Вопросы к экзамену

1. В чем заключается смысл понятий «биологическая безопасность», «продовольственная безопасность»?

2. Какие цели ставит ООН перед международным сообществом для улучшения продовольственной ситуации? Какие мероприятия запланированы для достижения этих целей?

3. Каковы основные принципы построения многоуровневой системы продовольственной безопасности государства?

4. Перечислите критерии обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

5. Какие параметры отражают безопасность потребления продукции?

6. Какова роль государства в обеспечении продовольственной безопасности страны?

7. Каковы основные принципы контроля над состоянием продовольственной безопасности в стране?

8. Перечислите цели и задачи государственной политики России в области здорового питания на 2005 – 2010 гг. Укажите основные направления ее реализации.

9. Какие нормативные документы лежат в основе нормативно­-правового обеспечения гocyдарственной политики в сфере здорового питания населения?

10. Каковы основные положения Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»?

11. Каковы основные задачи и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

12. Какие нормативные правовые акты устанавливают санитарно­эпидемиологические требо­вания к продуктам питания?

13. Укажите цели и порядок проведения санитарно-­эпидемиологической экспертизы продукции. Какие виды продукции подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе?

14. Перечислите критерии, на основании которых пищевая продукция может быть отнесена к некачественной и опасной. Каков порядок действия в отношении такой продукции?

15. Обеспечение качества продовольственного сырья и пищевых продуктов

16. Виды загрязнений продовольственного сырья и пищевых продуктов.

17. Особенности требований гигиены к помещениям и сырью в общественном питании

18. Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения. Источники загрязнения.

19. Механизм отрицательного воздействия на организм человека и на качество пищевой продукции.

20. Загрязнения микроорганизмами и их метаболитами

21. Виды микрофлоры обитающих в почве, воде, воздухе. Распространение микрофлоры в органах и тканях животных.

22. Влияние на микроорганизмы внешних факторов.

23. Загрязнение химическими элементами, загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве и животноводстве. Источники загрязнения.

24. Механизм отрицательного воздействия на организм человека и на качество пищевой продукции.

25. Пути предотвращения попадания в организм человека и пищевые продукты.

26. Радиоактивное загрязнение.

27. Загрязнение диоксинами. Источники загрязнения.

28. Механизм отрицательного воздействия на организм человека и на качество пищевой продукции.

29. Пути предотвращения попадания в организм человека и пищевые продукты.

30. Контроль за использованием пищевых добавок.

31. Способы детоксикации.

32. Виды пищевых добавок.

33. Влияние пищевых добавок на качество пищевых продуктов и организм человека.

34. Каким образом можно классифицировать химические вещества пищи в зависимости от способа их попадания в продукт?

35. При каких условиях могут становиться потенциально опасными макро и микронутриенты пищевых продуктов?

36. Какие балластные компоненты пищи Вам известны? Какую роль играют балластные компоненты в питании человека?

37. Кратко охарактеризуйте действие на человеческий организм социальных токсикантов.

38. Какую опасность представляют для здоровья человека биогенные амины? Приведите примеры.

39. Дайте определение понятию «антиалиментарные вещества». Перечислите основные группы антиалиментарных веществ, опишите их влияние на организм человека.

40. Какие токсичные вещества природного происхождения могут встречаться в пищевых продуктах? Какие профилактические мероприятия можно провести для устранения или минимизации риска попадания природных токсинов в продукты питания?

41. С какой целью проводят генетическую модификацию сельскохозяйственных растений и животных? Какая потенциальная опасность может заключаться в пищевых продуктах из ГМИ?

42. 9. Какие виды продовольственного сырья и пищевых продуктов, полученных из ГМИ, можно не проверять на безопасность?

43. Какой метод лежит в основе идентификации рекомбинантной ДНК в пищевых продуктах из ГМИ?

44. Перечислите основные этапы, составляющие суть метода полимеразой цепной реакции.

45. С какой целью проводят амплификацию специфических фрагментов ДНК? В чем суть этого процесса?

46. Какие функции выполняют праймеры и фермент Тад-полимераза в процессе амплификации?

47. В каком количестве накапливаются продукты амплификации? Какие существуют способы детектирования продуктов амплификации?

48. Какие методы детектирования продуктов амплификации предпочтительны для массового скрининга с целью выявления образцов, содержащих ГМИ? Почему?

49. Какие методы детектирования продуктов амплификации лежат в основе про ведения количественного анализа?

50. Какие нормативные документы устанавливают методы идентификации продуктов из ГМИ?

51. В каких случаях необходимо этикетировать и маркировать продукцию из ГМИ?

52. Какие требования предъявляются к организации работ в ПЦР­лаборатории?

53. Охарактеризуйте токсическое действие полигалогенированных углеводородов на opгaнизм человека.

54. Как следует понимать выражение «диоксиновый фон»?

55. Каковы основные источники поступления нитратов, нитритов и нитрозаминов в продукты питания и пищевое сырье?

56. Охарактеризуйте действие соединений азота на человеческий организм, укажите потенциальную опасность этих соединений.

57. Какие методы определения нитратов, нитритов и нитрозаминов в пищевых продуктах рекомендуется использовать в практике сертификационных испытаний?

58. Охарактеризуйте токсическое действие полициклических ароматических углеводородов.

59. Какое вещество является индикатором присутствия в продуктах канцерогенных ПАУ?

60. Какие методы анализа применяют для определения бенз(а)пирена?

61. Какие принципы положены в основу различных видов классификации гормонов и веществ с гормональной активностью?

62. В чем заключается потенциальная опасность применения гормональных препаратов для выращивания сельскохозяйственных животных?

63. Охарактеризуйте потенциальную опасность антибиотиков, содержащихся в пищевых продуктах.

64. Какими методами возможно определение остаточных количеств антибиотиков? Охарактеризуйте эти методы анализа, укажите их преимущества и недостатки.

65. Охарактеризуйте микотоксины различных групп в зависимости от источников их поступления в пищевые продукты и токсического действия на организм человека и животных.

66. В каких продуктах и какие микотоксины нормируются? Каковы предельно допустимые уровни содержания микотоксинов в продуктах?

67. Какие методы анализа микотоксинов относят к скрининг-методам, а какие к арбитражным? Почему?

68. Каковы особенности отбора проб при анализе микотоксинов? С чем это связано?

69. Дайте определение понятиям пищевого отравления и пищевой интоксикации.

70. Сформулируйте цели и задачи микробиологического контроля безопасности пищевых продуктов.

71. Какие группы микроорганизмов включены в гигиенические нормативы по микробиологическим показателям?

72. Что понимается под радиоактивностью? в каких единицах она измеряется?

73. Из каких компонентов складывается радиационный фон Земли?

74. Какие наиболее опасные техногенные радионуклиды нормируются в пищевых продуктах?

75. Какое биологическое действие оказывает радиация?

76. Каким образом происходит распределение радионуклидов в организме человека и сельскохозяйственных животных?

77. Перечислите основные принципы радиозащитного питания.

78. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу обеспечения радиационной безопасности.

79. Дайте определение пищевым добавкам и укажите их назначение в технологии производства продуктов питания. В чем состоит их принципиальное отличие от биологически активных добавок к пище?

80. Могут ли пищевые добавки представлять опасность для здоровья человека? Какими документами регламентируется применение пищевых добавок?

81. Охарактеризуйте процедуру проведения санитарно-гигиенической экспертизы пищевых добавок.

82. Почему полимерные и другие материалы, используемые в пищевой промышленности, общественном питании и торговле, могут являться источниками загрязнения пищевых продуктов чужеродными химическими веществами?

83. Назовите основные группы токсикантов полимерных и других материалов – возможных загрязнителей пищевой продукции.

84. Как осуществляется контроль за безопасностью применения полимерных и других материалов?

85. Дайте определение БАД. Какое значение в питании современного человека имеют БАД?

86. Современная классификация БАД как продуктов специального назначения.

87. Особенности, предъявляемые к оценке качества и безопасности БАД.

_____________________ к.х.н., ст.пр. Попова Н.Н.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: