Характеристика теста

Факт появления на свет теста WISC представляется научным парадоксом. До работ Д. Векслера существовала практика, при которой интеллектуальные тесты для взрослых создавались путем некоторого усложнения заданий в существовавших детских тестах. Д. Векслер признал эту практику неоправданной, в результате чего им была создана новая методика исследования интеллекта для взрослых (WAIS). Парадоксальным здесь является то, что тест WISC является ничем иным как упрощенной копией WAIS.

Тест WISC состоит из 12 субтестов, 11 из которых идентичны тесту WAIS. В настоящем Руководстве названия субтестов для простоты работы психодиагноста даны такими же, как и в тесте для взрослых, а их нумерация оставлена оригинальной. Субтесты образуют вербальную и невербальную подгруппы. Испытуемому сначала предлагаются для решения все вербальные, а затем - невербальные субтесты в порядке их номеров, обозначенных в регистрационном листе.

Ответы испытуемого на задания субтестов WISC численно оцениваются в соответствии с содержательными критериями (изложенными во втором разделе Руководства) для вербальных субтестов; с содержательными и скоростными критериями - для невербальных субтестов. Для удобства работы экспериментатора правильные ответы и скоростные лимиты ответов на невербальные задания указаны непосредственно в регистрационном листе к тесту-

Итоговые интеллектуальные показатели испытуемого вычисляются с помощью нормативных таблиц (Приложения 1-3), полученных по результатам тестирования 2200 детей с равной представленностью мальчиков и девочек. В оригинальном издании WISC [24] даны таблицы к 33 возрастным группам. В отличие от теста для взрослых, в возрастную группу WISC входят испытуемые, возраст которых различается не более, чем на 4 месяца. Отнесение к той или иной возрастной группе определяется числом полных лет и полных месяцев, исполнившихся испытуемому на момент обследования. Обоснованность выделения групп испытуемых, исходя из их паспортного возраста, в отечественной литературе признается не всеми учеными. Так, сравнение интеллектуального развития одногодок, посещающих разные группы детского сада, и детей разного возраста, посещающих одну и ту же группу, подсказало, что более правильно было бы при построении нормативных таблиц исходить не из возраста ребенка, а из группы детского сада [5, с. 14]. Нельзя, однако, не признать, что при таком подходе возникает проблема отнесения к какой-либо нормативной группе «домашних» детей, не посещающих детский сад. Тем более, необходимо учитывать различия в развивающих программах, используемых в современных детских садах.

Тест WISC предназначен для оценки интеллектуального развития детей в возрасте от 5-ти до 16-ти лет. Однако есть указание на то, что действительно информативными и надежными результаты тестирования становятся начиная с 7-8-летних испытуемых [22, с. 236].

Факторный анализ данных WISC, как правило, обнаруживает ту же факторную структуру интеллекта, что и у взрослых. Она слагается из обобщенных интеллектуальных функций типа: вербальное понимание, восприятие пространства (перцептивная организация), память, иногда - умение сосредотачиваться [2, с. 230].

В 1967 году Д. Векслер разработал интеллектуальный тест для дошкольников в возрасте от 4 до 6,5 лет (WPPSI). Его основу составили 8 субтестов, взятых из WISC.

В 1974 году появилась усовершенствованная версия WISC (WISC-R). Задания в ней по содержанию были приближены к детскому возрасту (например, счет сигарет заменен счетом шоколадок), расширен состав некоторых субтестов.

В WISC-R вербальные и невербальные субтесты предъявляются в следующем перемежающемся порядке:

1. Осведомленность.

2. Недостающие детали.

3. Сходство.

4. Последовательные картинки.

5. Арифметический. *

6. Кубики Коса.

7. Словарный.

8. Складывание фигур.

9. Понятливость.

10. Шифровка.

11. Повторение цифр.

12. Лабиринты.

Данное изменение способствует большему динамизму тестовой процедуры, делает ее менее монотонной, что особенно важно для детей младшего возраста. В отечественной литературе подчеркивается, что при использовании WISC в отношении дошкольников следует тщательно контролировать их эмоциональные реакции на тестирование. В большинстве таких случаев целесообразно найти разумный компромисс между требованием единства внешних условий и процедуры тестирования и требованием приспособления к индивидуальным особенностям и эмоциональным состояниям испытуемого. У этой категории испытуемых «...более важно, чтобы были сохранены одинаковые внутренние, субъективные условия, чем одинаковые внешние, объективные условия» [22, с. 221].

Влияние внеинтеллектуальных факторов на результаты тестирования продемонстрировано экспериментально и на испытуемых более старшего возраста. В целом, результаты более успешны, если:

- установить доверительные, неотчужденные отношения между испытуемым и экспериментатором;

- испытуемый находится не в стрессовом состоянии (хотя здесь необходимо одно уточнение: максимальную успешность демонстрируют испытуемые в состоянии умеренной тревожности);

- перед тестированием испытуемый не был участником каких-либо неприятных событий;

- экспериментатор регулярно сообщает испытуемому об успехе в решении субтестовых задач.

Поскольку состав субтестов существенно не изменился в WISC-R, то усовершенствованную процедуру предъявления субтестов экспериментатор может при необходимости использовать и при работе с WISC.

В усовершенствованной версии отчетливо разграничены так называемые основные и дополнительные субтесты. К последним относится вербальный «Запоминание цифр» и невербальный «Лабиринты». Дополнительные субтесты используются в двух случаях:

1) в качестве дополнения к основным субтестам при наличии свободного времени, неутомленности и достаточной мотивированности испытуемого к продолжению тестирования. Оценки по дополнительным субтестам повышают надежность получаемых результатов, но в вычислении итоговых показателей участвуют опосредованно: в расчетах используется сумма баллов по всем шести субтестам (вербальным или невербальным), умноженная на дробь «5/6»;

2) для замены любого одного из основных субтестов, если тестирование по нему благодаря стечению каких-то обстоятельств

оказалось невозможным или нецелесообразным. В этом случае для расчета итоговых показателей берется сумма баллов по четырем основным и одному дополнительному субтестам.

Перечисленные правила применяются и в WISC.

Как и для большинства сложных тестов, по отношению KWISC проводилась работа по созданию кратких форм с целью экспресс-диагностики. Наиболее хорошо показало себя в этом плане сочетание двух субтестов: «Словарный» и «Кубики Коса». В принципе, это подтверждается и отечественными исследованиями. Так, отмечается высокая сила связи оценки по субтесту «Кубики Коса» с итоговым невербальным показателем и ее роль системообразующего фактора в структуре невербального интеллекта [2, с. 20].

Перевод на русский язык и адаптация WISC к отечественным условиям осуществлена А.Ю. Панасюком [13, 14, 15]. В адаптированном варианте WISC были заменены частично или полностью те задания, которые по своему содержанию не соответствовали историческим, культурным или социальным реалиям нашей страны. При полной замене содержания в новом тексте задания сохранялась та область знаний и ориентировочная степень его трудности, к которым относилось в оригинале старое задание*

Основные изменения были проведены в вербальных субтестах: «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный», несколько меньшие - в субтесте «Сходство». Контрольные ответы к субтестам 1, 2, 4 и 5 в большинстве случаев созданы заново преимущественно на основании обобщения ответов испытуемых.

Для проверки надежности адаптированного теста А.Ю. Панасюк сопоставил результаты тестирования группы здоровых детей (75 человек) в возрасте 6-13 лет и группы олигофренов в стадии дебильности (67 человек) того же возраста. При таком сопоставлении обнаружились следующие два факта:

- оценки здоровых детей полностью укладываются в нормативы, предложенные Д. Векслером;

- данные здоровых и умственно отсталых детей статистически высокозначимо (р<0.001) различаются как по субтестовым, так и по итоговым оценкам (Приложение 5).

Тем самым, идентичность оригинального и адаптированного вариантов WISC в первом приближении можно считать установленной, а использование нормативных таблиц Д. Векслера оправданным.

По мере распространения адаптированного варианта WISC в практике психодиагностики стали появляться публикации с указаниями на некоторые недостатки адаптации [16, 20]. Однако они носят весьма неконкретный характер, либо по смыслу таковы, что могут быть отнесены к любому, в том числе, и неинтеллектуальному тесту.

В практической работе с тестом WISC сложился ряд рекомендаций, повышающих надежность и информативность обследования [16]:

- по истечении лимита времени не прерывать испытуемого, если он заинтересованно продолжает искать решение задачи;

- при повышенной утомляемости (истощаемости) испытуемого проводить обследование в ходе нескольких встреч с ним;

- в субтесте «Арифметический», если испытуемый испытывает трудности, попросить его вслух проговорить ход решения. При этом легче обнаружить психологическую причину неуспеха;

- в субтесте «Последовательные картинки» целесообразно просить испытуемого объяснять смысл составленной им последовательности. Тем самым обнаруживаются логичность и обоснованность умозаключений испытуемого, а также способность улавливать юмористические аспекты ситуации (например, в серии «Пикник»), которая сама по себе дифференцирует здоровье от умственной отсталости;

- в субтесте «Лабиринты» следует различать три возможных типа нарушений: слабость координации и самоконтроля (испытуемый быстро действует, допуская большое количество ошибок); двигательная заторможенность (медлительность при безошибочности действий); слабая планируемость действий (испытуемый перебирает варианты действий в случайном порядке).

В отечественной психологии делались попытки разработки новых тестов интеллектуального развития детей [1, 5, 6, 7, 8, 18, 23]. По степени методической проработанности ближе всего к WISC расположен «Школьный тест умственного развития». Он ориентирован на учеников 6-8 классов, имеет 2 параллельные формы и включает в себя 5 субтестов, работа с которыми лимитирована во времени. Общими недостатками названных тестов являются: отсутствие в литературе четких руководств по применению этих тестов, стандартных наборов их стимульных материалов, демографически обоснованных статистических нормативов для оценки ответов испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: