по собственному усмотрению использовал вооруженные силы. Без согласия Конгресса, например, в 1950 г. была начата война в Корее, в 1965 г. - во Вьетнаме. До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.

Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института - президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.

Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г. в штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган.

Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах "в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога". Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествующие годы.

В 1965 году Законом об избирательных правах действие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа "равной защиты закона".

Законодательство о трудовых отношениях и профсоюзах США после Второй мировой войны.

Федеральный уголовный кодекс США 1909 г.

Уголовное право – в Новейшее время в США кодифицировано как на уровне федерации – УК США 1909 г., так и на уровне штатов – каждый штат имеет свой Уголовный кодекс. Первый УК был принят в 1796 г. в штате Вирджиния.

Уголовный кодекс 1909 г. охватил сравнительно узкий круг вопросов, отнесенных Конституцией США к ведению федерации (государственная измена, подделка валюты, пиратство и некоторые другие).

В середине XX ст. в США началось движение за реформу уголовного законодательства, и в большинстве штатов к сегодняшнему времени принятые новые кодексы. Основой для принятия этих кодексов стал Примерный (Модельный) Уголовный кодекс США (1962 г.), разработанный институтом американского права.

Делегированное законодательство (например, исполнительные приказы президента) – также действующий современный источник федерального уголовного права.

Федеральное уголовное законодательство устанавливает ответственность лишь за преступления, которые посягают на безопасность США (измена, шпионаж), а также за преступления федеральных служащих и другие преступные интересы, которые касаются нескольких или всех штатов (торговля и сбыт наркотиков, кражи автомобилей и т.п.). Подавляющее большинство преступлений предусмотрено в законодательстве отдельных штатов.

Преступления в США подразделяются в зависимости от степени их тяжести на фелонии (тяжкие преступления) и мисдиминоры (менее тяжкие преступления, близкие к правонарушениям). Как фелонии, так и мисдиминоры делятся на категории А, В, С и т.д., в зависимости от тяжести преступления. Так, например, за фелонию класса А может быть вынесен смертный приговор, а за мисдиминор класса С или D – назначен небольшой штраф или несколько суток ареста.

Смертная казнь в США не отменена и применяется как высшая мера наказания (газовая камера, электрический стул, смертельная инъекция, повешение, расстрел) более чем в тридцати штатах – в случаях совершения государственных, воинских, некоторых тяжких уголовных преступлений. Причем, в некоторых штатах смертная казнь транслируется по телевидению.

Лишение свободы как наиболее распространенная санкция за совершенное тяжкое преступление подразделяется на краткосрочное, длительное и пожизненное. Уголовные законы США характеризуются длительными сроками лишения свободы, часто в 30-50 лет. При этом ни федеральные, ни законы штатов, как правило, не устанавливают общих приделов для лишения свободы – поэтому можно приговорить преступника по совокупности мер наказания, например к 200 годам тюремного заключения или к нескольким пожизненным срокам.

Распространенной уголовно-правовой санкцией в современном уголовном праве США является штраф, который может быть как основным, так и дополнительным наказанием и применяться как к физическому, так и юридическому лицу.

В последнее время стала развиваться пробация как вид условного осуждения. Это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т.п.).

С конца ХХ в. стала заметно выраженной гуманизация уголовного права США, которая является одной из основных тенденций его развития. Это выра­жается в применении условно-досрочного освобождения, широ­ком распространении штрафных санкций, а также в замене смерт­ной казни пожизненным лишением свободы.

Буржуазная революция и образование буржуазного государства во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единогонационального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.

Революционная ситуация сложилась в 1789 году. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты.

Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля весной 1789 года созвать Генеральные штаты, которые не собирались 175 лет. Количество представителей третьего сословия было равно числу депутатов дворянства и духовенства, взятых вместе. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования. При таком порядке работы штатов буржуазии была бы обеспечена победа, так как среди депутатов дворянства и духовенства были люди, разделявшие взгляды третьего сословия. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия решилась «перерезать канат» и 17 июня объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием».

Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального собрания, которое стало называть себя Учредительным — фр. Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии[2].

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые пропагандировались философами-просветителями и стали идеологической основой для борьбы со Старым порядком. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на (фр. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 года. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией4 октября 1958 г. 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.

В 2003 году ЮНЕСКО включила декларацию в реестр «Память мира»[1].

Создание конституционной монархии во Франции в 1789-1891 гг.

В период конституционной монархии (Учредительное собрание) от имени революционного народа либеральное дворянство и крупная буржуазия (конституционалисты) проводили антифеодальные мероприятия. Но радикализм народа подтолкнул роялистов на сговор с королем.

Революция быстро охватила всю страну. В Париже и провинции началась так называемая «муниципальная революция» — замена старых институтов власти новыми муниципальными органами, во главе которых встали представители третьего сословия. Крестьяне же занялись помещиками и податными учреждениями. К августу 1789 г. были отменены личные повинности крестьян — барщина, пошлина с убоя скота, пользование мельницей только помещичьей, налоги на охрану замка, ярмарочный и дорожный сборы, пошлины за товары, провозимые по земле господина, солевой налог и многое другое.

Однако буржуазия была так напугана подъемом народных масс, что началось жесткое подавление крестьянских выступлений. Так, была введена смертная казнь для каждого пойманного с оружием на улице, толпы было велено разгонять огнем, солдат в толпе — расстреливать.

Революционные события произошли достаточно спонтанно, поэтому с первых же дней встал вопрос о программном документе.

Декларация прав человека и гражданина была создана на основе теории естественных прав личности, а за основу взята Декларация независимости США 1776 г. В настоящее время она является составной частью Конституции Пятой республики 1958 г.

Кроме краткой преамбулы, важнейшими из ее 17 статей были следующие:

· все люди равны и свободны от рождения, а их разделение обусловлено социальной необходимостью;

· целью государства является обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека — свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению;

· верховная власть принадлежит народу;

· свобода — это возможность делать все, что не причиняет вреда другому («Все, что не запрещено законом, то дозволено»), поэтому естественные права человека могут быть ограничены только законом, это касалось как полиции, так и армии;

· всякий может участвовать в создании законов; всем открыт доступ к государственным должностям сообразно своим способностям и добродетелям;

· запрещаются незаконные и произвольные обвинения, задержания или заключения; нет ни преступления, ни наказания, не указанных в законе; презумпция невиновности (все сомнения — в пользу обвиняемого, виновность устанавливается только судом, вину доказывает не ответчик, а обвинитель);

· провозглашается свобода совести и вероисповедания, слова и печати;

· будет соблюдаться справедливое распределение налогов, необходимых для содержания вооруженных сил и администрации, при подконтрольности их расходов;

· общество имеет право требовать отчета должностных лиц;

· необходим механизм обеспечения прав граждан и обязательность разделения властей;

· собственность есть неприкосновенное и священное право.

В 1791 г. была разработана Конституция французской конституционной монархии.

Законодательная власть вверялась однопалатному Законодательному собранию, избираемому «активными» гражданами (возраст должен быть не менее 25 лет), проживающими в данной местности не менее одного года, уплачивающими прямой налог в 1 серебряную марку, не находящимися в услужении. Таких из 4 млн активных граждан набралось несколько десятков тысяч человек. Принятые законы требовали подписания королем, но два новых состава Собрания преодолевали королевское вето.

Исполнительная власть возглавлялась королем, назначающим министров, которые по решению Собрания могли быть преданы суду за злоупотребления. Король командовал армией и ведал внешними сношениями. Был введен принцип контрассигнатуры.

Судебная власть находилась у выборных и несменяемых судей; был создан суд присяжных.

Армия вначале строилась по милиционной системе (все желающие), затем была создана Национальная гвардия.

Хотя какой-то компромисс был найден, нерешенных вопросов относительно тяжелого положения населения оставалось еще много. Прежде всего огромные массы рабочих и крестьян не получили от революции ничего (выступления рабочих и подмастерьев с требованиями повышения жалования разгонялись отрядами Национальной гвардии), увеличивалась безработица (для занятия рабочих открылись национальные мастерские — земляные работы и мощение улиц).

Среди радикальных революционеров оформилось два течения:

· жирондисты (представители торгово-промышленной буржуазии), желающие остановиться на достигнутом, остерегающиеся резких перемен;

· якобинцы (партия низов, мелкий пролетариат, крестьянство).

Законодательное собрание в связи с этим также разделилось на две группы.

В последующие несколько лет демократические и человеколюбивые идеи первых лет французской буржуазной революции, выраженные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и ряде иных законодательных актов, оказались преданными забвению в ходе кровавых методов жирондистской, а затем и якобинской диктатуры. На смену провозглашенным в то время во многом утопическим гуманистическим идеям пришли репрессии и массовый террор, в значительной степени проводившийся посредством карательных полицейских акций, которым подвергались целые социальные сословия и «контрреволюционные» территории.

Государственный строй Франции по Конституции 1891 г.

1. Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.

Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный Характер. В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:

• в области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;

• в области административного управления - учреждение и упразднение государственных должностей;

• в области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, воз­буждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;

• в области военных дел - издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение «х денежного содер­жания, объявление войны;

• в области внешних отношений - ратификация договоров с ино­странными государствами.

Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров:

• руководить внутренним управлением и внешними отношениями;

• утверждать назначение высших чиновников;

• возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.

Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Нацио­нальным собранием; его распоряжения приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Местное управление возлагалось на выборные органы, деятельность ко­торых контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правитель­ства, король мог отменить их, а в случае неповиновения - отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Националь­ное собрание.

3. Судебная система предусматривала создание:

• Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

• суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;


• кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесен­ные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены толь­ко в случаях совершения преступления и в строго установленном по­рядке.

Якобинская диктатура и ее государственный строй.

В данный период завершалось проведение кардинальных антифеодальных мероприятий в условиях иностранной интервенции и внутренней контрреволюции и разгула репрессий.

Якобинцы наконец решили долгожданный аграрный вопрос — в июле 1793 г. было провозглашено окончательное уничтожение феодальных прав и привилегий, объявлено о передаче крестьянам общинных и эмигрантских земель (мелкими участками и в рассрочку), а также о превращении французских крестьян в свободных землевладельцев.

Сразу же после ареста вождей жирондистов 24 июня 1793 г. Конвент принял новую Конституцию Франции. Она открывалась обновленной Декларацией (право на сопротивление угнетению, право на восстание в случае нарушения правительством права народа) и объявляла всеобщее мужское избирательное право (мужчины с 21 года, с цензом оседлости шесть месяцев, но не слуги), а также свободное замещение должностей. Законодательная власть вручалась однопалатному Корпусу (декреты принимаются без мнения народа и действуют сразу, законы утверждаются народом в течение 40 дней). Исполнительная власть теперь принадлежала правительству — Совету.

Итак, Конституция 1793 г. отражала идеи революции, но действующей она так и не стала. На деле формально вся власть принадлежала постоянно работающему Конвенту, который организовал прежде всего оборону страны, но фактически — Комитету общественного спасения, ставшему центральным исполнительным органом революции (12 членов ежемесячно переизбираемые Конвентом и отвечавшие только перед ним). Критиковать действия Конвента запрещалось.

Преследованием контрреволюционеров, их арестом и судом занимался Комитет общественной безопасности. Его деятельностью обеспечивалась реализация многочисленных «кровавых» декретов. В их числе можно назвать:

· Декрет «О подозрительных» от 17 сентября 1793 г., который положил начало революционному террору в отношении приверженцев старых порядков — лиц, состоящих в родстве с дворянами-эмигрантами, служивших у них, а также тех, кто не мог доказать законность имеющихся средств существования; было арестовано и казнено около 200 тыс. человек (утром — арест, вечером — гильотина);

· Декрет «О революционном трибунале» от 10 июля 1793 г., направленный против тех, кто стремился унизить Конвент или комитеты, кто посягал на свободу республики, а также против прямых изменников и контрреволюционеров; трибуналом (председатель, общественный обвинитель, их заместители и 12 судей) эти лица сразу объявлялись «врагами народа» (закон Кутона от 10 июня 1794 г.) и приговаривались к безусловной смертной казни, причем на процессе предварительное следствие отменялось, допрос велся сразу на суде и без адвокатов, необходимость в свидетелях возникала лишь при отсутствии иных доказательств.

В процессе реализации положений этих декретов Комитет общественной безопасности объявлял «врагом народа» всякого, кто хоть каким-то образом, даже гипотетически, мог быть нелоялен революционным (якобинским) идеям. Крайне упрощенная и ускоренная процедура суда (без предварительного следствия, свидетелей и защиты) практически в каждом случае приводила задержанных на гильотину.

Методы якобинского правления во всех сферах государственного управления были исключительно жесткими. Например, в армии была введена всеобщая воинская бессрочная повинность, поэтому удалось сформировать 14 армий общей численностью около 1 млн человек (к осени 1793 г.). При этом в отличие от прежней сословной системы на должности (в том числе и высшие) назначался всякий, кто отвечал соответствующим требованиям. Так, командующими армиями стали бывший продавец галантерейщик Журден (31 год), бывший конюх Гош (25 лет), Наполеон Бонапарт стал генералом в 24 года. В войсках была налажена политическая работа. Условия чрезвычайного времени, в том числе необходимость устранения австрийско-прусской интервенции, приводили к тому, что никакой стратегии не вырабатывалось — только тактика. Революционные генералы получали приказ выполнить задачу, в противном случае шли на гильотину.

Другими важнейшими вопросами, от которых зависела судьба революции, была борьба с голодом и инфляцией. Для этого в действие вводились экстренные меры: осенью 1793 г. для борьбы с еще не выявленными роялистами, со спекулянтами (которых ждала безальтернативная смертная казнь) и для обеспечения Парижа продовольствием из санкюлотов создаются продотряды; производится полная реквизиция хлеба у крестьян; все золото и серебро частных лиц ставится на строжайший учет; вводятся твердые цены (максимум) и централизованное распределение продовольствия.

Максимальная жестокость и концентрация власти позволила якобинцам к лету 1794 г. выполнить все основные задачи (победа над иностранной интервенцией и ликвидация явной контрреволюции), но от них стали отходить рабочие и крестьяне, поскольку для рабочих был введен максимум зарплаты, а крестьяне, несмотря на снятие с них всех феодальных налогов (оброков, церковной десятины и др.), после продотрядов оставались совершенно без продовольствия. Затаившаяся буржуазия вновь активизировалась.

Кроме того, противоречия среди якобинцев, заглушаемые пылом революции, к лету 1794 г. чрезвычайно обострились. Возникли правые и левые, а также так называемые «бешеные» (вожди плебейства). Правые якобинцы (Дантон, Демулен и др.) требовали отмены максимума заработной платы рабочих, введения свободной торговли, выступали против террора. Левые (Эбер) обвиняли правых в отходе от идей революции, в шпионаже. Все стороны грозили друг другу гильотиной. В сентябре 1793 г. сторонниками Робеспьера были разгромлены «бешеные», в марте-апреле 1794 г. — левые якобинцы и сторонники Дантона. Поднявших мятеж эбернистов казнили. Через неделю на гильотину были отправлены и правые. Так Конвент был очищен от якобинцев их же руками. 27 июля 1794 г. Робеспьер и все оставшиеся члены Комитета общественного спасения были арестованы и на следующий день казнены.

Революция закончилась устранением феодальных порядков, гибелью от 300 000 до 400 000 человек, бегством за границу еще более 200 000, а в конечном счете победой крупной торгово-промышленной буржуазии, которой революция расчистила дорогу в новые капиталистические отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: