Понятие нормы и ее применение в теории общественного выбора

Социологи. Норма – абсолютный детерминант в поведении людей, которое задается им извне и носит экзогенный характер. Поведение homo sociologicus всецело определено социальной структурой общества. А сами нормы производны от характеристик общества и подчинены задаче его воспроизводства. Этот подход - отражение институционального детерминизма лежит в основе теории общественного выбора.

Экономисты считают, что определение социологов не верно, так как оно исключает свободу выбора homo oeconomicus в том числе от ограничений, накладываемых нормами. Норма, не заданный извне детерминант поведения, а результат осознанного выбора. Этот подход - отражение методологического индивидуализма, соответственно относится к экономике соглашений - институциональной теории, занимающейся анализом норм, возникшей в результате поиска компромисса между методологическим индивидуализмом и институциональным детерминизмом.

Теория общественного выбора отражает попытку «рационализировать» нормы, т.е. увидеть в них результат рационального выбора людей.

Противоречие между моделью рационального выбора и следованием нормам снимается. В теории изучаются в основном юридические нормы, отражающие результат политического выбора и фиксируемые в праве.

Для объяснения юридических норм используется классическая модель рационального выбора. В частности, предполагается, что «политика» - это сложный институциональный процесс, на основе которого люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя их со своими ценностями подобно тому, как на рынке выбирают товар. Иными словами, нормы и правила появляются в результате взаимодействия индивидов на политическом рынке. Отсюда критерий эффективности норм. Нормы эффективны тогда, когда основаны на индивидуалистических ценностях и способствуют взаимовыгодной реализации индивидуальных интересов.

Все эти положения базируются на три центральных для теории общественного выбора постулата: методологический индивидуализм, модель рационального выбора, и применение концепции выбора для анализа политики. Тем самым достигается демократический идеал. Однако выбор оптимальных норм связан с рядом трудностей.

Во-первых, эффективные нормы предполагают наличие единодушного согласия (консенсуса) между участниками обмена. Единодушие реализуется только в рамках прямой демократии. В случае представительной демократии эффект норм снижается. Необходим контроль над выборными органами, но все граждане за необходимость контроля, но никто не хочет этим зажиматься. В этих условиях процветает лоббирование.

Во-вторых, имеет место «дурная бесконечность». Чтобы выработать конституцию необходимо выработать предконституционные правила ее принятия. Иначе говоря, условием достижения согласия является наличие предварительного консенсуса о способах его достижения.

В-третьих, при голосовании возможен парадокс Кондорсе (Теорема невозможности К.Эрроу). Оказывается невозможным для определения

коллективного предпочтения при голосовании предложить процедуру недиктаторского решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: