Теория контрактов (часть 1)

Какова роль трансакций и организующих их контрактов в экономике? Экономику можно представить себе состоящей из отдельных индивидов или из отдельных индивидов и их объединений, которые обменивают между собой принадлежащие им ресурсы. Взаимодействие между индивидами (правильнее - между агентами производства), в процессе которого осуществляется передача из рук в руки на тех или иных условиях того или иного ресурса, называется трансакцией. Трансакции обеспечивают достижение некой точки рыночного равновесия (равновесия спроса и предложения). Мы нуждаемся в них, чтобы не просто уловить это равновесие, но и реализовать его.

Доинституциональная, или неоклассическая экономическая теория трансакции не рассматривала или рассматривала их, как автоматически совершающиеся. Фактически она рассматривала только предварительные условия экономического взаимодействия, но не само это взаимодействие.

Неоинституциональная экономика построена на том, что трансакция не происходит автоматически. Трансакция влечет за собой определенного рода издержки, которые и регламентируют как сам факт ее осуществления (будет ли она вообще осуществлена, или останется гипотетической), так и ее тип. Допустим, у нас есть точка равновесия. Но стоимость некой трансакции повышает данную цену. В результате, либо происходит определенный сдвиг кривых спроса и предложения, и возникает новая точка равновесия; либо данная трансакция не осуществляется (не находится людей, согласных платить эту дополнительную цену).

Актуальность сказанного можно проиллюстрировать следующим примером. В XIV-XV вв. в европейской экономической истории произошел ряд совершенно удивительных на нынешний взгляд событий, которые начались с того, что англичане во время Столетней войны взяли в плен французского короля. Вестимо, за него нужно было дать выкуп и очень большой, который и был собран по всей Франции в виде золотых и серебряных изделий. В результате, экономическое развитие Франции - не в части натуральных отношений, характерных тогда для каждого поместья, а в части нарождавшиеся в стране товарных отношений - фактически на 50-70 лет было остановлено. Ведь вынуть золото и серебро из Средневековой Европы - значило оставить население без всеобщего менового эквивалента. Правительство не могло заместить их бумажными или медными деньгами, ибо сегодня данная земля принадлежала Франции, завтра – Бургундии, и население знало, что, если оно возьмет сегодня французские деньги, то завтра, когда придет новый хозяин, он от этих денег откажется. Т.е. постоянный передел власти делал невозможным замещение ценности знаком ценности, в силу чего в Средневековой Европе возникали ситуации денежного голода.

Казалось бы, если у нас вместо ста тонн золота осталось десять, то пусть вся товарная масса в них и отображается. Однако требуемая делимость превосходила физические измерения того времени. В итоге, мелкие трансакции (типа покупки пары башмаков) осуществлялись не иначе, как на основе натурального обмена, без использования денег. В Средневековье до Великих географических открытий за золото, способное уместиться в небольшом мешочке, можно было купить государство. С какими же крупными трансакциями должна была ассоциироваться самая маленькая золотая или серебряная монета, которую могли тогда изготовить!

Мы часто говорим об огромной роли Великих географических открытий в формировании европейского рынка и развитии капитализма в Европе. Конечно, эта роль заключалась не в вывозе из новых земель корицы и прочих специй, которые с тех пор стали употреблять в пищу европейцы, а в вывозе оттуда золота. Вспомним, что экономический бум в Европе начался с Испании и Португалии, тогда самых бедных, отчаянно бедных, у которых (по сравнению с Фландрией, Францией, Италией) ничего не было. И в эти страны ввозится огромное количество золота и серебра, которое резко - на два порядка - падает в относительной цене. В итоге, появляется реальная возможность совершать трансакции. Т.е. мелкая серебряная монета обслуживает уже не покупку половины боевого коня, которая совершается рыцарем раз в жизни, а покупку пары башмаков. Это был колоссальный сдвиг в реализуемости трансакции – с появлением некого достоверного измерения ценность дополнительной трансакционной составляющей, которая “навешивается” на эти трансакции, значительно сокращается. Вот каково место контракта не просто в достижении равновесия, а вообще в существовании экономики!

В некоторых секторах экономики контракты не совершаются из-за слишком высокой их цены, из-за слишком высоких ожидаемых трансакционных издержек на заключение таких контрактов. Именно это сейчас происходит в России. Наша экономика рушится потому, что система приведения в действие контрактов не работает. Она сложилась для советского времени, для командной экономики и не привыкла еще обслуживать рыночную экономику. Рыночные контракты на открытом рынке небезопасны для предприятий, и они очень часто стараются воздержаться от них.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТА).

Чем участники контракта руководствуются в процессе взаимодействия? Все они имеют индивидуальные интересы, которые настойчиво преследуют (степень настойчивости зависит от характера индивида), поэтому их взаимодействие так или иначе сводится к проблеме координации интересов. Названная проблема является проблемой институциональной теории в рамках экономического подхода. Участников контракта отличает две черты, существенные для современной экономической жизни.

1) Все участники экономической жизни (участники контракта) считаются изначально свободными. Это значит, что никто не принуждает их вступать в те или иные сделки, они в эти сделки вступают добровольно.

Проблема добровольности наших экономических действий вообще очень интересна. С точки зрения сторонников экономической теории, претендующих представлять левый фланг (т.е. экономические интересы угнетенных классов или классов, которые относительно не выигрывают в экономической гонке), мы вступаем в сделку не добровольно. Начиная с Маркса и вплоть до современных левых (например, английских лейбористов - их теоретиков, социал-демократов), очень активно эксплуатируется идея о существовании не только прямого физического, но и опосредованного экономического принуждения к совершению каких-то действий. Левые утверждают, что к выбору того или иного пути экономической деятельности мы чаще всего принуждаемся обстоятельствами. Насколько корректно представление об экономическом принуждении? К нему стоит отнестись вполне серьезно - ведь его придерживаются многие исследователи, и, более того, на протяжении минимум 150 лет оно активно применяется в идеологии массовых движений. Давайте попробуем сформулировать аргументы в пользу этого представления.

Скажем, человек хочет писать картины, а не работать на фабрике. Но его картины не покупают, ему нечего есть, поэтому он вынужден пойти работать на фабрику (фактически за кусок хлеба). Это свободный или не свободный выбор? Левые говорят, что свободный при определенных имущественных ограничениях. Т.е. человек вынужден удовлетворять свои более насущные потребности - потребности в пище, - прежде чем удовлетворять свои потребности во времяпрепровождении. Под времяпрепровождением понимается любая деятельность, которой человеку хочется заниматься, которая ему нравится.

Однако чем в экономическом смысле эта ситуация отличается от той, в которой я, скажем, вынужден идти работать, а не играть в футбол; или от той, в которой капиталист посвящает свое время работе и тратит средства не на покупку двенадцати “Ролс-Ройсов”, а на покраску здания фабрики или на улучшение техники безопасности? Разве это не такое же экономическое принуждение?

Указанный вопрос существенно выходит за рамки экономического анализа, но в его рамках имеет однозначный ответ: экономического принуждения не существует, ибо чисто логически под экономическим принуждением можно понимать все, что угодно, любое конкурентное давление. Если же мы говорим, что человек принуждается делать нечто, выходящее за рамки его нормальных занятий (например, торговать своим телом или своими органами), то это - проблема не экономики, а этики, морали, и она должна регулироваться соответствующим уголовным законодательством. Поэтому давайте все-таки вернемся к предпосылке, что люди изначально свободны, и их действия добровольны.

А всякое недобровольное действие будет означать в экономическом анализе, что человека физически принудили к нему. Между человеком, которого принудили к неким действиям, и теми, кто его к ним принуждает, не существует никакого контракта. Так, не существует даже имплицитного контракта между человеком, ведомым в наручниках на электрический стул, и всеми остальными (он пытается вырваться, но его держат); или между человеком, у которого трое громил отнимают на улице кошелек, и этими громилами.

Если говорить о массовых экономических явлениях, то здесь наиболее ярким историческим примером неконтрактного взаимодействия является рабство. В XVIII в. в Африке человека силой или хитростью заманивали на корабль, перевозили в США, продавали в рабство. Он становился рабом, работал из-под палки. Между ним и его владельцем формально не было никакого контракта, как не было контракта и у его детей и внуков. Однако рабовладелец Античной Греции, Древнего Египта или штата Луизиана уже в XIX в. имел ряд обязательств перед своим рабом. По мере того, как взаимоотношения рабовладельца и раба становились регулярными, эти отношения начинали покрываться определенными мягкими институтами (обычаями). В частности, возникали некоторые основы экономических отношений, основы контрактов. Например, раб отпускался на издольщину; или появлялся обычай (чаще всего среди христиан) не эксплуатировать детей рабов до 15 лет.

Что касается феодала и крестьянина, то отношения между ними были в значительной степени контрактными. Ведь в обязанности феодала входила, во-первых, защита крестьянина и, во-вторых, снабжение его резервами продовольствия при неурожае. Можно, конечно, сказать, что такого рода контракт отражает низкую информированность его участников по поводу существования гражданских прав и свобод, однако для своего времени этот контракт был ничем не хуже современного контракта на рынке между покупателем и продавцом башмаков.

2) Все участники экономической жизни (участники контракта) преследуют свои собственные интересы.

В силу того, что участники контракта добровольно соглашаются взаимодействовать друг с другом и преследуют свои интересы, они должны прийти к согласию между собой. Ведь никто не может заставить другого сделать что-то, противоречащее интересам последнего. Поэтому контракт включает в себя характеристику этого согласия и процесс его достижения.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНТРАКТА.

1) Предмет контракта.

В качестве предмета контракта специфицируется вид совместного действия (когда это совместная деятельность) и способы, которыми партнеры увязывают действия между собой. Если предметом контракта является продажа одной репы, то, соответственно, контрактом предполагается, что тетя Маша, которая этой репой торгует, передаст вам ее в обмен на вашу передачу ей монеты, например, в 2 рубля. Это контракт неписаный, имплицитный, но это еще и контракт точковый.

2) Размер возмещения, получаемого участниками за свои действия.

3) Правила и процедуры, которые используются сторонами в обусловленных контрактом действиях в будущем.

В ваш имплицитный контракт с тетей Машей, продававшей репу, никакие действия в будущем не входят. Однако они могут и входить, если это не тетя Маша, а какое-нибудь “лицо кавказской национальности”, которое, продавая вам хурму, скажет: “Ну, если нэ вкусная будэт хурма, придэшь, зарэжешь меня или побьешь совсэм”! Это уже некоторое обещание, свидетельство того, что его хурма хорошая. Конечно, не очевидно, что вы продавца потом найдете, но предполагается, что вы можете (если не дружите с Уголовным кодексом), эту операцию осуществить.

Что же касается контрактов более продолжительных, более объемных, то в них пункт, связанный с процедурами и правилами, которыми руководствуются участники контракта в дальнейшем, очень важен. Такой пункт означает, что участники вступают в определенные отношения в будущем. Например, продавец автомобиля должен не просто его продать, сбыть с рук. Он обязан еще и бесплатно обслуживать его в течение года, если за это время параметры автомобиля, оговоренные в контракте, выйдут за установленные стандарты.

Процедура улаживания конфликтов. Конфликты возможны даже при совсем не сложных контрактах. Их причиной может стать гнилая репа, испорченный автомобиль, некорректное поведение нанятого вами менеджера, пьянство маляра, красящего ваш дом, и т.д. Поэтому в контракте должна быть зафиксирована определенная процедура урегулирования конфликтов. Т.е. в контракте прописывается, каким образом вы будете воздействовать на своего партнера:

а) побьете;

б) обратитесь в Международный арбитражный суд в Стокгольме (так обычно пишется в международных контрактах);

в) урегулируете все споры на основе существующего законодательства (тоже достаточно известная формула).

4) Ожидаемое поведение.

Контракт включает характеристику поведения сторон, которого они ожидают друг от друга. Данная составляющая контракта - самая важная, ибо в атмосферу неопределенности, неуверенности, в которой мы находимся, контракт вносит некоторый элемент надежности и прогнозируемости (теперь вы знаете, что за чем последует). Скажем, вы не знали, каким образом будете обучаться, но, купив обучающую программу, вы приобретаете уверенность - вы уже знаете, что будете делать. Т.е. зона, очерчиваемая контрактом, становится прогнозируемой для его участников - она уже представляется им не черным ящиком, а зоной определенности.

СТРУКТУРА КОНТРАКТА.

С точки зрения теории контрактного права, можно выделить ряд параметров, по которым контракты различаются между собой. К ним обычно относят:

- размер,

- продолжительность,

o содержание,

    • частоту,
    • формальность,
    • реальное равенство (или неравенство) участников.

1. Размер.

Он может быть объективным и субъективным.

Объективный размер контракта - это размер по отношению к представлениям судебной инстанции. В каждой стране есть понятие малого контракта и большой суммы, которая подлежит новому порядку арбитражного рассмотрения.

Субъективный (или относительный) размер контракта связан с “эффектом богатства”. Чем больше ваш капитал, тем меньшую долю в нем занимает сумма определенного контракта, благодаря чему субъективный размер контракта разный для разных участников. Он связан в экономическом плане с реальным равенством или неравенством участников (см. далее п.6).

2. Продолжительность.

Контракт может быть любой продолжительности – от разового, или точкового контракта (spot market contract) и вплоть до контракта с неопределенным сроком.

Примером практически бесконечного (без определенного срока окончания) контракта в академической жизни является tenure – пожизненный найм профессора. Такой профессор может читать лекции до тех пор, пока ему позволяет здоровье. На Западе данный контракт заключается с большинством заслуженных профессоров и служит очень важным элементом академической свободы – он позволяет профессору высказывать любые взгляды, пусть и не совпадающие со взглядами большинства факультета, ибо профессор знает, что за взгляды его никогда не уволят.

Что касается авторского права, то продолжительность его может быть различна, но все же это – контракт конечный. Бывает разовое авторское право. Бывает, что оно длится 5 или 10 лет после смерти автора. Однако, как правило, в большинстве стран срок авторского права – 25 лет, после чего произведение открывается для свободной публикации. Хотя обычно авторское право разными способами пытаются обходить.

3. Содержание (contract content).

Теорией контрактного права стандартно выделяются следующие виды контракта:

o Sale

    • Hire
    • Employment
    • Marriage
    • Consumer credit
    • Rent
    • Mortgage
    • Leasehold
    • [Credit]

Sale contract (контракт продажи). Здесь комментарии не нужны.

Hire contract (контракт разового найма). В данном контракте описывается, что конкретно должно быть сделано. Например, вы заключаете такой контракт с маляром, если вам нужно разовым образом покрасить свой дом.

Employment contract (контракт найма). В нем вы расписываете свое право, как нанимателя, распоряжаться действиями нанятого вами человека.

Таким образом, очевидно, что hire contract и employment contract - принципиально разные контракты.

Marriage contract (брачный контракт). Это контракт некоммерческий. Он широко распространен на Западе. Данный контракт предполагает, что вы определенным образом эксплуатируете совместно накопленное имущество и приобретаете права на это имущество, которые будут реализованы как в процессе вашей совместной жизни, так и в случае развода.

Consumer credit contract (потребительский кредитный контракт). Теперь на Западе это отдельный вид контракта. Он всегда асимметричен, и о подавленной стороне заботятся юристы этого кредита. Во всех странах и даже у нас существует достаточно мощное законодательство в защиту потребителей.

Следующие три вида контрактов - rent, mortgage и leasehold contracts – есть контракты аренды того иди иного ресурса.

Rent contract (контракт ренты). Контракт рентыесть стандартный договор аренды некоторой собственности, предусматривающий, что под него вы не даете ничего в залог. Считается, что в случае rent contract (как и в случае leasehold contract) вы известны (т.е. известна ваша способность отвечать своим имуществом), и поэтому вам не нужно доказывать, что это имущество у вас есть. Контракт ренты может, например, заключать корпорация, имущество которой легко описать и обратить в уплату.

Mortgage contract (кредитный контракт на приобретения недвижимости). Данный контракт является крупным договором аренды, и здесь залогом служит вся ваша кредитная история сама по себе. Mortgage contract типичен для семей среднего класса и выше. Обычно это система приобретения недвижимости, когда залогом выступает та недвижимость, которая у вас есть. На Западе существует достаточно мощная система перестраховок недвижимого имущества, которая делает mortgage contract достаточно безопасным. В России же он пока применяется плохо по двум причинам. Во-первых, для него нет основы из-за отсутствия частной собственности на землю. Во-вторых, у нас еще не сложилась сеть страховочных и перестраховочных институтов.

Leasehold contract (лизинговый контракт). Без комментариев.

Credit contract (кредитный контракт). Большинство юристов считает, что кредитный договор (Credit) есть продажа денежных ресурсов (Sale), и специально его не выделяет. В теории контрактного права выделение коммерческого кредитного контракта крайне редко. Я же, как экономист, считаю необходимым выделить его юридически.

4. Частота.

Контракт может быть разовый и повторяющийся. Повторяющийся контракт - это контракт, который повторяется ежедневно, еженедельно, ежегодно (т.е. укладывается в активный период деятельности какого-то предприятия). Если в своем повторении контракт совпадает с оборотом оборотного капитала, это - повторяющийся частый контракт. Если в своем повторении контракт совпадает с обновлением основного капитала, основных средств, это - повторяющийся, но редкий контракт.

5. Формальность.

Контракт бывает писаный и неписаный. Чем мельче контракт, тем меньше вероятность того, что он записывается. Степень формализации контракта вообще есть проблема контрактного права и проблема экономической теории контрактов. Мы в значительной степени будем заниматься обоснованием той или иной формы контракта. Содержание контракта самого по себе я уже примерно описал. Но дальнейшее углубление в его содержание, по сути, будет углублением в потребительские ценности того или иного продукта, что экономической теорией не описывается.

6. Реальное равенство (или неравенство) участников.

Реальное равенство участников имеет место в симметричном контракте (например, при покупке репы, когда, с одной стороны, выступает одиночка-покупатель, а с другой – одиночка-продавец). А пример асимметричного контракта – покупка одиночкой-покупателем некоего продукта, производимого огромной мультинациональной корпорацией. В этом случае проявляется реальное неравенство - вы не можете ставить свои условия, вы просто покупаете или не покупаете продукцию фирмы “Данон”. Асимметричный контракт связан с тем, что огромная компания взаимодействует с огромным количеством мельчайших, предельно ничтожных для нее потребителей. И компания не будет модифицировать для каждого из них свои контракты. А любой из потребителей не может выступать как сторона, он пассивен. Это настолько важно в экономическом плане, что фиксируется даже юристами.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНТРАКТНОГО ПРАВА.

Privacy - причастность. Данное понятие используется в виде “with privacy” и “without privacy”, что означает “с ведома собственника” и “без ведома собственника”. Это центральный элемент контрактного права, устанавливающий, что ты имеешь право действовать либо только по согласованию с другой стороной, либо автономно.

Formation of contract - составление контракта. Это достаточно дорогостоящая процедура, и ей следует уделить внимание.

Contract content – содержание контракта. (О нем см. выше).

Misinterpretation of contract – искажение контракта. (Очень важное понятие для юристов). Фактически misinterpretation of contract есть нарушение формальных условий контракта. Причем вы можете сделать это сознательно или несознательно (по забывчивости, по непониманию условий контракта, и пр.), но в любом случае это будет нарушением контракта.

Capacity - объем полномочий каждой стороны. Это понятие тесно связано с понятием “privacy”. У каждой стороны есть определенный объем полномочий в рамках контракта. Например, в employment contract объем полномочий представителя нанимателя: отдавать распоряжения рабочим в рамках 8-часового рабочего дня и установленного набора функций, которые эти рабочие должны выполнять. А объем полномочий рабочего: не делать ничего свыше записанного в контракте. Другой пример. Объем полномочий стороны, которая взяла в лизинг комбайн, ограничивается тем, что она может его использовать, но не может продать.

С нарушением контракта (misinterpretation of contract) связано понятие “illegality ” - “ незаконность или нелегальность”. Ваши действия будут признаны нелегальными и в том случае, если вы превышаете объем своих полномочий (capacity). Наряду с понятием “illegality” есть понятие “mistake” - “ошибка”. Illegality есть сознательное нарушение закона или контракта. Mistake есть несознательное нарушение закона или контракта.

Контракт не обязательно должен быть записан. Существует множество стандартных контрактов, которые заключаются при свидетелях передачи того или иного продукта на основании расписок или заказов. При этом есть бланк заказа, есть платежное поручение, а никакого контракта нет.

Какими документами регулируются ваши взаимоотношения с продавцом, скажем, при покупке компьютера? Обычно в этом случае контракт не подписывается. Вы оплачиваете покупку, и вам вместе с компьютером дают какие-то документы о его принадлежности вам (гарантийный талон, товарный чек, технический паспорт). Если компьютер вдруг перестанет работать, вы воспользуетесь гарантийным талоном (у вас есть гарантия). А как вы будете действовать, если, например, вы оплатили компьютер, а вам его не дали? Товарный чек здесь вам не поможет – он лишь подтверждает, что вы заплатили фирме “Рога и копыта” за компьютер 500 $. Вам придется обратиться с иском либо в арбитражный, либо в обычный суд, и уже закон будет регулировать ваши взаимоотношения с этой фирмой (в законе такие случаи предусмотрены).

Т.е. закон сокращает нам время на прописывание контракта, позволяя использовать упрощенную форму, когда контракт элементарен. Ведь если бы все писали полные контракты на продажу всех предметов, половина трансакций просто не состоялась бы.

О ТЕОРИИ КОНТРАКТОВ.

В юридической науке существует две основных точки зрения на природу контрактов.

1. “Will theory”. Она возникла еще в XVII-XVIII вв., когда формировались основы частного права. Will theory предполагает, что контрактное право есть набор правил, упрощающих для индивидов возможность вступать в сделки по собственному выбору и на собственных условиях. Иными словами, контрактное право есть просто-напросто оформление свободы индивида вступать в определенные сделки на собственных условиях. Согласно will theory, первично желание двух индивидов заключить между собой сделку, их воля выше закона (что очень важно). Если упомянутые индивиды указывают, что их сделка изымается из ведения (не регулируется) определенными видами законодательства, суды не имеют права применять к данной сделке эти виды законодательства, буде даже таковые имеются. Это типичное прецедентное англосаксонское право, основанное на том, что суды лишь помогают совершению сделок между участниками, но не регулируют их насильственно.

Will theory господствовала до 20-30-ых гг. нашего века. Однако постепенно выяснилось, что в целом ряде сделок при этом нарушается реальное равенство участников. Но государство не имеет права оставлять без своего контроля и внимания сделки между глобальной корпорацией и какой-нибудь бабушкой, и поэтому в 1950-60-ых гг. will theory практически была замещена в юридической науке “promise theory”.

2. “Promise theory”. Логика promise theory качественно отлична от логики will theory. Promise theory уже не предполагает, что участники сделки выше закона. Она фокусируется на их обязательствах (обещаниях). С точки зрения экономиста, это очень интересное явление, ибо в promise theory юристы пришли к тому же пониманию сущности контракта, что и экономисты, а именно: контракт устанавливает определенные ориентиры для нашего поведения, которым мы будем следовать; заключив контракт, мы можем надеяться, что сектор, освещенный данным контрактом, нам ясен. В силу этого promise theory, главным образом, фокусируется на обязательствах, уже урегулированных законом (находящихся в рамках закона). У promise theory есть еще она интерпретация: люди не накладывают на себя обязательств, которые не существовали ранее, т.е. не создают новых обязательств. Данный подход предполагает, что законодательство первично и что мы не можем выходить за его рамки при заключении контрактов. Как только закон принят, возникают рамки определенных обязательств.

С promise theory связан целый ряд забавных случаев, касающихся срыва контракта. (Как известно, юристы занимаются, в основном, проблемой срыва контрактов, а не заключения оных. Для них интересен контракт, по поводу которого разгорелся скандал и началось судебное разбирательство.) Например, есть А и Б. А пообещал продать 10 яблок Б за 1 фунт, но предварительных платежей не сделал, 10 яблок не продал, а съел их сам. Б идет на рынок, видит, что В, Г, Д и все прочие продают там 10 яблок за 1 фунт, и покупает 10 яблок. Нарушил ли А контракт?

С точки зрения will theory, А контракт нарушил, потому что здесь главное - его обязательство, зафиксированное им самим, свободно сформулированное перед Б: “У меня есть 10 яблок, и я их тебе отдам за 1 фунт”. Но он этого не сделал. Однако с точки зрения promise theory, А контракт не нарушил - ведь он ориентировал Б на получение 10 яблок за 1 фунт, что и произошло, хотя не он сам продал Б эти яблоки. Т.е. в рамках разумных оснований А выполнил контракт - его обещание реализовалось.

В экономическом смысле это значит, что А пообещал Б продать ему яблоки по существующей на массовом рынке цене, никоим образом не исказив представления Б о будущем. Более того, если бы цена на рынке за 10 яблок была 90 пенсов, то и тут А не нарушил бы контракт, потому что Б при желании может заплатить не только эти 90 пенсов, но и целый фунт (ему никто не запрещает это сделать). Вот если бы А пообещал что-то Б, создав зону, на которую Б ориентировался бы в своей дальнейшей деятельности, и не выполнил своего обещания, тогда это было бы уголовно-наказуемое деяние. Если бы на рынке 10 яблок стоили 2 фунта, тогда бы А нарушил контракт.

Юристы рассматривают данную ситуацию, как патовую. С их точки зрения, субъект формально не выполнил контракт, а реально выполнил. “Вот если бы А взял деньги вперед, - говорят юристы, - тогда бы он точно не выполнил контракта”, но данную ситуацию они объяснить не могут. Экономисты же считают, что А формально контракт выполнил - дал такое обещание, которое реализовалось. С точки зрения юристов, это - неразрешимая проблема, а с точки зрения экономистов, - вполне разрешимая в пользу А (он дал правильное обещание).

COMPLETE CONTRACT (ПОЛНЫЙ КОНТРАКТ).

С английского языка “complete contract” можно перевести также, как “завершенный (т.е. выполненный) контракт”, но лучше его называть “исчерпывающим контрактом”. Понятие “исчерпывающий контракт” похоже на понятие “идеальный газ” (в физике это газ, не имеющий собственных свойств). Такой контракт не может быть написан по целому ряду причин, однако указанная абстракция необходима для понимания, чем является контракт сам по себе, а также какие отступления от совершенства контракта и в каких формах допустимы.

Понятие “complete contract” (“полный контракт”) ввели Милгром и Робертс. Рассмотрим основные черты таких контрактов.

1. Complete contract должен абсолютно точно установить, что каждая сторона обязана делать в каждом возможном случае развития событий. Однако, поскольку мы живем в мире достаточно неопределенном (наши знания ограничены), количество таких случаев представляет собой бесконечность уже на уровне первого шага в исполнении данного контракта.

2. Complete contract должен определить распределение издержек и результатов в каждом из возможного множества случаев. Иными словами, полным контрактом определяются издержки, с которыми связана деятельность агентов в каждом из случаев, и та выгода, которая обусловлена их деятельностью.

3. При этом complete contract должен не только определить все возможные реализации внешних событий или каких-то вариантов в исполнении данного контракта, но и предусмотреть абсолютно все случаи несоблюдения одной из сторон тех или иных условий контракта и соответствующие этому штрафные санкции.

4. Основные положения complete contract должны формироваться таким образом, чтобы каждая из сторон сочла для себя оптимальным в каждый данный момент соблюдать условия контракта, потому что контракт – добровольный, он реализуется без принуждения и основывается на принципах взаимной выгоды.

Представим себе гипотетически такой контракт, в котором обе стороны могут прописать все. Его еще называют “perfect contract” - “совершенный контракт”. Это контракт в мире совершенной (полной) информации, где, если вспомнить начала микроэкономики, не бывает продолжительных трансакций, где все можно сделать одномоментно. Mилгром и Робертс очень удачно назвали такой контракт “complete contract”, потому что он сразу в момент своего заключения фактически оказывается выполненным. Т.е. во всех случаях (кроме тех, что связаны с процессами, продолжительными чисто технологически) контракты будут выполнены одномоментно, ибо полностью совпадают с физическим перемещением объектов.

Мир совершенной информации предполагает следующие условия:

1. абсолютную рациональность (absolute rationality);

    1. полную информацию (perfect information);
    2. абсолютные вычислительные способности (instant calculation).

В мире реальном эти условия отсутствуют, поэтому контракты у нас несовершенные. И задача теории контрактов состоит как раз в том, чтобы выделить различные виды несовершенства контрактов; объяснить, каким образом сделки все же заключаются; и определить ту грань, за которой они перестают заключаться.

Заметим, что если совершенный контракт дает абсолютное предвидение всех возможных обстоятельств, то в действительности как фирмы, так и индивиды не могут даже отдаленно предвидеть варианты, с которыми встретятся. И выживают они в столь неопределенном мире именно благодаря контрактам. Ими они как бы скрепляют себя друг с другом, дабы противостоять окружающей неопределенности. Естественно, сами по себе эти узы непрочны. Недоопределенность контрактов есть их имманентное свойство (в противном случае не было бы самого предмета исследования).

Какого рода проблемы возникают в реальном мире?

1. В реальном мире имеет место не абсолютная, а ограниченная рациональность (bounded rationality). Люди выбирают определенные стратегии и им следуют, пока те приносят позитивные результаты. Таким образом, резко возрастает роль исследований в рамках институтов. Люди начинают совершать выбор в крайне жестких рамках, обусловленных действующими институтами. Зона выбора у индивида очень узка, и внутри нее он пытается вести себя рационально, а выйти из нее боится.

Например, человек, которому запрещено есть целый ряд продуктов (в частности, такой запрет накладывается многими религиями), из тех продуктов, которые ему есть разрешено, пытается выбрать самые лучшие и дешевые.

Другой пример - поведение заключенного. Вообще в тюрьмах проводится масса социологических исследований по поведению, ибо там ученые могут изучать дерево принятия решений в очищенном виде - ведь зона выбора заключенного узка, и на нее не влияют внешние обстоятельства (т.е. человек искусственно абстрагирован от реальности). Поэтому исследования поведения заключенных оказались очень продуктивными, в то время как исследования поведения людей свободных были куда менее впечатляющими из-за необходимости отслеживать слишком большое число факторов.

Итак, общество всегда стремится следовать определенным моделям, наследовать определенные институты и действовать в их рамках рационально.

2. В реальном мире имеет место неполнота информации, обусловленная ее дороговизной. А с неполнотой информации связаны такие явления, как opportunistic behavior (оппортунистическое поведение), moral hazard (моральная угроза, или моральный риск) и adverse selection (неблагоприятный отбор).

Оппортунистическое поведение. Понятно, что в контракте необходимо предусматривать контрмеры возможному оппортунистическому поведению партнеров.

Моральная угроза (или моральный риск). В общем, это вид оппортунистического поведения, который связан с формальным выполнением обязательств или реальным отклонением от них. А поскольку контракт невозможно прописать полностью, в нем всегда возникают “contract holes” (“контрактные дыры”).

Пример контрактной дыры: вы наняли маляра покрасить дом, записав в контракте, что дом должен быть покрашен за неделю в нежно-салатный цвет сверху и коричневый снизу с белыми наличниками, и т.д. Это было сделано. Но позже, когда стены кое-где облупились, выяснилось, что под краской нет грунтовки. Грунтовка в контракте не упоминалась. Вы предполагали, что ее и так должны класть. А маляр в ответ на ваши упреки говорит: “Не было никакой грунтовки в контракте. Я все выполнил, что там записано. Да, облупились стены. Но где написано, что они не должны облупиться”?

Другой пример: при заключении этого контракта с маляром вам трудно было предположить, что ему в процессе работы захочется включать на полную мощность магнитофон, и вы в контракт не записываете, что он не должен этого делать. Но когда это происходит, вам это очень мешает.

Итак, контрактных дыр избежать нельзя, но можно и нужно выявить и устранить те контрактные дыры, которые актуальны для вашей ситуации. Актуализация тех или иных параметров - центральная проблема реального контракта. Вы должны представлять, какие возможные цепочки событий для вас актуальны, и все они должны быть вами расписаны в контракте. Позволительно не расписывать в контракте лишь те цепочки, степень вероятности которых, с вашей точки зрения, ничтожно мала, либо те цепочки, которые видятся вам безопасными.

Неблагоприятный отбор. (О нем мы уже говорили в Лекции 2.)

LEARNING PROCESS.

Люди осознают свою ограниченность - ограниченность своей рациональности, своих знаний, своей способности оптимизировать, своей способности предвидеть. Именно осознание своей ограниченности выделяет людей как существ вполне разумных и мыслящих. Один древний философ сказал: “Я знаю только, что ничего не знаю”. Но в рамках своих ограниченных возможностей, при ограниченной информации люди хотят вести себя рационально, выделяя наиболее значимые для них обстоятельства. Поэтому они стремятся учиться.

Тип поведения человека, связанный с обучением, исключительно важен, но он мало изучен экономической теорией. Первым о процессе обучения (learning process) заговорил Фрэнк Найт (Frank Knight). Он известен тем, что в 20-ых гг. нашего века выдвинул теорию несовершенной информации и на ее основе теорию фирмы, в какой-то степени дополняющую классическую линию Коуза, Уильямсона и пр. Найт описал learning process следующим образом.

В мире ограниченной рациональности и неполной информации люди не решают постоянно задачу оптимизации. На самом деле это очень узкая задача. Она занимает лишь 1/10 или 1/100 времени, а остальное время люди тратят на обучение. Они пытаются среди неопределенности установить свои цели и пути их достижения, т.е. пытаются ответить на вопросы: What to do? и How to do?

По Найту, процесс обучения состоит из двух частей:

o “discovery” (“открытие”)

    • и “defining” (“определение”).

Discovery - это открытие чего-либо нового, новых возможностей. Несмотря на свою ограниченность, человек регулярно открывает для себя нечто новое, он развивается (например, узнает, что зимой можно не только ходить на лыжах, но и использовать снегоход).

Defining - это определение, которое человек дает тому новому, что он открыл для себя; и определение, насколько это новое ему нужно.

По мнению Найта, процесс открытия и определения нового, путей его использования, включения его в рамки возможного и тем самым постоянного расширения данных рамок - этот процесс фундаментален, но не для каждого человека, а только для человека экономического. Указанный процесс проходит две стадии:

o в детстве обучаются все, причем в первую очередь не сумме фактов, а навыкам пополнения знаний;

    • во взрослом возрасте экономически существенный процесс открытия и определения нового, расширения канвы, в которой происходит наш выбор, становится функцией предпринимателя.

О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Фрэнк Найт, наряду с Джозефом Шумпетером (Joseph Schumpeter), дает самое интересное, на наш взгляд, определение сущности предпринимательской деятельности. Подобного рода деятельности присуща очень большая неопределенность. И чтобы как-то вместить эту деятельность в экономические рамки, возникает фирма и контрактные отношения внутри нее. Люди, заключая с фирмой контракты, передают себя ей и позволяют собой распоряжаться именно с целью доверить кому-нибудь расширение той рамки возможного, того институционального панциря, в котором они действуют. Сами люди боятся это сделать. Для человека слишком велик риск оказаться неудачником из-за отсутствия резервов, если он вдруг займется чем-то новым вместо того, чтобы постоянно вращаться в определенном заведенном кругу - ходить на работу, покупать хлеб, смотреть футбол. Для массового человека предпочтительнее существовать в хитиновом панцире обыденного. Но людям нужно развиваться, они все-таки хотят жить лучше. Поэтому они передают часть своих ресурсов предпринимателю (фирме), обязанность которого состоит в том, чтобы брать на себя риск.

Фирма образует два типа контрактов:

o контракт найма;

    • контракт передачи ресурсов в другую фирму путем покупки ее акций или вступления в партнерство (в данном случае это скорее приобретение акций или облигаций, т.е. передача финансовых ресурсов другой фирме).

Сторона, вступающая в фирму в качестве наемного работника, привносит свой труд. Сторона, вступающая в фирму в качестве совладельца или владельца капитала другой фирмы, привносит денежные средства. И в том, и в ином случае стороны заключают с предпринимателем или группой предпринимателей, представляющих данную фирму, определенного рода контракт, который на фоне всех прочих контрактов кажется совершенно неопределенным.

В этом контракте обозначено, что некто нанимается, скажем, сантехником и работает согласно трудовому законодательству. Однако в трудовом законодательстве написано только, что человека не могут использовать противозаконно и что его рабочий день должен длиться столько-то, а все остальное регулируется трудовыми соглашениями. Примерно то же представляет собой контракт, согласно которому некто передает свои денежные ресурсы фирме. В нем говорится, что при покупке акций, человек имеет право на дивиденд в случае, если таковой есть. На самом деле человек не устанавливает ни путей использования своей рабочей силы, ни путей использования своего капитала, а просто доверяется фирме.

Таким образом возникает целая категория доверительных контрактов. И именно они образуют предприятие и образуют костяк экономики. Есть два вида доверительных контрактов:

1) контракты, более или менее близкие к совершенному контракту;

2) контрактообразующие фирмы.

Вторые образуют ядра фирм, а первые - оболочку, в которой ядра плавают. На этих двух видах контрактов при всей их внутренней разнородности и зиждутся экономические отношения. Невозможно представить современную экономику только на базе контракта рыночного типа или только на базе контракта поглощающего, контракта доверительного. Они обуславливают друг друга так же, как обуславливают друг друга фирма и рынок.

И неудача 70-летнего советского эксперимента построения социализма в отдельно взятой части света связана в значительной степени с недоопределенностью контрактных отношений в экономике, недоопределенностью обязательств граждан. Фактически и в СССР, и в странах-сателлитах существовала система, очень похожая на внутренний фирменный контракт, согласно которому гражданину гарантировались какие-то блага, и он их реально получал. Однако у этого контракта не было одной важнейшей черты, свойственной таким контрактам.

Обратимся к примеру. Между человеком и фирмой заключен контракт. Согласно ему, человек адаптируется к обстоятельствам вместе с фирмой. Он не претендует на то, чтобы в контракте было зафиксировано, чем он будет заниматься и сколько ему будут платить. Он согласен, что эти вопросы в процессе работы будут улаживаться в зависимости от общих результатов. В этом случае от обмана его гарантирует не зарплата и не закон (ведь в трудовом контракте сознательно не прописано его вознаграждение), но свобода в расторжении контракта. Именно она является единственным и очень серьезным оборонительным элементом долгосрочного внутрифирменного контракта.

А в Советском Союзе уйти было некуда. Это была система поглощающих, доверительных, имплицитных контрактов со всем обществом и государством. Человек мог покинуть одно предприятие и перейти на другое, но там было то же самое. Этим во многом определялась неэффективность советской экономической системы.

Милгром и Робертс кратко описывают разные contractual responses to bounded rationality (способы адаптации контракта к ограниченной рациональности), а также предлагают классификацию несовершенных контактов, выделяя 4 их вида. Рассмотрим данную классификацию подробно.

UNPERFECT CONTRACTS (НЕСОВЕРШЕННЫЕ КОНТРАКТЫ).

1. Spot market contracts - точковые контракты. Эти рыночные контракты можно представить следующим образом: участники сделки встретились, обменялись, разошлись. Spot market contracts характеризуются своей минимальной защищенностью, минимальной прописанностью. Они либо используют стандартную форму контрактных обязательств, либо опираются на существующее законодательство. Spot market contracts могут существовать, только когда относительная ценность капитала, вложенного участниками в контракт, сравнительно невелика. Естественно, вступая в контракт, который отнимает 20 % капитала, экономический агент не будет его оформлять, как spot market contract.

Внешне spot market contracts очень похожи на совершенные (идеальные) контракты, хотя таковыми и не являются. Похожи они тем, что мгновенны. Они очень редко предполагают какие-то судебные разбирательства, взаимозависимости и т.д. Помогает им быть похожими на совершенные контракты также конкуренция на рынке, которая давит на участников экономической жизни, вынуждая быть честными и пытаться исполнять контракты. Рынок таких разовых контрактов, где важна практически только цена, дает вполне адекватную ценовую информацию. Там, где существует эффективно работающий рынок с эффективным ценовым механизмом, “точковые” контракты очень широко распространены. Чем больше такого рода контрактов, тем эффективнее экономика, потому что они предполагают минимальные усилия сторон и минимальные затраты, т.е. минимальные трансакционные издержки сторон.

Как известно, трансакционные издержки минимальны, когда в экономике существуют

o адекватная информация (adequate information),

    • свободная конкуренция (free competition),
    • жесткое законодательство (strong legislation),
    • атмосфера доверия (trust).

Именно эти четыре элемента обуславливают spot market contracts. В ряде развитых европейских стран до 60 % всех контрактов малого объема – устные (люди встречаются, договариваются и переводят друг другу деньги на основе устных обещаний). Но если система информации неадекватна, экономическим агентам придется затрачивать дополнительные усилия на поиск информации, и spot market contracts, т.е. контракты в простом виде, существовать уже не будут, как не будут они существовать и при наличии проблем со свободной конкуренцией. Жесткое законодательство гарантирует простоту такого контракта. Дополнительно его простоту гарантирует атмосфера доверия (с доверием друг к другу связаны мягкие институты).

2. Relational contracts – отношенческие, или реляционные контракты. Понятие “отношенческий контракт” ввел О.Уильямсон. Отношенческие контракты, как и точковые, не прописывают всей цепочки последовательных действий (что и невозможно). Вместо этого они фокусируются на описании целей и принципов взаимодействия сторон.

В качестве примера такого контракта Милгром и Робертс приводят совместный исследовательский проект фирм “Apple” и “Microsoft”. Предполагая произвести некий микропроцессор или некое программное обеспечение (software), стороны для этой цели создают совместное предприятие, фиксируют обязательства участников, число сотрудников, которых направляет в это предприятие каждая сторона, разделение издержек и разделение возможных прибылей, а также порядок разрешения споров. (Обычно пишется, что споры должны разрешаться в дружественной атмосфере, что означает: стороны не должны подавать друг на друга в суд и не должны вовлекать в споры общественность, т.е. не должны допускать утечек в средства массовой информации.)

Это классический relational contract - стороны надеются друг на друга, будучи связаны одной целью, и их взаимоотношения достаточно устойчивы, поскольку фирмы заинтересованы в кооперации друг с другом; однако в контракте не описывается, что конкретно должна делать каждая из сторон.

Другой пример, который приводят Милгром и Робертс, - контракт преподавателя в США. В этом контракте записана масса бессмысленных, в общем, вещей - что преподаватель не должен приставать к студенткам, что ему гарантировано место парковки автомобиля, и т.п. Но в нем не прописана ни его зарплата, ни содержание того, что он должен читать. Т.е. контракт не фиксирует никаких существенных обязательств ни преподавателя, ни университета, его нанимающего, что обусловлено их взаимной заинтересованностью. Захоти они друг с другом судиться, это бросит явную тень и на преподавателя, и на университет. Поэтому между ними может существовать отношенческий контракт. Их взаимоотношения достаточно формальные, экономически не очень значимые. (Кстати, контракт преподавателя в России имеет точно такой же дурацкий вид.)

Заметим, что б о льшая часть отношенческих контрактов связана с проблемой инвестиций в специфические активы (см. следующую лекцию). Именно эти инвестиции создают основную сеть и внутреннюю структуру таких контрактов.

3. Employment contracts - контракты найма. Я бы включил сюда и контракты привлечения финансовых средств фирмы.

4. Implicit contracts - имплицитные контракты. На самом деле любой из трех вышеперечисленных контрактов может быть имплицитным, если он опирается в конечном счете не на жесткие, а на мягкие институты (т.е. на традицию). Имплицитный контракт отличается тем, что его не заключают. Предполагается, что человек просто обязан его выполнять, ибо так принято вести себя в обществе. Имплицитные контракты чаще всего существуют как многосторонние контракты, и само их выделение достаточно спорно. Ведь многосторонний контракт – это фактически обязательства человека вести себя определенным образом по отношению к определенному сообществу. Нарушая эти обязательства, человек нарушает представления людей о том, каким должно быть их будущее, и они его карают - перестают с ним общаться или заключают в тюрьму.

Итак, все контракты направлены на то, чтобы установить зоны предсказуемости. Как только мы нанимаемся куда-то, как только мы приобретаем чайник или утюг, как только мы вступаем в отношенческий контракт с долгосрочным партнером, мы делаем предсказуемым некий сектор своей деятельности. Именно информационная ценность контракта является теоретической проблемой и активно разрабатывается сегодня экономической теорией. С информационной ценностью контракта и предконтрактной деятельностью связана signaling theory (теория сигналирования). С информационной ценностью контракта связаны также исследования фьючерсов. В настоящее время разработка теории фьючерсов, фьючерсных рынков, и т.п. - одна из центральных проблем экономической науки. Фьючерсы ведь тоже - контракты. Они основаны на условном переходе ценности. Фьючерсные контракты обеспечивают фоновую информацию для рынка в целом и оказывают тем самым воздействие на поведение участников рынка. Скажем, они показывают, столько будет стоить зерно или ГКО через 3 месяца, через 5 месяцев, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: