Судебные прецеденты

5) псефисмы (псефисмы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.).

В 621 г. до н.э. появились первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.

По этим законам, смертной казни подлежали лица, виновные в:

- убийстве,

- осквернении святынь,

- те, кто вел праздный образ жизни.

Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство приравнивалось к причинению материального ущерба (???), но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние.

Вводится понятие умысла и неосторожности.

не проводилось деление на преступления тяжкие и легкие (это различение ввел Солон). За любую кражу наказыва­ли смертью, хотя в числе наказаний были:

- штрафы,

- изгнание,

- продажа в рабство,

- бичевание,

- лишение гражданских прав (атимия).

В тюрьму сажали за неуплату долгов или же для предуп­редительного задержания — чтобы задержанный не сбежал во время расследования.

Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

По преданию, законы Драконта были отменены Солоном, который сам составил достаточно обширное законодательство (около 594 г. до н.э.).

Законы Солона, по видимому, были записью не только религиозного права и обычных установлений, но перенесением в Афины законов некоторых других греческих полисов и даже Египта.

Законы были выбиты на деревянных досках и выставлены на всеобщее обозрение. По указанию законодателя, афиняне должны были следовать им не менее 100 лет.

В V – IV вв. до н.э. законы Солона становятся главным источником права.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Право собственности. Вещное право значительно сдерживалось в своих формах регулирующей ролью государства. Предполагалось, что не все вообще вещи могут находиться в частной собственности: площади, гавани, улицы, священные вещи, реки могли быть только в общегосударственном владении. Право собственности на землю неразрывно было связано с политическими правами: оно могло быть только у членов полиса. Право собственности на новые земли в составе так называемых клерухий (???) было более мягким. Полис мог лишить и этого права.

Сады и виноградники могли принадлежать и не гражданам Афин.

Право на застройку земли выступало как самостоятельное право; право на постройку могло быть отделено от права на участок.

Собственности как аб­солютного права у греков не существовало. СОБСТВЕННОСТЬ вообще понималась преимущественно как факт владения, фактического обладания имуществом с правом распоряжения.

Собственность могла быть:

- совместной или государственной (государствен­ные имения, рудники, храмовые хозяйства, общественные земли фил и демов)

- или частной:

а) видимая (земля, рабы, дом и т.д.)

б) невидимая (включала те вещи, которые способны быть припрятанными и усколь­зать от налогообложения (деньги, драгоценности).

Архонты во время ежегодного вступления в должность объявляли о том, что за гражданами сохраняется принадлежащая им собственность. Землю делили, потому и само название полученных участков происходит от слова «жребий» (клеры). Для отдельных ка­тегорий собственников существовали особые заботы, например:

- устроить пышные литургии (празднества) за свой счет,

- снарядить военный корабль, тоже за свой счет и в зависимости от размера богатств.

Кроме деления вещей на общегосударственные и другие, право знает деление на:

- недвижимые

- и движимые вещи.

Частная собственность считалась производной от государственной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: