Болевые точки экономики

С конца 1980-х годов на Кубе происходило заметное изменение экономической политики, затронувшее как стратегию хозяйственного развития, так и конкретные механизмы ее реализации. Движение в сторону трансформации экономической модели, существующей на острове с 1960-х годов, не является однонаправленным и модифицируется под воздействием объективных (состояние экономической конъюнктуры) и субъективных (политико-идеологических) факторов.

В 1990-1993 гг. страна пережила глубокий экономический кризис, для преодоления которого в

1993 г. был осуществлен поворот в сторону некоторой либерализации финансово-экономической жизни и внедрения элементов рыночных отношений. Среди них: легализация хождения иностранной валюты и введение конвертируемого песо; привлечение зарубежных инвесторов; децентрализация и либерализация внешней торговли; предоставление гражданам Кубы заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.

В результате принятия этих мер с 1994 г. наблюдается положительная динамика экономического роста, а в 2005 г. объём ВВП превысил уровень 1989 г. – последнего «нормального» для народного хозяйства. Вместе с тем, реформы, направленные на допущение рыночных элементов в экономику, носили ограниченный и непоследовательный характер и не сложились в комплексную систему трансформации хозяйственного механизма.

В начале 2000-х годов финансово-экономическое положение заметно улучшилось, что связано, в первую очередь, с резким возрастанием объемов помощи со стороны Венесуэлы. Во-первых, эта помощь позволила обеспечить поставки на Кубу нефти на льготных условиях. Во-вторых, крупнейшим источником валютных поступлений, покрывавшим до 1/3 доходов бюджета, стала оплата Венесуэлой услуг кубинских специалистов, в массовом порядке командированных в эту и некоторые другие латиноамериканские страны. Кроме того, за 2004-2007 гг. в три раза возросли мировые цены на никель, вследствие чего его экспорт в 2007 г. достиг максимального за всю историю страны показателя в 2,1 млрд. долларов. В результате совокупного воздействия названных факторов за 2004-2007 гг. ВВП страны увеличился на 42,5 %.

Однако в этих условиях в кубинском руководстве усилились опасения того, что в дальнейшем усиление рыночных начал в экономике будет угрожать углублением социальных диспропорций. Результатом стало свертывание программы преобразований 90-х годов. В первую очередь это коснулось частнопредпринимательской деятельности. Уже в 2000 г. было отклонено около ¾ заявок на лицензии заниматься ею. С принятием в 2003 г. нового закона, ограничивавшего перечень специальностей, разрешенных для работы на себя, и увеличившего уровень налогообложения, численность таких работников стала сокращаться: с максимального показателя в 169,4 тыс. чел. В 2005 г. до 143,8 тыс. на конец 2009 года. Их доля в структуре занятости за 1999-2009 гг. снизилась с 4,1 до 2,8 %.

В сфере внешней торговли прекратился процесс децентрализации и произошел переход к прямо противоположному курсу. Число предприятий и организаций, имеющих право на самостоятельный выход на внешние рынки, в 2009 г. составило около 80, сократившись в 5,5 раз с показателями десятилетней давности. Усиление государственного контроля над деятельностью зарубежных инвесторов, усложнение бюрократических процедур, отмена в 2004 г. многих льгот привели к резкому сокращению притока нового капитала нового капитала и числа совместных предприятий и иных механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами (см. раздел 4).

Все это не означает, однако, что руководство страны полностью отказалось от реформирования.

В 2006 г. в качестве приоритетных задач экономической политики на среднесрочную перспективу были названы: реформа системы нормированного распределения продуктов по субсидируемым ценам, которая охватывает все слои населения; постепенная отмена карточек и переход на адресную помощь наиболее уязвимым слоям; возрастание значения «внутреннего» песо (национальной валюты) в экономике страны; восстановление роли заработной платы в качестве основного финансового источника для удовлетворения нужд населения[A6]. Так, в конце 2007 г. была предпринята попытка уменьшить хронически накапливавшуюся с начала 90-х годов задолженность государственных предприятий. Распоряжением министерства финансов и цен их обязали создавать резервы для покрытия долгов, исходя из суммы просроченных счетов за последние три года. При подведении итогов финансового года уменьшение размеров обеспечения дало возможность сокращать налогооблагаемую базу на сумму снижения долга.

На усиление контроля направлено сокращение с 1 января 2009 г. времени подачи документов об итогах финансовой деятельности в налоговые органы со 180 до 90 дней. Наконец, с целью укрепления финансовой дисциплины в августе 2009 г. был принят закон о создании Главного контрольного управления (Contraloria General de la Republica) взамен упраздненного министерства контроля и аудита. Управление, функции которого во многом аналогичны российской Счетной палаты, независимо от исполнительных органов и подотчетно Национальной ассамблее народной власти.

Меры, направленные на сокращение государственных расходов и повышение доходов, в специфических условиях Кубы зачастую означали отход от принципов, сложившихся в течение десятилетий, и послужили сигналом для начала нововведений. Необходимость жить по средствам по существу покончила с приматом социальной сферы над экономикой. Первым свидетельством перемен стало перераспределение государственных ассигнований. Если в бюджете на 2007 г. на развитие социальной сферы было направлено 50,7 % текущих расходов, то в 2011 г. на эти цели выделено 43,2 %. Еще более резко сократилась доля социальной сферы в структуре инвестиций (см. Приложение, табл. 2). На увеличение государственных доходов было направлено принятие в 2009 г. закона о социальном страховании (см. раздел 2).

Трижды (2008, 2010 и 2011 гг.) правительство пошло на такую непопулярную меру, как резкое повышение цен на топливо. Вместе с тем, расходы бюджета на поддержание стабильности цен возросли с 1,7 млрд. песо в 2007 г. до 3,5 млрд. песо в 2009 г. и снизились до 3,0 млрд. в 2010 г.

Было положено начало осуществлению мер, направленных на отход от действующей модели руководства народным хозяйством и снятие излишних ограничений. Наиболее широкий резонанс вызвала проведенная 1 апреля 2008 г. торговля некоторыми видами товаров и услуг. Хотя эти меры затрагивали в первую очередь социальную сферу, они оказали определенное положительное влияние и на экономику.

В частности, доходы от внутреннего туризма увеличивались на 20 % в год, достигнув в 2010 г. 308,4 млн. песо. Осенью того же года началась передача в аренду неиспользуемых государственных сельскохозяйственных земель (см. ниже). С эксперимента по передаче в аренду государственных парикмахерских начался переход в частные руки мелких предприятий сети обслуживания.

Разрозненные мероприятия, проводившиеся в 2008-2009 гг., в сентябре 2010 г. положили начало новому этапу преобразований, получивших официальное наименование «актуализация экономической модели». Его цель – решение застарелых хозяйственных и социальных проблем и укрепление, таким образом, «основ социализма». Стержнем реформ стало сокращение государственного участия в экономике, в том числе занятых на госсекторе (см. раздел 2).

В отличие от 90-х годов, новые реформы намечено проводить комплексно, в соответствии со среднесрочной программой «Направления экономического и социального развития партии и революции», утвержденной в апреле 2011 г. VI съездом КПК. Обращает на себя внимание тот факт, что в стране, десятилетия жившей в условиях жесткого директивного планирования, в основополагающем экономическом документе полностью отсутствуют натуральные или стоимостные показатели. Предложения по совершенствованию социально-экономической системы касаются как основных направлений макроэкономической политики (бюджетная, инвестиционная, финансовая, валютная, внешнеторговая и т.д.) так и конкретных отраслей хозяйства.

В качестве главных задач названы: укрепление институциональных основ, включая перестройку государства и правительства; приведение планов развития в соответствие с имеющимися ресурсами; усиление экспортной ориентации и замена импорта собственным производством; изменение структуры занятости и сокращение избыточной рабочей силы за счет негосударственных секторов экономики; рост производительности труда и дисциплины; децентрализация управления в пользу в пользу провинций и муниципалитетов, для чего запланировано введение территориальных налогов; при сохранении доминирования государственной собственности ускоренное развитие новых ее форм; расширение автономии государственных предприятий, постепенная отмена субсидий и развитие оптовых рынков; переход от административного к товарно-денежным механизмам регулирования предпринимательской деятельности. Создана Постоянная комиссия по реализации «Направлений политики», деятельность которой рассчитана на пять лет.

Сразу же после появления проекта этого документа достаточно оперативно началось внедрение в практику его положений. Коренному пересмотру подверглись многие законодательные и нормативные акты, в частности, в 2010 г. был принят новый налоговый кодекс. Особое внимание было обращено на создание институциональных основ для деятельности частнопредпринимательского сектора. Декреты-законы, принятые осенью 2010 г., касались общих принципов налогообложения, создания специальной системы социального страхования для лиц, работающих на себя, системы штрафных санкций, возможности аренды дополнительных помещений и т.д. Впервые с 1968 г. в 83 профессиях, разрешенных для частного предпринимательства, можно использовать наемную рабочую силу, а не только труд членов семьи. Отменен или ослаблен ряд прежних ограничений (например, на число посадочных мест в ресторанах или парикмахерских). Однако уровень налоговых отчислений остался высоким: при годовом доходе свыше 5 тыс. песо ставка подоходного налога установлена в 25 %, свыше 50 тыс. песо – в 50 %. Помимо этого «частники» обязаны выплатить 10-процентный налог на продажи и производить 25-процентные отчисления в систему социального страхования (у госпредприятий – 14 %). Затрудняет частное предпринимательство нехватка сырья, материалов и комплектующих, часть из которых приходится закупать на конвертируемое песо, тогда как сбыт осуществляется на «внутренние» песо. В то же время расширены льготы для возмещения расходов на сырье, транспорт и т.д., которые теперь могут составлять до 40 % налогооблагаемой базы вместо 10 % по прежним нормативам.

Несмотря на трудности, развитие частнопредпринимательской деятельности стало наиболее динамичным направлением преобразований. Предоставленное Совмином в марте 2011 г. разрешение «частникам» на поставку продукции и предоставление услуг не только населению, но и государственным предприятиям, призвано активизировать процесс создания рабочих мест в частном секторе. Еще одним направлением реформ стал постепенный, но неуклонный отказ от нормированного распределения, о необходимости чего говорилось свыше 15 лет (см. раздел 2).

В структуре народного хозяйства страны в последние двадцать лет происходят важные изменения, связанные с увеличением доли сектора услуг (см. Приложение, табл. 3). Рост значения третичного сектора отвечает общемировым тенденциям развития, но в условиях Кубы он обусловлен также стагнацией и даже деградацией многих традиционных отраслей производства. Хроническая нехватка финансовых и материальных ресурсов затрудняет проведение эффективной структурной политики. Распределение средств зачастую осуществляется не в соответствии с долгосрочной программой развития, а исходя из необходимости решения наиболее острых текущих проблем. В силу этого наблюдается частое и резкое перераспределение потоков инвестиций между отдельными отраслями (см. Приложение, табл. 2).

С наибольшими трудностями сталкивается развитие сельского хозяйства. Производство основных продуктов питания хронически уменьшается. За 2000-2010 гг. производство молоко сократилось в 1,1 раза, корнеплодов и кукурузы – в 1,2 раза, овощей и риса – в 1,7 раза, фасоли – в 2,4 цитрусовых в 3,1, прочих фруктов – почти в 2 раза, забой крупного рогатого скота – почти в 1,3, овец и коз – 1,4, птицы – в 5,6 раза. Еще хуже обстоит дело с выращиванием культур, не так давно поставлявшихся на экспорт: если в 1960-х годах годовой уровень сбора кофе достигал 60 тыс. т., то в 2010 г. было собрано только 6,7 тыс. т., что составило 72 % плана. Производство какао в последние годы не превышает 1,6 тыс. тонн. За минувшее десятилетие удалось нарастить лишь производство свинины (в 2,7 раза) и яиц (1,1 раза).

Главная причина падения сельскохозяйственного производства заключается в резком ухудшении материально-технической базы. Из-за износа тракторного парка возобновилось использование при вспашке, особенно в частных хозяйствах, тягловой силы: численность быков превысила ¼ млн. голов.

По сравнению с 80-ми годами в 2,5 раза сократилось потребление удобрений, в два раза – площадь орошаемых земель. Растет себестоимость производства (затраты на производство 1 т. риса на Кубе в 7 раз выше, чем во Вьетнаме.

Из сельскохозяйственного оборота ежегодно выводится свыше 300 тыс. гектаров. Доля заброшенных земель в угодьях возросла с 8,3 % в 2000 г. до 15,6 % на начало 2010 года. На вовлечение пустующих земель в оборот направлена выполняемая с осени 2008 г. программа их передачи в аренду, что стало самой радикальной реформой в аграрной сфере с 1963 года. По декрету-закону № 253 такие земли могут передаваться в аренду физическим лицам на 10, а юридическим (кооперативам и государственным предприятиям, действующим в разных сферах экономики) – на 25 лет с возможностью продления на такой же срок. Площадь передаваемых участков для физических лиц ограничена 13,42 га для крестьян, желающих увеличить свои наделы – 40,26 гектара. С сентября 2008 г. по середину 2011 г. было удовлетворено 146 тыс. соответствующих заявок. В аренду передано свыше 1,2 млн. га, из которых 77,1 % на различных стадиях подготовки к производству или уже давали продукцию. Реформа далека от завершения: почти 600 тыс. га сельскохозяйственных угодий оставались в середине 2011 г. в заброшенном состоянии.

Принимаются и другие меры, направленные на то, чтобы улучшить снабжение населения продовольствием. В 2010 г., с началом выполнения программы пригородного земледелия, осуществляемой муниципальными властями, децентрализация распространилась на производство продуктов питания[A7]. В том же году произошло повышение закупочных цен, которые призваны покрывать все прямые и сопряженные затраты и побуждать производителей продавать продукты государственным заготовителям, а не перекупщикам.

В последние годы увеличивается традиционно остававшаяся достаточно высокой доля частных крестьянских хозяйств в производстве основных продуктов растениеводства (см. Приложение, табл. 4). Аналогичная картина наблюдается и в животноводстве. Исключение составляют свиноводство и птицеводство, где широкое распространение получили индустриальные методы производства, внедренные при активном государственном участии). В 2010 г. специализированные государственные предприятия обеспечили 77,2 % забоя свиней, 94,7 – птицы, 98,3 – производство яиц.

О приоритете аграрного сектора в экономической политике можно судить уже по тому обстоятельству, что с него начинается «отраслевой» раздел «Направлений политики», где мерам по совершенствованию отрасли отведено 37 пунктов. Для восстановления сельскохозяйственного производства предусматриваются ограничение государственного вмешательства, дальнейшая децентрализация, предоставление производителям большей самостоятельности в вопросах финансирования, обеспечения материалами, сбыта продукции, расширение использования товарно-денежных механизмов и т.п.

Не преодолен начавшийся в конце 80-х годов резкий спад в рыболовстве. За 2000-2010 гг. улов сократился на 39 % (падение в 3,3 раза по сравнению с уровнем 1989 г.), чего не смог компенсировать прирост производства на 7 % в искусственных водоемах. Ныне аквакультура обеспечивает свыше 50 % улова.

Серьезные проблемы испытывает обрабатывающая промышленность. Хотя объем производства за 2005 – 2010 гг. увеличился на 11,8 %, в 2010 г. он составлял всего 45 % от уровня 1989 года. Не удалось достичь стабильной динамики роста: из 97 видов важнейших промышленных изделий после 2005 г. неуклонно увеличивался выпуск только трех: прохладительных напитков, зубной пасты и эмульсионных красок. Доля отрасли в структуре (см. Приложение, табл. 3) намного ниже, чем в сопоставимых с ней по численности в других странах Латинской Америки[A8]. Мало меняется структура промышленного производства. В ней по-прежнему преобладает продукция пищевкусовой отрасли (включая напитки и табачные изделия), на которую в 2010 г. приходилось 55 % всей стоимости. Важнейшим достижением структурной перестройки стало превращение в наиболее динамичную отрасль фармацевтической и биотехнической промышленности (прирост в 22,1 % за 2010 г.), доля которой в совокупной стоимости производства возросла в 2010 г. до 9,8 %.

Главные трудности промышленности связаны с моральным и физическим износом оборудования и хронической нехваткой материалов комплектующих изделий, прежде всего импортных. Уровень загрузки мощностей многих предприятий крайне низок[A9].

Наиболее сложное положение складывается в сахарной промышленности, переживающей спад с конца 80-х годов. С 2005 г. годовое производство сахара ни разу не достигало 1,5 млн. т[A10]., а в уборочную кампанию 2009/2010 гг. было произведено лишь 1,1 млн. т. – худший результат с 1901 года. В кампании 2010/2011 гг. участвовало только 39 заводов. Для выполнения экспортных обязательств Куба вынуждена в последние годы покупать сахар в Бразилии и Колумбии. На 2015 г. поставлена задача производства

2,5 млн. т. сахара, из них 700 тыс. – для внутреннего рынка. В 2011 г. вместо ликвидированного министерства сахарной промышленности для руководства отраслью создано Объединение производителей сахара – (Grupo Empresarial de la Agroindustria Azucarera). В 2002-2004 гг. количество сахарных заводов сократилось с 156 до 61, из которых задействованы в производстве 56.

В последнее пятилетие застой переживает обогащение никеле-кобальтовых руд. В стране действует 3 завода по их первичной обработке: один принадлежит СП с участием канадской компании «Шеррит Интернешнл Инк.» (Sherritt International Inc.), два государственному предприятию «Кубаникель» (Cubaniquel). Максимального уровня в 76,5 тыс. т. (по содержанию металла) производство достигло в 2001 г. Кубинская статистика перестала публиковать данные о производстве никеле-кобальтовых концентратов, иностранные эксперты оценивают его в 70 тыс. тонн. В 2010 г. план был выполнен на 91 %, хотя объем производства в 37,7 тыс. т. на кубинском подразделении «Шеррит» оказался рекордным за все время деятельности компании на острове.

В «Направлениях развития» в качестве главных задач промышленной политики ставятся: ориентация на экспорт, сокращение доли экспортных компонентов производства, насыщение внутреннего рынка, внедрение в производство новых типов машин и оборудования, создание комплексных организационных структур, занимающихся вопросами финансирования, исследований, производства, инжиниринга и технического обслуживания товаров и услуг и т.д. Приоритетными отраслями названы (в порядке убывания) фармацевтика и биотехнология, производство телекоммуникационного оборудования, никеля, электроника, производство минеральных удобрений, шин, упаковочных и строительных материалов, черная металлургия, машиностроение, легкая и местная промышленность.

Более благоприятные долгосрочные тенденции наблюдаются в нефтедобывающей промышленности. Извлечение энергоносителей в промышленных масштабах началось в 1990 г. и максимального показателя добыча нефти достигла в 2003 г. (3979,8 тыс. т.), газа – в 2007 г. (1217,9 млн.

куб. м.). За счет внутренних источников страна стала обеспечивать свыше 45 % потребности в энергоносителях. Дальнейшее развитие отрасли связано с перспективами начала добычи на прилегающей к Острову акватории Мексиканского залива площадью в 112 тыс. кв. км. Кубинские специалисты оценивают возможные запасы в 20 млрд. баррелей[A11]. С 1999 г. государственной компанией CUPET заключены контракты с зарубежными фирмами на проведение буровых работ на 22 из 59 принадлежавших Кубе блоках[A12]. Началу промышленного освоения глубоководных месторождений мешает экономическая блокада США, поскольку по Закону Хелмса-Бертона запрещена передача Кубе оборудования, при производстве которого применяется американская технология. Поэтому ход работ зависит от эксплуатации на Кубе китайской буровой платформы, использовать которую по очереди будут иностранные компании[A13].

Остается сложной ситуация в сфере электроэнергетике. Благодаря наращиванию генерирующих мощностей в ходе объявленной в 2005 г. «Энергетической революции» в течение 5 лет удавалось стабильно увеличивать производство электроэнергии. Однако в 2010 г. обозначился новый, хотя и небольшой спад в 1,9 %. Из-за изношенности трансмиссионных и распределительных сетей потери регулярно превышают 15% от всей выработки.

Резко ухудшилось положение дел в капитальном строительстве. Число введенных в строй хозяйственных и социальных объектов сократилось за 2004-2010 гг. с 692 до 116. Одна из важнейших причин долгостроя – безответственное отношение к инвестиционному процессу: отсутствие технико-экономических обоснований, неисполнение контрактов и внесение в них произвольных изменений, преждевременное утверждение проектов, для которых даже не определены источники финансирования и подрядчики. При реализации инвестиционных проектов в 35 % случаев, нарушался, как минимум, один из пунктов резолюции министерства экономики и планирования о порядке работ. В 2010 г. правительство запретило начало строительства объектов, в отношении которых не соблюдалось предписанные нормативными актами положения о наличии источников финансирования и подрядных организаций и ТЭО. В целях повышения результативности капитального строительства в «Направлениях политики» ставится задача его децентрализации и передачи функций утверждения проектов от органов центральной администрации провинциальным властям и предприятиям и организациям, в интересах которых осуществляется проект. Предусматривается также возможность привлечения для реализации стратегических проектов иностранных строительных фирм. В качестве нововведения рекомендуется возможность осуществления проектно-строительных работ на конкурсной основе.

Проблемы, возникающие в этой сфере, не могут не отражаться на ходе жилищного строительства. Число вводимых в эксплуатацию жилых зданий в последнее пятилетие неуклонно сокращалось: со 111,4 тыс. в 2006 г. до 33,9 тыс. в 2010 г., при этом планы хронически не выполнялись. В 2010 г. резко возрос удельный вес самих застройщиков в осуществлении работ. Самостоятельно застройщиками возводилось 51,4 тыс. жилищ, а государственными организациями – 20,4 тыс. В «Направлениях политики» поддержан курс на значительное увеличение масштабов жилищного строительства самим населением.

Сложная ситуация складывается в сфере транспорта. С середины 2000-х годов были осуществлены крупные инвестиции в приобретение за рубежом новых транспортных средств: локомотивов, вагонов, автобусов. Это позволило значительно улучшить железнодорожное и автобусное сообщение: перевозки пассажиров на внутригородских маршрутах увеличилась за 2005-2010 гг. в 1,7 раза, на междугородных – в 1,3 раза. Однако необходима коренная модернизация транспортной инфраструктуры. Шоссейные дороги нуждаются в обновлении полотна, разметки, средств сигнализации и связи. Начата реконструкция главной железнодорожной магистрали[A14].

Неудовлетворительным остается уровень развития банковской системы. Несмотря на реформу

1997 г., она способна обеспечить не более 5 % необходимых экономике финансовых ресурсов. Нехватка банковской ликвидности особенно наглядно проявилась в годы кризиса, когда почти на 2 года были заморожены счета иностранных компаний в СП с кубинским участием на сумму 1 млрд. долларов. Ставки регулируются центральным банком, их уровень пересматривается значительно реже, чем это требуется быстро меняющейся экономической конъюнктуры. Сохраняются ограничения на деятельность зарубежных кредитных институтов, которые могут присутствовать на рынке только в виде представительств[A15].

В «Направлениях политики» ставится задача сделать систему ставок более гибкой и распространить финансирование на негосударственных производителей: кооперативы, крестьян, лиц, занятых частнопредпринимательской деятельностью.

Серьезные диспропорции в экономике и социальной сфере вызывает наличие двух параллельных валютных курсов, о необходимости ликвидации чего говорится более 10 лет. Однако, учитывая сложность проблемы, «Направления политики» не ставят на обозримую перспективу задачи валютной унификации.

Куба вошла в достаточно длительный этап весьма серьезной экономической трансформации экономической модели. Курс на постепенный ход реформ представляется оправданным, учитывая то, что для более радикальных перемен в стране отсутствуют объективные (наличие развитой рыночной инфраструктуры), так и субъективные (готовность руководства, в значительной части населения) предпосылки. Возможно, со временем Куба перейдет на модель социально-экономического развития, в какой-то мере схожую с теми, которые существуют в Китае, Вьетнаме и Лаосе. Официальная точка зрения заключается в том, что при всей важности изучения их опыта для Кубы он не подходит для Кубы в полной мере. В то же время, в кубинской печати все чаще появляются статьи, в которых Китай и Вьетнам приводятся как пример стран, не испугавшихся глобализации и извлекших выгоду из этого процесса. При этом подчеркивается, что шансы Кубы на повторение успехов ее азиатских политических союзников достаточно высоки в силу уровня развития человеческого потенциала. Следует учитывать, что на обозримую перспективу руководство Кубы ставит более ограниченные, чем в азиатских странах, задачи в применении рыночных инструментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: