Тема: «Звуки [Р]-[Л]»
Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков [Р]-[Л].
2. Упражнение в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры.
3. Словообразование страдательных причастий прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака-санитар».
Оборудование: предметные картинки (лампа, лопата, лапы, молоток, лось,
Лодка, юла, игла, велосипед, лук, луна, голубь, галка, пенал, полка, мел,
Белка, волк, осёл, клубника, слон, дятел; барабан, розы, рука, рубашка,
Кукуруза, куры, шар, арбузы, карта, груши, зебра, баран, гитара, рыба,
Тигр, шарф, рыболов, журнал, карнавал, крыло, зеркало, раскладушка,
крокодил, эскалатор), наборы для составления схем, тетради, ручки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Произнесение и сопоставление звуков [Р]-[Л].
4. Воспроизведение слоговых рядов:
Ра-ра-ла кла-кла-кра
Ра-ла-ла кла-кра-кла
Ра-ла-ра кла-кра-кра и т.д.
|
|
5. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:
а) Ра-ра-ра – ла-ла-ла ар-ар-ар – ал-ал-ал
ро-ро-ро - ор-ор-ор –
ру-ру-ру - ур-ур-ур –
Ры-ры-ры - ыр-ыр-ыр -
б) лак-рак плошка- полка-
Лов- Лука - лот-
ложки - укол - юла –
6. Различение звуков [Р]-[Л] на слух и в произношении (2 команды):
а) тротуар, колокол, трансформатор, оркестр, термометр, полотенце,
Шлагбаум, инструменты, транспорт, маршрут, клубника, полушубок,
Конструктор, архитектор, молотилка, клавиши, солдат, полководец, тренер,
физкультурник…;
б) отбор картинок на [Р], [Л] – «Подарим картинки Роме и Луше».
7. Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака – санитар».
а) рассматривание картинок, раскладывание их в логической последовательности;
б) составление и распространение предложений к каждой картинке, объединение их в
связный рассказ:
Собака – санитар
Солдат был тяжело ранен в ногу. Он потерял много крови, упал и долго
лежал без сознания. Когда он очнулся, то услышал: кто-то рядом фыркает.
Раненый солдат увидел собаку. Собака радостно залаяла. Это была собака –
санитар. На спине у неё была санитарная сумка с красным крестом. В ней были
лекарства, бинт….
Раненый открыл сумку, достал бинт, йод, обработал и перевязал рану.
Собака убежала и скоро вернулась с санитарами.
Раненого положили на носилки и доставили в госпиталь. Скоро солдат
выздоровел. Так собака-санитар спасла раненого солдата.
в) пересказ текста детьми;
г) выделение слов на [Р],[Л].
8. Спряжение в настоящем времени:
Храбро сражаться с врагами Родины;
Смело сражаться с врагами Родины.
|
|
9. Упражнение в словообразовании страдательных причастий прошедшего времени по
данному образцу – игра «Эхо»:
ранить – раненый боец, солдат
перевязать –
вылечить –