Институты и их роль в жизни общества

Институты играют важную роль в жизни общества. Если представить на минуту, что все институты исчезли, то наступил бы хаос, который, в свою очередь, длился бы не вечно, поскольку стремление людей к упорядочению своей жизни привело бы к созданию новых институтов.

Более глубокий анализ природы институтов позволяет отве­тить на ряд вопросов, которые имеют глобальный характер, а именно: Почему рынки «работают» или «не работают»? Почему были эффективны или неэффективны те или иные мероприятия экономической политики? Какие изменения в экономике были спонтанными или вызваны принятием того или иного прави­тельственного решения? и др.

Сущность и понятие «института»

Что же такое институты? Приведем несколько определений институтов, описывающих их сущность и механизм функцио­нирования.

1. «Институты — это привычный образ мысли, руковод­ствуясь которым живут люди».

2. «Институты — это общественные блага, которыми пов­семестно и каждодневно пользуются многие индивидуумы и которые главным образом характеризуются своей неисключи­тельностью... Институты упрощают процесс обмена. Они — не­отделимая часть процесса принятия решений, которая делает индивидуальные решения позитивными».

3. «Институт — социальная организация, которая через традицию, обычай или законодательное ограничение ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения».

Институты невозможно увидеть, ощутить физически или измерить. Это своеобразные конструкции, невидимые механиз­мы, созданные человеческим сознанием. Институты отражают образ мышления, характерный для определенной общности людей.

Открытие «институтов как «правил игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданных человеком ограничи­тельных (институциональных — прим. автора) рамок, которые организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или экономике», меняет коренным образом представления, общепринятые в неоклас­сической теории.

4. «Институты — это результат процессов, происходивших
в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени».

5. «Институты — это разработанные людьми ограничения,
а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они образуют побудительную структуру обществ и экономик».

Вышеприведенные определения дают основную характе­ристику институтам, отражают их главные функции, а также законы развития; подчеркивают важность институтов в эволю­ции общества. Обобщая все вышеуказанное, остановимся на следующем определении:

6. Институт — это система формальных правил и неформальных норм, определяющих взаимоотношения между членами общества.

Институциональная матрица

В свете поставленного вопроса рассмотрим относительно новую концепцию институциональных матриц. Теоретическая гипотеза институциональных матриц реализует структурно-сис­темный подход к анализу общества.

Институциональная матрица — это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых общественных институтов, обусло­вивших появление первых государств и предопределивших развитие всех последующих институциональных структур, которые, в свою очередь, служат воспроизведению первичной модели, сущность которой сохраняется.

Институты понимаются как система определенных и не­избежных связей между членами общества, обусловленных внешними условиями выживания социума. В данном случае речь идет не о тех социальных институтах, которые регулируют воспроизводство человека (к ним относят институт семьи, здо­ровья и другие), а о социетальных институтах, регулирующих воспроизводство государств и основных сфер общественной жизни.

Рис. 3.1. Институциональная матрица общества

Институты образуют своеобразный скелет общества, обеспе­чивающий его историческую устойчивость и воспроизводство социальной целостности.

Схематично институциональная матрица представлена на рис. 3.1 как триединая социальная форма, объединяющая по­литическую, экономическую и правовую сферы, занимающие в обществе равнозначное положение.

Различают два типа матриц — западную (рыночную, демокра­тическую) и восточную (командную, диктатуру или деспотию), которые характеризуются определенным набором основных и дополнительных институтов.

Формальные и неформальные правила

В составе института Д. Норт выделяет три главные состав­ляющие:

—формальные правила (конституции, законы, судебные пре­цеденты, административные акты);

—неформальные нормы (традиции, обычаи, социальные ус­ловности);

—механизмы принуждения (систему наказания — прим. ав­тора), обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция, тюрьмы и т.д.).





Подборка статей по вашей теме: