Венчурный бизнес, зародившийся в середине 50-х годов, развился в мощную мировую индустрию и зарекомендовал себя как один из наиболее действенных инструментов поддержки и развития реального сектора экономики. Целью венчурного капитала является получение высокого дохода от инвестиций, который инвесторы в большинстве случаев получают не в виде дивидендов, а в виде возврата на инвестиции при продаже после нескольких лет успешного развития своей доли в компании партнерам по бизнесу.
Венчурное инвестирование представляет собой важный источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности. Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.
Отставание российской венчурной индустрии во многом определяется:
малочисленностью венчурных фондов с российским капиталом;
|
|
незначительным притоком капитала в венчурный сектор из-за недоверия и недооценки российскими инвесторами этого вида инвестиций;
низкой инвестиционной культурой менеджмента российских компаний;
непониманием возможностей венчурного инвестирования и недоверием к нему;
неразвитостью фондового рынка.
В настоящее время в России закладываются основы национальной венчурной индустрии, с целью использовать наиболее эффективные технологии, принятые в мире для продвижения разработок с ранней стадии НИОКР, задействовать частный капитал.
Деятельность Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по развитию системы венчурного инвестирования в России определена «Основными направлениями развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 годы». В настоящее время по поручению Правительства разработан и действует План мероприятий по развитию системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере Российской Федерации на 2002–2003 годы.
Наиболее значимыми мероприятиями по реализации Основных направлений стали следующие.
При государственном участии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации создан Венчурный инновационный фонд (ВИФ). Целью создания ВИФ является финансовое участие в формировании сети венчурных фондов в регионах России. ВИФ – это фонд фондов. Минпромнауки России с привлечением Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) разработало механизм формирования сети национальных венчурных фондов в России для вложений в уставный (складочный) капитал инновационных предприятий. Разработан порядок проведения конкурсов на участие ВИФ в капитале создаваемых федеральных, отраслевых и региональных венчурных фондов.
|
|
В текущем году планируется создание с участием ВИФ не менее двух венчурных фондов, учреждаемых для формирования сети федеральных, отраслевых и региональных венчурных инвестиционных институтов в Российской Федерации в соответствии со вторым этапом Основных направлений.
В сотрудничестве с РАВИ организуются и проводятся постоянные мероприятия по популяризации и внедрению венчурных механизмов инвестирования, в регионах создается агентская сеть по распространению информации, предоставлению консультационной поддержки и обеспечению тренинга, ведется разработка юридических форм создания институтов прямого инвестирования как в российской, так и в зарубежной юрисдикции.
Создан межведомственный Координационный совет по венчурному инвестированию при Минпромнауки России, функциями которого являются выработка решений и подготовка предложений для федеральных органов исполнительной власти по созданию условий и механизмов привлечения прямых инвестиций в научно-техническую и инновационную сферу Российской Федерации.
В целях стимулирования развития малого предпринимательства в инновационной сфере и повышения его инвестиционной привлекательности для венчурного капитала ведется работа по совершенствованию нормативно-методической и законодательной базы Российской Федерации.
В целях популяризации деятельности венчурных фондов в 2001–2002 годах проведен ряд семинаров, конференций и «круглых столов», посвященных вопросам прямого (венчурного) инвестирования в инновационную сферу, развитию венчурной индустрии в Европе и России, юридическим аспектам российской венчурной индустрии, методам и формам создания региональных и отраслевых венчурных фондов.
Минпромнауки России совместно с РАВИ ведет работу по формированию базы данных о действующих в России венчурных инвестиционных институтах и их инвестиционной специализации, призванной расширить информационную прозрачность инвестиционного предложения для венчурных инновационных предприятий.
В настоящее время Минпромнауки России по поручению Правительства Российской Федерации организовало разработку основанной на системном подходе полномасштабной концепции создания и развития национальной венчурной индустрии в России, включающей государственную систему стимулирования венчурных инвестиций. Разработка данной концепции предусмотрена Основными направлениями.
В октябре 2002 г. коллегия Минпромнауки РФ одобрила проект Концепции развития венчурной индустрии в России. В первую очередь, концепция рассчитана на дальнейшее развитие имеющегося в бизнес – секторе России инновационного потенциала.
В настоящее время существует множество проблем в развитии отечественной инновационной индустрии. Государственная политика в области развития венчурного инвестирования также еще очень далека от совершенства.
Неразвитость деловой инфраструктуры в России в сочетании с информационной непроницаемостью и пережитками многолетней изоляции страны от остального мира в сознании многих предпринимателей мешают увидеть, что в России сегодня уже работает новая финансовая индустрия – венчурный капитал.
Привлекательность и эффективность развития такого бизнеса в России очевидна. По словам заместителя министра промышленности науки и технологий А.Фурсенко, реализация Концепции позволит сформировать благоприятную экономическую и правовую среду для создания национальной венчурной индустрии в России, для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики. Главной задачей продвижения концепции венчурного инвестирования в настоящее время является создание необходимой законодательной базы, способствующей развитию данного вида экономической деятельности в России.
|
|
Согласно Концепции, необходимость корректировки законодательства будет определяться в зависимости от экономических условий для венчурного инвестирования со стороны различных субъектов российского бизнеса, причем соответствующие изменения могут быть внесены по инициативе данных структур. В соответствии с текущими экономическими условиями в ближайшей перспективе предлагаются следующие изменения в существующее законодательство:
изменения в законодательстве по малому предпринимательству, направленные на стимулирование роста оборотов малых инновационных технологических компаний;
необходимость утверждения постановлением правительства порядка формирования и функционирования стартовых фондов, создаваемых с целью предоставления финансовой поддержки малым технологическим компаниям. Принятие данной меры особенно необходимо в области использования государственных ресурсов;
необходимость разработки предложений по упрощению условий регистрации венчурных фондов в Российской Федерации.
Также, по мнению А.Фурсенко, улучшению инвестиционного климата в России будет способствовать общая гармонизация законодательства и обеспечение его стабильности, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи инновационному предпринимательству в защите этих прав.
Предпринимаемые правительством шаги по развитию венчурного инвестирования в целом позитивны. Необходимо ориентировать российские компании в сторону развития высокотехнологичного производства. Успешная реализация обозначенных мер в сфере продвижения венчурного инвестирования создаст дополнительные конкурентные преимущества России на международной арене.
|
|
Позитивно, что на первое место среди мер по развитию инновационной индустрии правительством ставиться именно задача по совершенствованию законодательства. Статус правового благоприятствования, который венчурное инвестирование получило с учетом связанного с ним дополнительного риска и значимости для развития экономики в других странах, включая Западную Европу и США, в России отсутствует, хотя это могло бы стать правовым стимулом со стороны федерального центра и всех областных администраций.
В сфере совершенствования законодательства для развития инновационной индустрии и венчурного инвестирования в России необходимо дать четкое определение и обеспечить должное применение ряду имущественных прав, в частности, в области передачи технологий. В настоящее время владельцы имущественных прав в основном не хотят иметь дело с соглашениями о передаче технологий, что серьезно тормозит процесс продвижения высоких технологий с помощью венчурных инвестиций.
Для российских и иностранных юридических лиц должно быть сформировано единое налоговое поле (без различий в налоговых режимах). В законах, регулирующих применение венчурного капитала и инновационную деятельность в соответствии с международными нормами, необходимо урегулировать проблемы двойного налогообложения.