Технология профилактики девиантного поведения

Поведение людей, по определению Я.И. Чилинского, является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе и правилам. Девиация (отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру. В живой природе это явление называется мутацией, в неживой – флуктуацией.

Отклонение в поведении людей могут своими последствиями представлять различную опасность для общества. Наиболее серьезными из них являются преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, суицид (самоубийство) и др., которые рассматриваются как социальная патология. Девиантное поведение человека – многоплановое социальное явление. В профилактической работе важное значение имеет ранняя диагностика совокупности всех причин, мотивов и обстоятельств, способствующих девиантному поведению индивида или социальной группы.

В настоящее время наблюдается прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения. Необходима концентрация усилий, направленных не только на борьбу с различными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.

Существует ряд подходов к решению данной проблемы (информационный, социально-профилактический, медико-биологический и др.). Суть информационного подхода заключается в активном использовании средств массовой информации (печать, телевидение, радио, кино и др.) для профилактики девиантного поведения. Но информационные структуры не только не выполняют возложенную на них благородную миссию, но и наносят ощутимый вред, пропагандируя прямо или косвенно человеческие пороки, с которыми общество вынуждено бороться. Отсутствие целевой информации о последствиях, наступающих, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с наркоманией. В России в настоящее время, по мнению специалистов, около 3 млн. несовершеннолетних наркоманов. Необходимо создание мощной антинаркотической системы, базирующейся на лучших достижениях зарубежных методик и технологий.

Огромный вред наносит обществу алкоголизм, особенно в среде детей «группы риска». Пьянство родителей, особенно матери, ведет к появлению у детей «алкогольного синдрома». Процент детей-олигофренов, родившихся у матерей, принимавших алкоголь во время беременности, очень высок. Необходима системная и целенаправленная профилактическая работа с будущими родителями, которая должна проводиться с учениками старших классов, ПТУ, технических колледжей, студентами вузов специалистами различных профилей и социальными работниками.

Социально-профилактический подход эффективен тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Девиантному поведению людей способствуют такие социальные проблемы, как обнищание значительной части населения, вынужденная миграция и беженство, безработица, бездомность и др., которые разрешимы только на государственном уровне. Под влиянием социально-экономических причин, снижения морально-этического уровня за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция (особенно в подростковой среде) во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол) и др. Исследованиями А.П. Дьяченко установлено, что каждая пятая женщина-проститутка становится ею до
18-летнего возраста, а каждая седьмая – мать одного или двоих несовершеннолетних детей, что, безусловно, имеет пагубное влияние на их нравственное воспитание.

В.Н. Кудрявцев классифицирует социально-профилактические меры девиантного поведения по видам возможных отклонений – на правовые, нравственные, организационные, технические и др.; по стадии (этапу) профилактического воздействия – на контрольно-надзорные, индивидуально-профилактические (воспитательные) и др. В МВД Российской Федерации действует социальное подразделение по борьбе с незаконным производством наркотиков, принята программа по ликвидации их сырьевой базы, совершенствуется структура органов милиции и общественных организаций, их техническое оснащение, что должно способствовать улучшению профилактической работы по предупреждению преступных проявлений среди населения.

Особое место в профилактике девиантного поведения занимает медико-биологический подход, сущность которого состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера (патология на биологическом уровне). Данный метод не исключает, а дополняет предыдущие подходы. Взаимосвязь нравственного и психического здоровья относится к наиболее субъективным факторам, влияющим на совершение преступлений – наиболее опасного вида девиантного поведения. Нарушение психики человека вызывает и такие социальные отклонения, как «уход в себя» (аутизация) или из общества, от людей («биологический» – самоубийство, «социальный» – бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии, что может привести к любым преступным действиям.

За последние годы увеличилось число несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением. Во многих случаях их образовательный уровень составляет 1-3 класса, некоторые вообще не умеют читать и писать. В соответствии с приказом «Об организации обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях» от 13.05.96 № 24-М основными задачами данных заведений являются обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения или основного общего, или начального профессионального образования. Преступное поведение, осуждаемое обществом и его социальными институтами, подлежит социальной коррекции. Во-первых, она необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения (на разном уровне – от межличностных и групповых до более всеобщих); во-вторых, такая социальная коррекция позволяет обществу реабилитировать лиц, возвратившихся из заключения, т.е. вернуть им возможность нормального образа жизни.

Значительное место в реабилитации профилактики преступлений отводится социальной работе. Она ведется не только с предкриминальными лицами и группами, но и с лицами, уже совершившими преступление. Например, в настоящее время в крупных городах США применяется метод интеграции в девиантные группы подростков социальных работников, принимающих непосредственное участие в социализации их отклоняющегося поведения. Социальный работник вступает в контакт с «шайкой» в условиях привычной для них среды и пытается переориентировать деятельность подростков. Работа с такими группами требует специальной профессиональной подготовки, например, знания «теории промежуточной группы» известного западного психолога Л. Яблонского. Активная социальная работа с лицами пограничной формы поведения позволяет обществу значительно сократить число преступников.

Многие из отечественных технологий социальной работы основываются на социологических концепциях природы отклонений в поведении, согласно которым большинство отклонений – не столько индивидуальная патология, сколько факт социального взаимодействия индивидов, способствующий негативной социализации.

Необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями как медицинского воздействия, так и социально-профилак-тических мероприятий вплоть до применения санкций, не исключающих и принудительное лечение в пределах действующего законодательства, требует комплексной разработки системы профилактической деятельности органов социальной защиты населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность и формы проявления девиантного поведения.

2. Классификация отклоняющегося поведения человека.

3. Профилактика девиантного поведения и его социальная значимость.

4. Основные подходы к профилактике отклоняющегося поведения среди населения.

Литература

1. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1989.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

3. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

4. Дети улицы: растущая трагедия городов / Пер. с англ. М., 1990.

5. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.

6. Русинов Г.Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних. Казань, 1991.

7. Социальная профилактика правонарушения: советы, рекомендации. М., 1990.

11.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения

Социальное прогнозирование является важнейшим элементом механизма познания социальной действительности. Основная цель прогнозирования как метода научного исследования – предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений, обозначенных в качестве предмета анализа. Типовая методика социального прогнозирования включает в себя определение объекта и предмета исследования,
диагностику влияния на развитие объекта непосредственных событий, решений, документов и др.; создание исходной модели и ее проекции в будущее с учетом наблюдаемых тенденций; оценку степени достоверности и корректировку исходной модели путем системы экспертного опроса, выработку рекомендаций для выбора оптимальных решений на основе сопоставительного анализа моделируемых объектов.

В социальном прогнозировании используется преимущественно три группы методов:

· экспертные методы;

· методы эстраполяции;

· моделирование.

При экспертной оценке состояния отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), составляющего ее элемента (образование, медицина, культура) или ее компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений и методических требований:

· оценка исходной ситуации (факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние отрасли, структуры, службы);

· анализ деятельности данных организаций.

В каждом отдельном случае для проведения экспертной оценки определяется круг экспертов, выявляются проблемы, намечается план и время действий, разрабатываются критерии экспертных оценок и др. Для получения надежного и достоверного прогноза очень важно, чтобы экспертная группа была представлена специалистами различных научных школ и ведомств.

В социальном прогнозировании широкое распространение получают методы экстраполяции. Их сущность сводится к тому, что определенная длительная тенденция распространяется, переносится на будущее. Например, результаты анализа состояния образования в одном регионе могут накладываться, переноситься и на другие области. Методы экстраполяции основаны на исследовании динамики прогнозируемого объекта в историческом плане. При этом используются методы исторической аналогии, эвристические методы и др.

Моделирование – многоплановый метод исследования, сфера применения которого по существу не ограничена. Технология моделирования дает возможность проанализировать, например, ряд факторов, обеспечивающих разные уровни жизни (прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый, и социально комфортный). Каждый из уровней жизни содержит в себе целый ряд показателей. Методом моделирования рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.), определяются предполагаемые сроки реализации и др. Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами.

В качестве проблемных моделей могут быть использованы уровень жизни пенсионеров в ближайшие 5-10 лет, оценка состояния вузовского образования и его тенденции; статус женщины и ее положения в семье в условиях социальных реформ; моделирование системы переквалификации мигрантов; профессиональной и нравственной модели социального работника и др. К наиболее распространенным методам моделирования в социальной работе можно отнести разработку, анализ и исследование проблемной ситуации, инновационных, эвристических и специальных математических моделей и др. Технология социального прогнозирования является важным инструментом усиления научного потенциала и результативности социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи решает социальное прогнозирование?

2. Дать характеристику основным этапам типовой методики прогнозирования.

3. Какие методы используются в социальном прогнозировании?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: