Финансирование политических партий

К числу ключевых проблем, от которых во многом зависит нормальное функционирование политических партий и в качестве элемента представительной демократии, и в роли одной из ведущих структур гражданского общества, относится проблема их финансирования. Эта проблема всегда считается деликатной и никогда широко не освещалась.

Закрытость основного содержания проблем связана с напряженной конкуренцией между партиями. Кроме того, не всегда желают афишировать себя спонсоры партий, особенно зарубежные. Некоторые партии имеют нелегальные источники средств.

Наиболее значительными почти для всех партий представляются пять типичных источников финансирования политических партий. Прежде всего, членские взносы. Они имеют важное значение для массовых партий. Но партии либерального типа не всегда устанавливают регулярные взносы, полагаясь на щедрость некоторых своих состоятельных членов.

Другим источником, особенно для консервативных и либеральных партий, служат, прежде всего, пожертвования бизнеса, особенно крупных корпораций, которые так или иначе заинтересованы в их деятельности. Это, конечно, дает им возможность оказывать некоторое влияние на их политику.

Для социал-демократов и отчасти коммунистов источником основного либо дополнительного финансирования являются средства, выделяемые профсоюзами. Особенно велик их взнос в тех случаях, когда они входят в качестве коллективных членов в состав соответствующих партий, как это имеет место, например, у британских лейбористов и шведских социал-демократов. Такого рода порядок или традиция создают, однако, немало проблем.

Связь с бизнесом, особенно когда денежные средства поступают не через централизованную систему дотаций, но, как это имеет место в США и Японии, непосредственно политическим деятелям и парламентским кандидатам, приводит к чрезмерной зависимости партийного руководства, усиливает тенденции к коррупции в среде политиков и, как следствие, вызывает растущее недовольство общественности.

Партии, как правило, имеют собственные предприятия, чаще всего издательства, типографии. Доходы от этих предприятий партии расходуют на свои цели. Кроме того, во многих странах имеются законы, в соответствии с которыми партии получают широкую поддержку и со стороны государства, причем, разумеется, не уравнительную, а в зависимости от числа завоеванных мандатов или голосов. Первыми на эту систему перешли ФРГ и Италия, сходные шаги предпринимаются и в некоторые других странах. Статьи закона 1988 года Франции предусматривают предоставление кредитов партиям и политическим группировкам пропорциональном по их представительству в парламенте.

Финансирование также предоставлялось парламентариям в индивидуальном порядке, если они являлись представителями объявленных группировок.

Законодательство о финансировании деятельности политических партий требует ежегодной, весьма подробной отчетности о получаемых партиями доходах и о расходовании ими денежных средств, причем не только тех, которые они имеют от государства, но и всех других, которыми партии располагают. Хотя государственное финансирование не лишает партию права" подкармливаться" и за счет других источников, включая и пожертвования, оно заметно снижает возможности использования партий и их представителей в парламентах и правительствах в корыстных целях или в целях могущественных групп давления, усиливает их зависимость от электората и членской массы.

Многие партии получают некоторую поддержку от солидарных с ними зарубежных организаций, иногда даже правительств. Это имеет место и тогда, когда законы запрещают партиям получать иностранные средства, т.к. это открывает возможность воздействия зарубежных организаций на позиции получающей такую помощь партии, а через нее на решение внутренних проблем страны.. Как теперь стало известно, КПСС десятилетиями оказывала существенную финансовую поддержку почти всем зарубежным коммунистическим партиям.

Удельный вес, соотношение этих источников финансирования у каждой партии различны. Но, как правило, доходы партий не покрывают их расходов, особенно на избирательные кампании и рекрутирование. Только постоянное изыскание новых средств, новых источников позволяет им поддерживать необходимую активность.

В настоящее время в законопроекте о политических партиях Российской Федерации поступление денежных средств партий предполагается из следующих источников: вступительные и членские взносы, добровольные пожертвования, поступления от лекций и выставок, доходы от издательской, просветительско-пропагандистской деятельности, иные поступления, не запрещенные законом. Это соответствует аналогичным законодательным актам, принятым в Дании и Швеции в 1961, во Франции - в 1968 и1990 годах.

Законопроект запрещает партиям принимать пожертвования благотворительных и религиозных организаций, государственных организаций и предприятий, иностранных граждан, организаций и предприятий, анонимных пожертвователей. Аналогичные положения приняты в Испании, Италии, Португалии, Франции и других странах. Предприятия и организации партий, осуществляющие хозяйственную деятельность, облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. Предлагается ограничивать суммы пожертвований от­дельных граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: