Общие положения

Интеллектуальный тест для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Его название в достаточной степени отражает место данного теста в структуре тестов, изучающих познавательные процессы. В психодиагностике принята такая группировка [2, с. 27]:

- тесты способностей, измеряющие относительно простые способности, психические процессы;

- тесты достижения, цель которых заключается в оценке усвоения ребенком определенной программы;

- тесты интеллекта, представляющие собой совокупность разнородных интеллектуальных заданий, оцениваемых в результате единым показателем.

По своему содержанию и по исходным принципам его формирования тест WISC может быть полезным при решении следующих диагностических задач:

1. Определение готовности ребенка к обучению в школе.

Приступая к решению этой задачи, следует, однако, имеет в виду, что эта готовность не является сколько-нибудь однородным фактором. Она зависит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также и от опыта учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье, от специфических особенностей школы и выдвигаемых ею требований к знаниям, умениям и навыкам обучаемого.

2. Оценка возможных причин неуспеваемости школьника.

Однозначное решение этой задачи на основе только результатов тестирования по WISC также не может быть найдено. Как справедливо указывается [17, с. 191], существует целая «сеть» причин, благоприятствующих неуспеваемости.

Таким образом, в рамках весьма обобщенной схемы (рис. 1) тест WISC частично изучает один из четырех возможных блоков причин - недостатки в развитии мыслительных процессов. И кроме того, как показал опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др., существенный вклад в неуспеваемость ученика привносится несовершенством методики преподавания.

3. Обнаружение умственной отсталости ребенка.

В той или иной степени обнаружение отсталости, существенно изменяющее характер обучения и жизни ребенка, может иметь место и при решении первых двух диагностических задач.

К сожалению, само понятие «умственная отсталость» однозначно не определено. Так, Н. Grossman (цит. по 2, с. 213) включаете него «...функционирование интеллекта на уровне значительно ниже среднего, сопровождающееся недостаточностью адаптивного поведения и проявляющееся в течение всего периода развития». По нашему мнению, умственно отсталым можно признать только такого ребенка, у которого «...стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга» [18, с. 12]. Причем, для этого необходим весь набор признаков, перечисленных в кавычках. Создавать внешнее впечатление отсталых могут дети с дефектом слуха, дети, ограниченные по болезни в общении и деятельной активности, живущие в иноязычной среде, педагогически запущенные дети. Таким образом, внешне наблюдаемое (и в том числе - регистрируемое интеллектуальными тестами) отставание в умственном развитии может иметь качественно различные причины. Собственно умственная отсталость, обусловленная органическими поражениями мозга, требует клинико-психологических и медицинских средств диагностики. Временное отставание, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития в основном здорового ребенка, - объект диагностики и коррекционной работы школьного психолога [17, с. 43].-

Рис. 1. Структура психологических причин школьной неуспеваемости

Перечисляя трудности в решении трех названных выше психодиагоностических задач, авторы Руководства отнюдь не собираются принижать возможности теста WISC. Более того, мы считаем, что сведение к минимуму элементов субъективизма со стороны экспериментатора, повышение надежности и достоверности результатов тестирования особенно важны при работе с детьми [14, с. 1538]. Тест WISC в достаточной мере отвечает этим требованиям. Однако, вместе с тем, специалист-диагност должен предельно отчетливо сознавать психологически сложный характер тех феноменов, которые он берется исследовать, знать границы применимости конкретных тестов и выносить суждения о результатах тестирования и умственном развитии ребенка и с подобающей корректностью, и строго в границах своей профессиональной компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: