Тема 7. Частные пенсионные фонды

1. Организационная структура и деятельность пенсионных фондов в западных странах

2. Пенсионные фонды в РФ

1. В Чили реформа пенсионного страхования была начата в 1980 году, автором являлся Хосе Пиньеро. Новая система Чили показала жизнеспособность и возможность приносить высокие доходы. Она также оказала положительное влияние на развитие рынка капиталов. Улучшилось распределение инвестиционных ресурсов, поскольку фонды не обязаны вкладывать свои средства в государственные проекты. Успех реформ в Чили тесно связан с охватом практически всех сфер макро и микроэкономической политики в сочетании с жесткой налоговой политикой.

Суть социальной системы Канады заключается в том, что государство гарантирует определенный уровень жизни любому человеку, будь он гражданином Канады, постоянно проживающим на территории или беженцем. Собирая подоходный налог по прогрессивной шкале со всего работающего населения, государство оказывает финансовую помощь всем, кто по какой-либо причине нетрудоспособен или не может найти работу.

Канадский пенсионный фонд предназначен для выплаты пенсий миллионам канадских жителей, достигнувших пенсионного возраста (65 лет). Отчисления в этот фонд обязательны для всех работающих, причем размер отчислений увеличивается пропорционально увеличению дохода. В Пенсионный фонд идут деньги как наемных работников, так и частных предпринимателей. Пенсию получают все жители старше 65 лет вне зависимости, продолжают ли работать или ушли на отдых. Пенсия выплачивается ежемесячно, ее размер постоянно увеличивают для защиты от инфляции.

Система национальных пенсий в Швеции включает народную (основную), дополнительную (трудовую) и частичную (неполную) пенсии. Во всех этих случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемый правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически вырастает с инфляцией. Пенсионный возраст – одинаков для мужчин и женщин – 65 лет. Есть возможность уйти на пенсию в любое время в возрасте между 60 и 70 годами с соответствующим изменением размера пенсии.

Народная и дополнительная пенсия включает три формы:

1. по старости

2. инвалидности

3. семейные, выплачиваемые в связи со смертью кормильца. Один человек может получать одновременно несколько пенсий. Каждый гражданин, постоянно проживающий в Швеции имеет право на получение народной пенсии.

1. Пенсия по старости для одного человека выплачивается в размере 96% от базовой суммы, а для мужа и жены-пенсионеров – 157% на двоих. Размер народных пенсий по старости весьма низкий (примерно 20% заработка до ухода с работы).

Поэтому имеющий только основную или очень низкую дополнительную пенсию получает также коммунальную жилищную субсидию и надбавку к пенсии, которые не облагаются налогом.

2. Если человек в возрасте до 16 лет и старше теряет половину трудоспособности из-за болезни, по инвалидности или умственной отсталости до пенсионного возраста, то он получает пенсию по инвалидности. Ее размер зависит от степени снижения трудоспособности. Пенсия по полной инвалидности в системе народных пенсий равна пенсии по старости.

3. Семейная пенсия включает вдовью пенсию и сиротам. Она выплачивается в случаях, когда вдова, достигшая возраста 36 лет ко времени смерти мужа, была замужем не менее 5 лет. Полная пенсия выплачивается при достижении вдовой возраста 50 лет, или когда вдова имеет ребенка в возрасте до 16 лет.

Дополнительная пенсия по старости в сумме с народной составляет свыше 70% среднего дохода за прошлые годы, с которого начислялась пенсия. Система дополнительных пенсий дает возможность получить также преждевременную пенсию по инвалидности.

Правовой основой пенсионного страхования населения в Германии является законодательство бывший ФРГ и имеет своей целью:

- предоставление пенсий в связи с профессиональной или общей нетрудоспособностью, а также их выплату по старости;

- предоставление пенсий по случаю утраты застрахованного кормильца семьи;

- улучшение санитарных условий жизни застрахованного населения.

Пенсионный возраст составляет 60 лет женщинам и 65 лет мужчинам. Пенсионное страхование включает в себя улучшение и восстановление трудоспособности, повышение квалификации, освоение новой специальности и поиск подходящей работы. Размер пенсии зависит от уровня трудовых доходов всех застрахованных лиц к наступлению пенсионного возраста, доходов застрахованного лица на протяжении его трудового стажа, от продолжительности рабочего стажа. Пенсия будет тем выше, чем больше зарабатывал страхователь и чем дольше он работал. Текущая пенсия составляет примерно 70% чистого дохода работников со средним заработком и стажем работы 45 лет.

Выплата пенсий – не единственная задача пенсионного страхования в Германии. Оно обеспечивает также сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности застрахованных, предоставляет курортное лечение и оказывает помощь в приобретении новой квалификации, если это требуется по состоянию здоровья.

Важным дополнением к обязательному пенсионному страхованию являются пенсии предприятий, которые многие фирмы платят своим сотрудникам как дополнительное пособие по старости. По закону о пенсиях предприятия сотрудники сохраняют за собой право на получение установленной пенсии, даже если им пришлось уйти с предприятия, не достигнув пенсионного возраста. Она выплачивается в этом случае из учрежденного для этой цели фонда.

Несмотря на различие в моделях пенсионного обеспечения, эти страны объединяют стремление максимально улучшить жизнь своим гражданам и обеспечить безоблачную старость пожилым людям.

2.Реформирование системы пенсионного обеспечения в РФ.

Этапы пенсионной реформы в России:

1990 - 22 декабря создан Пенсионный фонд России для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевыми функциями ПФР были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

1992 - 16 сентября подписан Указ Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», имевший силу федерального закона. В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба».

1994 - Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации в правовой оборот введен фонд в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации

1995 - В мае Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
Запущен уникальный проект учета в ПФР сведений о пенсионных правах каждого гражданина в пяти регионах страны. В системе персонифицированного учета в режиме реального времени трудовой деятельности фиксируются данные, необходимые для установления пенсии. Информация обо всех уплаченных за гражданина страховых взносах стала храниться на пенсионном счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей в разных регионах России. Персональный номер лицевого счета гражданина (СНИЛС), где копится его будущая пенсия, указан на карточке обязательного пенсионного страхования. В связи с этим у каждого появилась возможность следить за состоянием своего пенсионного счета посредством ежегодно рассылаемых Пенсионным фондом России извещений.

1998 - 7 мая 1998 год вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший деятельность по негосударственному обеспечению в качестве исключительного вида деятельности НПФ. Законодательно закреплены понятия, сложившиеся в пенсионной системе, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников.

Май 1998 года - Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. В пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учета.

2000 - В 22 субъектах РФ действуют единые пенсионные службы. Работающее население страны полностью охвачено персонифицированным учетом.

2001 - Декабрь 2001 года - Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным

2002 - Началась новая фаза развития пенсионной реформы. Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Фонды признаны страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.

2004 - С 1 июля НПФ получили право заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно повышены требования к величине стоимости имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) любого фонда:

· с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб.;

· с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Для получения Фондом права на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо было иметь опыт одновременного ведения именных пенсионных счетов участников в количестве не менее: с 1 января 2004 г. 5 тыс. с 1 июля 2009 г. 20 тыс. При этом величина ИОУД и совокупный вклад учредителей денежными средствами в таких НПФ с 1 июля 2009 г. должны составлять не менее 100 млн. руб.

2005 - На ПФР возложены функции по начислению и выплате ежемесячных денежных выплат и реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. ПФР начал вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

2007 - Началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.

2008 - С 1 октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.

2010 - С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Проведена крупнейшая валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа), что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: