Политическая партия и органы

Власти

Если главным субъектом в отношениях между партиями и гражданским обществом являются массовые партии, то ту же роль в отношениях между партиями и государством выполняют парламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии. Отсюда и действующий во многих странах принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, который, по сути дела, предопределяет всю систему взаимодействия партийных и государственных структур. В соответствии с этим принципом фракция и ее руководство непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретной ситуацией. Со своей стороны, партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы конкретная их реализация в виде законопроектов и иных государственных актов и решений оставалась целиком и полностью прерогативой самих парламентариев. Правовой основой такого рода разделения функций является принцип двойной ответственности депутата - перед избирателями и перед партией, причем ответственность перед избирателями считается приоритетной.

Партийные фракции воздействуют на все аспекты парламентской деятельности. От них зависят подготовка и утверждение повестки дня для заседаний палат, последовательность рассмотрения вопросов, самый ход дебатов по тем или иным законопроектам. На партийной основе, как правило, проходят выборы руководящих органов палат парламента и замещение вакансий в парламентских комиссиях. С деятельностью партийных фракций связаны и законодательные процедуры (внесение законопроектов, поправок к ним, голосование по ним), а также организационно-правовые формы воздействия на правительственную политику (назначение следственно-контрольных комиссий, устные и письменные запросы к министрам, внесение проектов резолюций порицания, отказ в доверии и т.д.).

Партийные фракции играют важную роль в процессе подготовки всех парламентских решений. Фракции разрабатывают общие основные направления, по поводу которых потом на пленарном заседании может быть достигнуто соглашение или компромисс. Не случайно партийные фракции иногда характеризуются как "квази государственные органы". Их доминирующая роль дает основание говорить даже о превращении парламента из органа "народного представительства" в орган представительства партий.

Будучи частью государства, парламентские фракции отнюдь не слиты с ним и не составляют неразрывное целое. Ибо, как и парламенты в целом, они периодически сменяемые образования. И в этом состоит их коренное отличие от собственно государственного аппарата, который, по крайней мере, формально является политически нейтральным и стоит в стороне от партийно-политической борьбы.

Законодательную инициативу осуществляет подотчетное парламенту правительство, а также фракции и отдельные депутаты. Ни одна "внешняя" по отношению к парламенту и правительству группа, включая и правящую партию как таковую, не имеют права законодательной инициативы, что, на наш взгляд, является одним из проявлений суверенитета парламента как единственного коллективного органа, представляющего политическую волю избирателя.

Естественно, что кабинет и правительство могут достаточно эффективно выполнять свои функции лишь при наличии более или менее прочного правительственного большинства в парламенте и соблюдении членами фракции или фракцией (если речь идет о коалиционном правительстве) внутренней дисциплины. Это обстоятельство побуждает парламентские партии принимать довольно жесткие правила поведения и предусматривать санкции за их нарушение. Наряду с официальными предупреждениями и другими мерами (вплоть до исключения из состава фракции) наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в список кандидатов на следующих выборах, а главное - лишиться возможности перебраться на передние скамьи парламента, то есть войти в теневой кабинет или в правительство.

Особая роль в парламентских фракциях принадлежит их лидерам, которые иногда одновременно являются и лидерами всей партии, олицетворяющими единство ее парламентских и непарламентских структур. Притом основное поле деятельности лидера партии - это парламент. Но если положение дел в партии требует серьезного "хирургического" вмешательства, то именно лидер берет на себя миссию "перестройки", как это, в частности, произошло в социалистической партии Франции сразу же после того, как ее возглавил Ф. Миттеран.

Взаимоотношения партии и государственной власти могут быть очень разными.

Первый вариант - партия выступает противником данного государства и его власти, в сущности, находится в конфликте с существующим обществом. Такими были большевики до Октября 1917 года, антишахские партии в Иране в конце 70-х годов, партия моджахедов в 80-х годах в Афганистане.

Второй вариант - партия выступает как оппозиция данному правительству, другой партии, в той или иной мере распоряжающейся властью, не сотрудничает с нею. Таких партий немало. Примером могут служить Нахдатул Улама в Индонезии, партия "Бланко" в Уругвае, партия непримиримых в Аргентине и многие другие.

Третий вариант - партия, оставаясь оппозицией, в отдельных вопросах сотрудничает с правящей, участвует в управлении и решении некоторых политических проблем благодаря своим позициям в местном самоуправлении, парламенте, влиянию своей политической силы. Таково положение оппозиционных партий во многих западноевропейских странах, США, Канаде, Австралии, Индии.

Четвертый вариант - партия совместно с некоторыми другими в коалиции располагает частью власти, как законодательной, так и исполнительной. Примером могут быть партии правящих коалиций в Германии, Италии, Израиле и многих других государств.

Пятый вариант - партия располагает большей частью власти, имея большинство в парламенте и "свое" правительство, но не может игнорировать оппозицию, считается с нею и даже сотрудничает в решении отдельных проблем.

Шестой вариант - оппозиция ликвидирована, и партия располагает всей возможной властью. В этом случае особенно острым становится вопрос о соотношении интересов страны и целей партии, которые вряд ли могут полностью совпадать, т.к. партия выражает устремления только части населения. При этом усиливается тенденция к слиянию партии с государством и превращения ее в стержень государственных структур. А сама партия, в сущности, перестает быть партией в прямом смысле этого слова.

Конечно, политическое развитие настолько многообразно, что в нем обнаруживаются и другие варианты отношений между партией и властью. Например, в первом полугодии 1992 года в России сложилась своеобразная ситуация: ни одна из партий не располагала достаточным влиянием, чтобы реализовать свой вариант решения политических проблем, но различные группировки сообща имели достаточно сил, чтобы блокировать любой другой вариант, а правительство, не находя эффективной поддержки в парламенте, пыталось осуществить свой, который критиковали все партии и ни одна не поддержала без оговорок.

Использование государственной власти всегда является серьезным испытанием для партии, не только ее способностей, но и самих ее идей, концепций, вариантов решения политических проблем, целей, средств. Достаточно вспомнить трагическую судьбу партий Народного единства, находившихся у власти в Чили в 1970-1973 годах, а также правительства сандинистов в Никарагуа, не справившихся со сложными проблемами своих стран. Не смогла найти пути преодоления глубокого кризиса в нашей стране и КПСС.

Вполне понятно, что от партий, особенно оказавшихся у власти, во многом зависит решение общественных проблем, а, следовательно, сохранение или изменение условий коммерческой деятельности. Это делает очевидной заинтересованность коммерсантов в том, как партии рассматривают и решают соответствующие проблемы. Особый интерес представляет выяснение и использование возможностей влияния на разработку и реализацию существенных для коммерции аспектов политики партии, прежде всего - обладающих влиянием или находящихся у власти.

Конечно, политическое развитие настолько многообразно, что в нем обнаруживаются и другие варианты отношений между партией и властью. Например, в первом полугодии 1992 года в России сложилась своеобразная ситуация: ни одна из партий не располагала достаточным влиянием, чтобы реализовать свой вариант решения политических проблем, но различные группировки сообща имели достаточно сил, чтобы блокировать любой другой вариант, а правительство, не находя эффективной поддержки в парламенте, пыталось осуществить свой, который критиковали все партии и ни одна не поддержала без оговорок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: