Социальная сфера: преемственность и перемены

На VI съезде КПК работа двух из пяти основных комиссий была посвящена обсуждению социальной проблематики. С одной стороны, это свидетельствует о том, что социальным вопросам

на Кубе придается стратегическое значение. С другой – о наличии массы нерешенных проблем в социальной сфере.

Несмотря на материальные трудности, социальные параметры остаются высокими даже по сравнению с экономически развитыми странами. По данным Всемирного банка, в 2010 г. Куба занимала 51-е место в мире по показателю уровня человеческого развития. Средняя продолжительность жизни составляет 78 лет, детская смертность – 4,5 на тысячу новорожденных (2010[A1]). По данным ЭКЛА за

2009 г. на Кубе самый высокий в Латинской Америке показатель государственных расходов на социальные нужды – 40,8 % ВВП (в Бразилии – 26,2 %, в Колумбии – 13,5 %, в Чили – 15,3 %. По данным Национального статистического управления (Oficina Nacional de estadistica – ONE), в 2010 г. в структуре государственных расходов 18,4 % расходов было выделено на образование, 13,9 % на здравоохранение, 10,8 % на социальное страхование и содержание пенсионной системы, 3,8 % - на строительство жилья.

Последние годы отмечены некоторым ухудшением демографической ситуации на острове. Если до 2005 г. сохранялась положительная динамика роста населения, то во второй половине десятилетия его численность стабилизировалась на уровне 11,24 млн. чел., а в 2010 г. уменьшилась по сравнению с 2009 г. на 0,2 %. ONE прогнозирует сохранение этой тенденции и сокращение численности населения к 2020 г. до 11 190 тыс. человек.

Кубинская пенсионная система считается одной из самых устойчивых в регионе. В отличие от многих стран Латинской Америки, где эта сфера приватизирована полностью (например, Боливия, Чили, Доминиканская республика, Мексика) или частично (Колумбия, Коста-Рика, Уругвай, Перу), на Кубе пенсионная система находится под полным государственным контролем. В конце 2010 г. пенсию по старости получали 984 тыс. человек. В 2006-2009 гг. отмечался опережающий рост среднего размера пенсий по отношению к средней зарплате – соответственно со 191 песо (49,4 % от уровня зарплат) до 240 (55,9 %). До 2009 г. возраст выхода на пенсию был на четыре года меньше у мужчин и на два у мужчин, чем в среднем по региону, однако подавлением экономического кризиса и нарастающей тенденции старения населения[A2] власти пошли на проведение в этой сфере ряда непопулярных мер. В 2009 г. вступил в действие Закон № 105 «О социальном страховании», заменивший акт 1979 г., повысивший на пять лет возраст выхода на пенсию (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин) и необходимый трудовой стаж (с 25 до 30 лет). Закон предусматривает, что уровень пенсии должен составлять 60 % средней зарплаты с повышением на 2 % за каждый дополнительно проработанный год до максимального показателя в 90 % от средней зарплаты (в номинальных ценах среднемесячная зарплата увеличилась[A3], но составляет лишь около 20 долларов). На увеличение государственных доходов направлено решение, распространяющее на все категории трудящихся обязательных отчислений в систему социального страхования в размере от 1 % до 5 % заработной платы. Это предусматривалось еще законом о налогообложении от 1994 г., однако реально он затронул в 2009 г. лишь 526,9 тыс. человек.

Социальные показатели развития здравоохранения и образования по-прежнему остаются одним из главных предметов гордости кубинцев. По официальным данным, бесплатной медицинской помощью на острове пользуются 100 % населения. Ежегодно проводится централизованная вакцинация жителей, что обходится государственной казне в среднем в 50 млн. конвертируемых песо. Кстати, 8 из 13 вакцин, используемых в рамках проводимой в стране Национальной программы вакцинации, изобретены и производятся на Кубе. В 2010 г. к традиционному списку добавилась вакцинация против гриппа ANINI. Ею вакцинировали более миллиона кубинцев, наиболее подверженных этому заболеванию, для чего был проведен специальный мониторинг.

Общее количество работников здравоохранения на острове в 2010 г. – 282,3 тыс. чел. (6,3 % экономически активного населения), из них 70 % - женщины. Общее количество врачей – 76,5 тыс. чел., из которых 36,5 тыс. – семейные врачи (в 2006 г. соответственно 71,5 и 33,2 тыс.), на 1 врача приходится 147 жителей. Профилактика, первичное медицинское обслуживание являются основой здравоохранения на Кубе. Этот подход воплощен в системе «семейного (или домашнего врача», которая охватывает 99,4 % населения (2010). В отличие от стран, где практика «семейного врача» реализуется в рамках частной медицины, на Кубе впервые в мире она превращена из роскоши, доступной немногим, в фундамент государственного здравоохранения. Стратегия развития профилактической медицины реализуется до сих пор. С этим связано увеличение количества поликлиник с 473 в 2006 г. до 488 в 2010 г. на фоне сокращения больниц за аналогичный период с 243 до 215.

На Кубе действует многоуровневая система образования. Начальное и среднее образование являются обязательными. Далее следуют профессионально-техническое, высшее и параллельная система так называемого «вечернего» образования для тех, кто совмещает работу и учебу (до сих пор существуют рабочие факультеты). Уровень охвата начальным и средним образованием – самый высокий в регионе:

97 % и 87 % соответственно.

На протяжении ряда лет предпринимаются усилия по оптимизации профессиональной структуры высшего образования. За последние два года количество студентов в ВУЗах сократилось с 744 тыс. (2008) до 607 тыс. (2010). В 2010 г. 24,7 % студентов получали гуманитарное образование, 15 % - медицинское, 31,5 % - педагогическое, 9,5 % - экономическое, 7,1 % - техническое, 2,4 % приобретали специальности, связанные с сельским хозяйством. Число студентов, поступивших на экономические специальности, выросло с 51 тыс. (2006) до 82 тыс. (2009), а на медицинские снизилось со 159 тыс. (2006) до 95,5 % (2009). Большая доля студентов-медиков и педагогов была обусловлена не только особым вниманием государства к здравоохранению и образованию, но и тем, что Куба осуществляет масштабный экспорт услуг этих специалистов. Например, по некоторым оценкам, не менее трети кубинских врачей работает за рубежом, главным образом в странах Латинской Америки.

На VI съезде КПК отмечался факт перепроизводства кадров в педагогической сфере, вследствие чего принято решение сократить на 50 % количество студентов-педагогов. Предложено перевести акцент на подготовку специалистов в области новых технологий (как информационных так и биомедицинских) и фундаментальных наук. По словам министра образования, эти сферы, а также сельское хозяйство испытывают дефицит в 110 тыс. специалистов.

Анализ структуры экономически активного населения показывает, что за последние годы практически во всех отраслях экономики, за исключением сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, имеет место приток рабочей силы. Особенно это заметно в таких отраслях, как торговля, туризм и энергетика.

Большой проблемой остается «утечка умов». За последние 30 лет из страны эмигрировали порядка 15 тыс. врачей, 10 тыс. инженеров-строителей, 25 тыс. других специалистов. По оценкам американских социологов, число потенциальных эмигрантов составляет около 10 % населения. Важно отметить, что среди желающих покинуть страну в первую очередь фигурируют дипломированные специалисты и молодежь. Основным полюсом притяжения по-прежнему остаются Соединенные Штаты, где проживает более 1,5 млн. выходцев из Кубы, значительны кубинские общины в Мексике (свыше

80 тыс.), Испании (более 50 тыс.), Чили, Эквадоре и в других латиноамериканских странах. Поскольку возможности легальной эмиграции в США затруднены (США обязались ежегодно предоставлять около 20 тыс. виз, однако эти договоренности не всегда выполняются, для получения виз наличие родственников, определенный уровень квалификации и т.д.), продолжатся нелегальное бегство кубинцев на лодках и подручных средствах, а также в транзитных аэропортах. Имеются «невозвращенцы» среди спортсменов и деятелей культуры.

Мировой экономический кризис подтолкнул Кубу к поискам более эффективной модели экономического развития, власти пошли на снятие некоторых ограничений в социальной сфере. За время правления Р. Кастро разрешены свободная продажа жилья, электробытовых товаров, мобильных телефонов и компьютеров, использование частных автомобилей в качестве такси, отменен закон, запрещавший кубинцам останавливаться в отелях для иностранцев. Это дало заметные результаты. Например, потребление бытовых электротоваров за 2009-2010 гг. выросло втрое по сравнению с предыдущими годами. С другой стороны, кризис, подточив экономические возможности государства, вынуждает иди на непопулярные социальные меры.

В сфере занятости на Кубе в ближайшее время предстоят крупные преобразования. Первые шаги по либерализации трудовых отношений были предприняты еще в июне 2009 г., когда вступил в силу закон № 268 по модификации трудового законодательства. Он разрешил трудящимся работать по совместительству и свидетельствовал об отказе от многолетней политики недопущения «чрезмерных» доходов. В 2011 г. правительство приняло решение о ликвидации 500 тыс. рабочих мест в государственном секторе: из них 146 тыс. планируется упразднить, 351 тыс. госслужащих ждет переквалификация (примерно 100 тыс. уйдут в частный сектор и предпринимательство). Всего реформа предполагает в течение пяти лет сокращение занятых в государственном секторе на 1,8 млн. человек.

С целью социальной амортизации этой вынужденной меры власти решили расширить со 151 до 181 перечень профессий, в рамках которых возможно частное предпринимательство. Такое решение может изменить социальную структуру кубинского общества. Предпринимаемые государством реформы фактически ведут к формированию новой крупной социальной группы мелких предпринимателей, впоследствии способной превратиться в так называемый средний класс. Основное содержание проводимой реформы в сфере занятости – перераспределение рабочей силы между государственным и частным секторами, включая легализацию 144 тыс. (2009) занятых в неформальном секторе. Власти вполне оправданно опасаются, что, если пустить процесс на самотек, это может привести к пагубным социально-политическим последствиям, и решили взять его регулирование под контроль.

Официально программа по сокращению стартовала в январе 2011 года. Первыми реорганизации подверглись министерства сахарной промышленности, строительства, здравоохранения и туризма. Чтобы избежать социального обострения, властями заранее был запущен властями альтернативного трудоустройства. Начиная с октября 2010 г., в массовом порядке выдаются лицензии на ведение предпринимательской деятельности. К середине 2011 их количество превысило 325 тыс. по сравнению со 147 тыс. к концу 2010 г. Из 80 тыс. человек, получивших лицензии за апрель-май 2011 г., 68 % составили безработные, 16 % - работники, желающие устроиться на вторую работу и получить дополнительный заработок, 15 % - пенсионеры и госслужащие в отставке. Наибольшим спросом пользуются специальности, связанные с производством и продажей продуктов питания (22 % от общего числа лицензий). Далее следуют лицензии, позволяющие нанимать работников (16 %), занимать частными грузовыми и пассажирскими перевозками (5 %), продажей товаров бытового потребления (4 %), арендой и субарендой помещений (3 %) и др.

В результате в крупных городах стали возникать маленькие кафе и ресторанчики, в т.ч. относительно новые для Кубы феномен «фаст-фуд»: всевозможные пиццерии, лавочки по продаже бутербродов и т.д. По официальным прогнозам в эту сферу уйдет около 16 % высвободившейся в результате реформ рабочей силы. Новые собственники рассчитывают контролировать большую часть рынка продуктов питания, однако власти еще не делали никаких заявлений по этому поводу. Согласно законодательству, те, кто не сможет получить соответствующие лицензии, будут пользоваться приоритетом при трудоустройстве, и им будет выплачиваться временное пособие, размер которого пока не определен. К январю 2011 г. уже 56,7 тыс. человек подали заявки на получение такого пособия. По официальной статистике уровень безработицы на Кубе составляет 1,6 % (2009), но вполне вероятно, что в ближайшей перспективе государству придется столкнуться с ростом этого социального недуга.

Заметно усилилось социальное расслоение населения. Среди лиц с более высокой покупательской способностью фигурируют граждане, владеющие иностранной валютой, и работники смешанных предприятий и инофирм[A4]. Свыше половины населения получает денежные переводы из США, официальная сумма которых, по подсчетам экспертов из Межамериканского банка развития, составляет 1,2 млрд. дол. в год. Основным каналом связи с кубинской диаспорой в США остается почта. По оценкам, около 25 % всей международной почты, посылаемой с Кубы, приходится на США.

Дифференциация имеет место и в возможности пользоваться таким средством связи, как Интернет. На Кубе нет широкого доступа к источнику этой информации, привилегией иметь домашний Интернет пользуются такие профессиональные группы, как врачи, журналисты и академические круги. Уровень компьютеризации кубинского общества довольно низкий: по данным за 2009 г. – 62 компьютера на тысячу человек (в 2007 г. этот показатель составлял 45 единиц). Из 700 тыс. функционирующих на острове компьютеров лишь 455 тыс. имеют выход в сеть. Платные пункты выхода в сеть организованы при гостиницах и в почтовых отделениях, но из-за высокой цены большинству населения эта услуга остается недоступной.

Интернет существует на Кубе с 1996 г., до настоящего времени сигнал передавался через спутник, что обусловливало крайне низкую скорость передачи информации. В 2011 г. при содействии Каракаса стала возможной прокладка оптико-волоконного кабеля между Венесуэлой, Кубой и Ямайкой. Пока новый канал связи не запущен, но по оценкам специалистов, это позволит существенно снизить стоимость доступа к Интернету на острове (примерно на 25 %) и обеспечит высокое качество соединения (скорость передачи информации увеличится в 3 тыс. раз).

Информационное пространство на Кубе полностью контролируется государством. Широкое распространение имеют только государственные теле- и радиоканалы, а с недавнего времени также венесуэльский телеканал Telesur. Спутниковое телевидение доступно лишь в госучреждениях годовой контракт на одну спутниковую тарелку с трансляцией на один телевизор стоит 1600 долларов. Несмотря на угрозу наказания вплоть до тюремного наказания, в стране действует подпольная сеть по обеспечению к спутниковому ТВ (стоимость 11 дол. в месяц).

Широкое распространение получила коррупция, затронувшая различные отрасли хозяйства. Лидеры государства неоднократно квалифицировали это зло как основную угрозу завоеваниям революции и самому существованию страны. Последние годы отмечены рядом судебных процессов над коррупционерами из числа над коррупционерами из числа высокопоставленных чиновников.

С января 2011 г. прекращено обеспечение граждан некоторыми товарами первой необходимости по карточкам. В список вошли такие товары и продукты питания, как картофель, сигары и средства личной гигиены (мыло, зубная паста). Долю свободного рынка в потреблении хлеба в 2011 г. намечено довести до 52 %. Кроме того, с 1 февраля 2011 г. правительство отменило государственное субсидирование цен на сахар и рис, в результате чего потребительские цены на них выросли в полтора раза. До этого каждый кубинец мог по фиксированной низкой цене приобрести 6-9 фунтов сахара ежемесячно. По-прежнему по карточкам население покупает фасоль, кур, рыбу, яйца, кофе, хлеб и растительное масло.

С одной стороны, карточная система в условиях дефицита бюджетных средств обеспечивает общедоступность продуктов питания и позволяет избежать массового голода, с другой – ограничивает индивидуальное потребление. По некоторым оценкам, государство тратит на субсидирование транспорта и продуктов, выдаваемых по карточкам, примерно 350 млн. долларов ежегодно – сумму, которая в условиях экономического кризиса становится непосильной.

Первые признаки сокращения госрасходов на социальные нужды проявились еще в 2009 г. Так, с октября было объявлено о закрытии рабочих столовых и отмене бесплатных или субсидируемых обедов, которые 3,5 млн. человек получали по месту работы. Одним из стратегических направлений социальной политики, определенных VI съездом КПК, стало обеспечение условий для домашнего приготовления пищи. Одна из пяти комиссий съезда называлась «Домашняя варка: повышение эффективности в оказании ремонтных услуг электробытовых аппаратов и другие аспекты». Основное решение комиссии – выделение из госбюджета 27 млн. дол. на обеспечение населения кухонными принадлежностями для приготовления пищи в домашних условиях, из них 10 млн. дол. планируется потратить на импорт. Остальные средства предназначены для организации дополнительных пунктов ремонта соответствующих изделий, а также модернизации системы бытового энергоснабжения.

Из-за износа инфрасруктуры[A5] довольно сложная ситуация сложилась в жилищно-коммунальной сфере. Хронический характер носят перебои с водоснабжением в Гаване, где проживает более двух миллионов человек, причем в последние годы ситуация усугубилась из-за засухи. Более 100 тысячам жителям столицы питьевая вода доступна только через систему централизованного распределения посредством мобильных цистерн.

Дефицит жилья на начало 2011 г. составлял, по официальным оценкам, 500 тыс. домов. Положение особенно ухудшилось после мощнейших ураганов, обрушившихся на Кубу в 2008-2009 гг. В восстановлении жилого фонда активно помогает Венесуэла. По венесуэльской технологии строятся так называется «нефтедома» (petrocasas). Это легко монтируемые блочные строения, элементы которых изготавливаются из отходов нефтепереработки. Неблагоприятно сказывается характерная и для Кубы общемировая тенденция роста урбанизации. В 2010 г. в городах и их спутниках проживало 8,5 млн. чел. (75,4 % населения). Серьезной социальной проблемой стало образование вокруг крупных городов типичных для Латинской Америки неблагоустроенных поселений.

Большую популярность (особенно в сельской местности) приобрел самострой: стремясь улучшить жилищные условия, многие кубинцы строят так называемые «барбакоа» (букв. «чердаки») – импровизированные пристройки к домам. В качестве эксперимента, с 2011 г. прекращено дотирование цен на стройматериалы, до половины которых ранее перепродавались на черном рынке. Вместо этого осуществляется адресная поддержка наиболее нуждающихся застройщиков. С появлением мелких частных фирм и компаний строительный сектор может стать серьезным источником альтернативной занятости.

Реформы, затрагивающую социальную сферу, беспрецедентны для Кубы. Решение руководства страны пойти на непопулярные меры, затрагивающий интересы практически всех семей, явилось вынужденной мерой. Чтобы избежать неблагоприятных социально-политических последствий, власти проводят информационную кампанию по разъяснению необходимости принятия конкретных шагов, их экономической целесообразности и, в конечном счете, эффективности. Правительство контролирует ситуацию и демонстрирует способность быстро вносить коррективы в намеченные планы в зависимости от складывающейся реальности. Политическая стабильность будет во многом зависеть от того, смогут ли реформы изменить к лучшему социальную обстановку, улучшить условия жизни большинства населения. Кредит доверия правительству пока сохраняется, но находится на пределе допустимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: