Игра «доверие» в отсутствие контракта

  В
А   сотрудни-чать присвоить выигрыш
инвестировать 0,5; 0,5 -1; 1
не инвестировать 0; 0 0; 0

«Естественное состояние» человечества» («state of nature»)

• Во-первых, уязвимость владения и, во-вторых, отсутствие гарантий соблюдения договорных обязательств

• Как создать надежные обязательства в этих условиях?

Издержки поиска и измерения ведут к проявлению оппортунистического поведения, то есть преследования своих экономических интересов с использованием обмана партнеров. Оппортунизм проявляется, если издержки уклонения от условий контракта оказываются ниже, чем ожидаемые выгоды от оппортунистического поведения.

(а) Предконтрактный оппортунизм реализуется, в частности, в форме неблагоприятного отбора. Пример: рынок подержанных автомобилей («лимонов»), где плохие и хорошие автомобили продаются по одной и той же цене. Автомобиль является опытным благом, так что до начала эксплуатации разобраться в его качестве трудно. Продавцы различают качество автомобилей, а покупатели – нет. Поэтому покупатели склонны занижать цену спроса, что не отвечает интересам владельцев хороших автомобилей, которые уходят с рынка, оставляя место плохим. Таким образом, наличие скрытых от наблюдателя свойств приводит к тому, что, в конечном счете, на рынке остаются экономические агенты, которые наименее желательны в качестве партнеров.

Однако в этом случае продавцы хороших машин могут производить сигналы, позволяющие выделить их автомобили из общей массы. Например, фирмы могут давать гарантию на определенный пробег или срок эксплуатации хороших старых машин в форме выплат, которые устанавливаются пропорционально вероятности поломок (владельцы плохих машин в предоставлении таких гарантий не заинтересованы).

Другой вариант неблагоприятного отбора происходит на рынке труда. Если фирма устанавливает зарплату на уровне средней производительности в отрасли, то непроизводительные работники получают больше, чем выпускают, а производительные работники – наоборот, меньше. Поскольку хорошие работники считают, что им недоплачивают по сравнению с их реальной выработкой, они покидают фирму и постепенно в ней остаются только непроизводительные служащие.

Институциональной реакцией на такой вид оппортунизма может являться использование разнородных сигналов (например, дифференциация зарплаты не только по производительности, но и по другим параметрам – стажу, квалификации, опыту работы, учебному заведению), а также получение информации через независимые кадровые агентства, частные рекомендации, резюме и собеседования. Неформальные методы отбора на рынке труда применяются особенно часто там, где прямое измерение трудового вклада оказывается затруднительным (рекламные агентства, инновационные фирмы). Еще одним вариантом взаимного предотвращения оппортунизма может стать соглашение о недоплате зарплаты по сравнению с реальной производительностью в первое время работы на фирме, а впоследствии – повышение ее сверх уровня выработки. Работник не уйдет с фирмы, которая инвестирует в его человеческий капитал, поскольку рассчитывает на вторую часть программы, а фирма, в свою очередь, дорожит своей репутацией работодателя или несет формальные обязательства по компенсационным выплатам в случае досрочного увольнения сотрудника.

(б) Постконтрактный оппортунизм может проявляться в различных видах морального вреда (включая отлынивание). Он выражается в сокрытии информации одной стороной, что в ходе исполнения контракта приводит к ущербу для другой. Пример: покупка страховых полисов по одной и той же цене здоровыми и хронически больными (но скрывающими этот факт от страховой компании) клиентами. Отлынивание может заключаться в имитации бурной деятельности или усиленном потреблении менеджеров на рабочих местах. Возможен и вариант оппортунизма в форме давления на партнера с целью получения односторонних выгод уже после заключения контракта, если у стороны, оказывающей давление, есть важные преимущества (вымогательство).

Институциональной реакцией на проблемы морального вреда является мониторинг (например, со стороны топ-менеджеров фирм или банков-кредиторов), предварительный сбор информации о возможности постконтрактной зависимости от партнера, изменение системы стимулов в работе сотрудников (бонусы, опционы на покупку акций по льготной цене).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: