Несправедливое распределение доходов

Мировая практика знает два механизма распределения доходов – рыночный и административно-командный. Ни один из них в чистом виде не может решить эту проблему.

Для рыночного механизма характерен один критерий распределения – любой доход, полученный в результате конкуренции на рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, считается справедливым. Однако рыночное распределение не учитывает интересы работников фундаментальной науки, а также граждан, которые по своему социальному статусу выступают в данный момент только в качестве потребителей (инвалиды, дети, старики). То, что справедливо с точки зрения законов рынка, оказывается несправедливым с общечеловеческих позиций. Процесс осознания этого факта сопровождался довольно острыми социальными конфликтами. В результате он завершился расширением социально-экономических функций государства.

С общечеловеческих позиций можно считать справедливым такое распределение доходов, которое гарантирует реализацию неотъемлемого социально-экономического права человека – права на повышение стандарта благосостояния, обеспечивающего ему достойное существование. Такая постановка вопроса предполагает сравнение результатов, достигнутых в странах, экономика которых функционирует на основе того или другого механизма распределения доходов.

Труд, утративший свою законную, экономически обоснованную долю в национальном доходе, наказывает производство тем, что низводит до своего уровня качество всех остальных факторов производства.

В США заработная плата как основная форма доходов трудящихся органически встроена в рыночный механизм. Ее социальный характер объясняется тем, что ее уровень и динамика обсуждаются и фиксируются в коллективных договорах между юридически свободными партнерами – профсоюзами и предпринимателями. Ни одна из сторон не вправе выйти за рамки рыночного механизма, проявляющегося в колебаниях деловой конъюнктуры, в государственной политике и пр. Любые попытки прибегнуть к использованию внеэкономических методов давления на партнера практически исключены. В этом смысле политическая инфраструктура американского общества не дает возможность буржуазии присваивать большую, чем это принято по историческим и социальным нормам, часть вновь созданного продукта.

В бывшем социалистическом обществе заработная плата была оторвана от решения проблем социального обеспечения: получения образования, медицинского обслуживания и обеспечения жильем. Все эти блага и услуги распределялись через общественные фонды потребления.

Распределение благ и услуг через общественные фонды потребления осуществлялось на основе принадлежности человека к тому или иному ведомству, отрасли, которая и определяла его социальный статус, а, следовательно, и его долю в этих фондах. Чем важнее ведомство, тем их было больше. Переход к рыночному механизму функционирования экономики обострил проблемы социально-экономической защищенности основной части населения России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: