В России

В обстановке подъема рабочего движения в 80-90-х годах наряду с заграничной группой «Освобождение труда», марксист­ские группы и кружки стали появляться внутри России - в Петербурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде и др. городах.

В начале 80-х годов существовало несколько рабочих марк­систских кружков в Ростове-на-Дону. Здесь был центральный рабочий кружок, объединявший передовых рабочих Главных мастерских Ростово-Владикавказской железной дороги. Этим кружком руководили рабочие Андрей Карпенко и Виталий Кудряшов. Они изучали важнейшие работы основоположников мар­ксизма, читали и разъясняли их рабочим Таганрога, Новорос­сийска, Ставрополя. Кружок выпустил в 1883 году литографи­рованный нелегальный журнал «Рабочий». Авторами статей были сами участники кружка, писавшие о тяжелом положении рабо­чих, о неизбежной грядущей победе пролетариата.

Летом 1882 года в Москве возникло «Общество переводчиков и издателей». В него вошла группа революционной молодежи, сочувствующей марксизму или уже переходившей на позиции марксизма. Среди участников «Общества» были студенты Московского университета, членами его являлись также и рабочие московских промышленных предприятий. Под влиянием «Обще­ства» возникла сеть нелегальных кружков - «Самообразование», «Женский», «Военный». Был создан общестуденческий союз, имевший филиалы в Московском университете. «Общество» из­дало в своей литографии труды К. Маркса и Ф. Энгельса «Мани­фест коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Гражданская война во Франции», «Положение рабочего класса в Англии». Популяризации марксизма способствовал специально созданный журнал «Социалистические знания».

Зимой 1883-1884 гг. в Петербурге появилась марксистс­кая группа, назвавшая себя «Партией русских социал-демок­ратов». Основателем ее был Дмитрий Николаевич Благоев (1856-1924. Первое собрание группы состоялось в начале зимы 1883 года, присутствовало 10 человек. Развернули работу среди рабочих и студентов. В своих публикациях Благоев подчер­кивал, что деятельность группы принципиально отличалась от того, что делалось в 70-х годах как по названию, так и до содержанию. Группа действовала в то же время, что и груши Г.В. Плеханова (образована в 1883 в Женеве) «Освобождение труда». Пропаганда и агитация проводились с размахом, про­пагандисты посещали людей на дому. Для учреждения своего печатного органа потребовалось создать тайную типографию; в 1885 году группа издала два номера газеты «Рабочий».

Ближайшими целями деятельности намечались: передача земли, фабрик, заводов, средств производства в руки рабочих коллективов, свобода печати, слова, совести, бесплатное образование, замена существующих судов избранными судебными заседателями, соединение земледельческого труда с промышленным и т. д. Достижение поставленных целей предполагалось через широкое избирательное право для лиц обоего пола, общинное самоуправление, полную свободу в преподавании наук и искусств и распространение знаний.

Получив брошюру Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», группа Благоева узнает о существовании в Женеве группы «Освобождение труда» и устанавливает с нею контакт. Деятельность кружка расширяется, возникают новые группы. В то же время полиция усиливает контроль над кружковцами. Сам Благоев был вскоре арестован и выслан в Болгарию, однако группа продолжала действовать.

Осенью 1885 года в Петербурге возникла новая социал-демократическая организация. Ее создатель — Павел Варфоломеевич Точисский (1865-1918), сын дворянина, полковника царской армии. С марксизмом познакомился по изданиям группы «Освобожде­ние труда». Созданное «Общество содействия поднятию мате­риального, интеллектуального и морального уровня в России» было в 1886 году переименовано в «Товарищество санкт-пе­тербургских мастеровых». Кружковцы считали, что социалис­тическое преобразование общества возможно лишь в результа­те глубинного движения народных масс. «Товарищество» име­ло нелегальную типографию, библиотеку, склад литературы, кассу для помощи рабочим, пострадавшим за политические убеждения. В группе Точисского идейно выросли выдающиеся рабочие революционеры. В 1888 году организацию раскрыла полиция; сам Точисский был выслан из Петербурга.

Обезглавленные арестами руководителей многочисленные раздробленные кружки испытывали серьезные трудности, пока не были вновь объединены под руководством М.И.Бруснева (1864-1937). Он участвовал в революционном движении с 1881 года, был хорошо знаком с работами русских марксистов. Бу­дучи студентом Петербургского технологического института, он в 1888 году устанавливает связи с рабочими кружками; ему удалось почти из 20 кружков создать социал-демократическую организацию, вошедшую в историю как группа Бруснева. Чле­ны группы хорошо поставили дело снабжения кружков неле­гальной литературой, сами вели общеобразовательные и поли­тические занятия с рабочими по специальным программам. В 1891 году группа впервые провела празднование 1 Мая.

С 1887 года стали возникать кружки в Поволжье. Организа­тором их явился Н.Е.Федосеев (1871-1898) - один из видней­ших первых марксистов в России, профессиональный револю­ционер. В 16-летнем возрасте познакомился с марксизмом. Со­здал революционный кружок и принял участие в студенческом движении, за что и был исключен из гимназии. Установил связь с группой «Освобождение труда». Федосеев разработал собствен­ный проект программы социал-демократической организации в России; в нем предусматривалась революционная пропаганда среди молодежи. Для рабочих кружков издавались на гектогра­фе произведения Маркса и Энгельса, печатались листовки, прокламации. Федосеев создал подпольную типографию, но не ус­пел развернуть ее работу - он был арестован, а типография разгромлена. Два с половиной года Н.Е.Федосеев просидел в Петербургской тюрьме «Кресты», а после выхода на свободу возобновил революционную деятельность. Ведя пропаганду мар­ксизма в среде революционной молодежи, он критикует устарев­шие, ставшие реакционными, взгляды народников. За социали­стическую пропаганду Федосеев вновь арестовывается и после 13-месячного тюремного заключения высылается на 3 года. Од­нако посеянные им и его соратниками семена не пропали втуне.

В 1889 году в Москве был создан марксистский кружок, который возглавил Виктор Константинович Курнатовский { (1868-1912). Он родился в семье врача. После окончания гимназии поступил в Петербургский университет и сразу же вклю­чился в революционную работу, вел пропаганду в рабочих кружках, за что и был исключен. Поступает в Московский университет, где организует марксистский кружок; вскоре его арестовывают и исключают из университета.

В 1891-1893 гг. в Москве возникают марксистские кружки на таких предприятиях, как завод Гужона, мастерские Курской и Казанской железных дорог; в 1893 году их насчитывалось уже около 20. Марксистские группы и кружки существовали также в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринославе и других городах Украины.

Целая плеяда ведущих представителей русской общественно-политической мысли испытала в молодости сильнейшее увлечение марксизмом и активно работала в рядах социал-демократии. Для Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.С. Изгоева,П,Б Струве, М.И. Туган-Барановского, С.Л. Франка 90-е годы ХIХ в. были периодом становления и формирования политически пристрастий и идеологических воззрений, периодом критическго переосмысления марксистской философии, политэкономии социально-политической доктрины. В своих воспоминаниях Н А. Бердяев писал: «В конце 90-х годов образовалось марксист кое течение, которое стояло на гораздо более высоком культурном уровне, чем другие течения революционной интеллигенции. Это был тип, мало похожий на тот, из которого впоследствии вышел большевизм. Я стал критическим марксистом, и это дало мне возможность остаться идеалистом в философии».

Это критическое направление в русском марксизме, как известно, получило в 90-е годы XIX в. название легального марксизма. «Критический легальный» марксизм возник в России на основе того, что в марксизм пришла наиболее свободная, ориентированная на «широкие мировые перспектива», открытая для новых идей и ценностей молодежь. Марксизм стал «несомненно, процессом европеизации русской интелли­генции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор». Марксизм привлек этих людей критикой социальных пороков, проповедью об осво­бождении человека от эксплуатации другим человеком.

Число сторонников марксизма росло и среди интеллигенции, и среди рабочих. В 1895 году разрозненные социал-демократи­ческие кружки Петербурга были объединены В.И.Лениным (1870-1924) в «Петербургский Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1898 году в Минске состоялся I съезд социал-демокра­тических организаций России, заявивший о создании поли­тической партии рабочего класса, хотя устав и программа не были приняты.

Помещичье-монархические партии

в России

На период появления в 1906 году в политической системе России элементов парламента (Государственная Дума и преобразо­ванный Государственный совет) в России было около 50 крупных партий. Традиционно историки группируют их на: правительствен­ные (помещичье-монархические и буржуазно-консервативные), ли­берально-оппозиционные (буржуазно-либеральные) и революцион­но-демократические (мелкобуржуазные и пролетарские).

За группой правительственных партий закрепилось назва­ние «черносотенных». Черной сотней на Руси называли тяг­лое посадское население. Монархисты ловко обыграли эту историческую параллель. В «Руководстве монархиста-черно­сотенца» говорилось: «Враги самодержавия назвали «черной сотней» простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержав­ного царя. Почетное ли это название «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и Русских изменников».

Среди нескольких десятков черносотенных организаций выделялись несколько крупных и влиятельных.

«Русское собрание». Среди членов партии были знатные дворяне, крупные чи­новники, военные, известные художники, писатели, музыкан­ты, врачи, инженеры, 2 крестьянина (оба занимались торгов­лей), о занятиях 14,4% членов сведений нет; 703 черносо­тенца состояли на действительной государственной службе. Партия издавала журнал «Известия Русского Собрания», га­зету «Вестник Русского собрания», журнал «Мирный труд» (Харьков), антисемитскую газету «Русская речь» (Одесса). Избирательная программа содержала следующие положения:

- царское самодержавие должно основываться на едине­нии царя с народом;; - православная церковь должна сохранить в России гос­подствующее положение; - русский язык является государственным;

- племенные вопросы разрешаются сообразно готовности отдельной народности служить России; - еврейский вопрос должен быть разрешен законами и мерами особо от других племенных вопросов в связи со сти­хийной враждебностью еврейства христианству; - хозяйственная политика исходит из видения России как крестьянской и земледельческой страны;

- финансовая и экономическая политика должна быть направлена к освобождению России от зависимости от иност­ранных бирж и рынков; - просвещение основывается на укреплении Русской школы;

В 1906 году «Русское собрание» поддержало внутреннюю политику А. Столыпина, а в апреле 1907 года объедини­лось с «Союзом русского народа».

«Союз русских людей» возник из кружка «Московских дворян» в марте 1905 года. Руководителями СРЛ были крупные дворяне — землевладельцы и консервативная интеллиген­ция: среди 48 членов-учредителей 31 человек был из дворян­ского сословия, 4 — из духовенства, 2 — почетных граждани­на, 4 - купца, 2 — крестьянина.

Партийная программа содержала следующие положения:

- созыв сословного Земского собора в противовес Государ­ственной Думе по причине того, что «политические партии всегда преследуют лишь свои личные, эгоистические цели. Власть в таком парламенте всегда принадлежит тем, у кого меньше совести, больше денег и наглости:

- уравнять евреев в правах с иностранными подданными, т. е. лишить российского гражданства, закрыть евреям доступ на государственную службу и правительственные учебные заве­дения, изгнать евреев из армии и лишить избирательных прав, закрыть еврейские газеты, сохранить еврейскую черту оседлос­ти»

- ввести бумажные деньги вместо введенной С. Ю. Витте золотой валюты, которая способствует закабалению страны сильными западными государствами;

- ввести государственное планирование экономики.

14 октября 1905 года «Союз русских людей» через «Мос­ковские ведомости» обратился к народу с призывом образо­вывать при церковных приходах боевые дружины для борьбы с забастовками. Наибольшую активность в создании черных сотен в Москве проявил кн. А. Г. Щербатов, одной из первых жертв его боевиков стал большевик Н. Э. Бауман.

В мае 1907 года «Союз русских людей» объединился с «Союзом русского народа».

«Союз русского народа» — крупнейшая всероссийская чер­носотенная монархическая партия, принимавшая участие в политической жизни страны с ноября 1905 г. по февраль 1917 года. Центральный орган — газета «Русское знамя».

Создание СРН связано с именем доктора медицины, статского советника А.И. Дубровина. В число его единомышленников и активистов входили художник А.А. Майков, В.М. Пуришкевич, литературовед Б.Никольский, религиозный философ волынский архиепископ Антоний, саратовский епископ Гермоген и др. '

23 декабря 1905 года император Николай II принял депутацию «Союза русского народа» и закончил встречу словами: «Я рассчитываю на вас...». Это означало благосклонность императорского дома. Наряду с небольшими членскими взносами (50 коп. в год), СРН существовал за счет пожертвований частных лиц и субсидий министерства внутренних дел.

Социальный состав СРН представлен мелкой буржуазией купцами, мелкими предпринимателями, владельцами трак­тиров, лавочниками, домовладельцами, крестьянам. В раз­ное время рабочие составляли от 0,5 до 2% общего числа членов. Членами союза могли быть только природные русские, в Уставе особенно оговаривалось, что «евреи члены союза никогда допущены быть не могут, даже в том случае, если они примут христианство. Все выборные и наемные должности в СРН могли занимать лица православного вероисповедания, единоверцы и старообрядцы.

«Союз русского народа» и его филиалы издавали газеты и журналы «Русское знамя» и «Объединение», «Вестник русского народа», «Земщина», «Кремль», «Колокол», «Черный Сокол», «Народный голос», «Русское дело», «Московский листок», «Русский Вестник», «Московские Ведомости», «Русская речь», «За Царя и Родину» и многие другие.

Программа СРН базировалась на известных постулатах: «самодержавие, православие, народность».

Союз создавал вооруженные дружины, прозванные «черны­ми сотнями»: по неполным данным только в октябре-ноябре 1905 года монархические «боевики» убили 3,5-4 тыс. человек и ранили более 10 тыс. человек.

Февральская революция 1917 года привела к роспуску СРН. Весной 1917 года деятельность черносотенцев стала предме­том расследования специальной чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Но Октябрьская рево­люция прервала следствие. В период «красного террора» чле­нов Союза расстреливали по спискам без суда и следствия. большинство уцелевших черносотенцев участвовало в белом движении, а после его разгрома эмигрировало.

«Русский народный союз имени Михаила Архангела» (1908-1917). Имя Михаил, по замыслу основателей, должно было олицетворять и разящий небесный меч Архангела, и имя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича. Партия возникла в результате откола части черносотенцев от «Союза русского народа», таких как протоиерей И.И. Восторгов депутат В.М. Пуришкевич и др. В отличие от «Союза русского народа» в «Союзе Михаила Архангела» было меньше представителей низов, но многие представители духовенства. Средства приходили не столько от членских взносов, сколько от пожертвователей и и правительственных субсидий.

Печатаным органом был еженедельный журнал «Прямой путь», многие деятели печатались в газете «Колокол».

Программа в значительной части совпадала с программны­ми требованиями «Союза русского народа»: та же защита пра­вославной церкви, помещичьего землевладения, тот же вели­кодержавный шовинизм и антисемитизм, борьба с революцией и прогрессивной печатью; однако «Союз Михаила Архангела» признавал необходимость Государственной Думы, лишая изби­рательных прав лишь евреев, поляков и кавказцев.

После Ленского расстрела «Союз Михаила Архангела» при­знал рабочий класс политической силой и при поддержке пра­вительства создал ряд черносотенных профсоюзов на пред­приятиях. С 1908 по 1913 гг. Союз создал 22 академические корпорации, а В.М. Пуришкевич в феврале 1914 года стал председателем «Всероссийского Филаретовского общества» народного образования.

В годы Первой мировой войны Союз активно действовал в тылу русской армии, требовал твердой рукой подавить рево­люционное брожение и довести войну до победного конца; 17 декабря 1916 года В.М. Пуришкевич принял участие в убий­стве Г.Е. Распутина. С падением самодержавия деятельность «Союза Михаила Архангела» прекратилась, многие его чле­ны примкнули к кадетам.

24 апреля 1905 года «Московские ведомости» сообщили об образовании в Москве «Русской монархической партии. Социальный состав партии был разнородным: за счет дворян, помещиков и консервативной интеллигенции формировались руководящие органы на местах; рядовой состав партии состоял из городской мелкой буржуазии, монархически настроенных рабочих и кре­стьян. Доступ в партию евреям был запрещен.

Монархисты резко выступали против ограничения самодер­жавия представительными органами в лице Государственной Думы и Государственного совета; призвание православной церк­ви заключалось, по мнению монархистов, в укреплении само­державной власти. Социальная часть программы заключалась в формуле — «поднятие народного благосостояния» с помощью самодержавия. Монархисты обещали царю полное содействие при условии, если он решится на применение диктаторских мер.

В России функционировали свыше 60 местных организа­ций РМП. Кроме того, ее поддерживали организационно не входящие многочисленные «патриотические общества»: напри­мер, такие как «Окраинный русский союз» в Вильно и Минс­ке, народно-монархическая партия в Астрахани и Саратове.

На выборах в Первую Государственную Думу партия потерпе­ла сокрушительное поражение, поэтому при выборах во Вторую Думу выступала в блоке с «Союзом русского народа» и другими черносотенными организациями. 18 февраля 1907 года монархи­сты объединились с «Союзом русского народа», но в 1909 году вышли из него; во главе монархической партии встал протоиерей Й.И. Восторгов. В 1911 году партия была переименована в «Рус­ский монархический союз», продолжавший издавать «Московс­кие ведомости» (ред. Л.А. Тихомиров). После Февральской рево­люции партия прекратила свое существование.

С мая 1906 г. по февраль 1917 года в России действовала партия «Совет объединенного дворянства». Ее интересы вы­ражали газеты «Новое время» и «Московские ведомости. Основным политическим положением программы «Сове­та» было сохранение и упрочение монархии. Дворяне требо­вали дополнительных льгот и ссуд, чтобы суметь удержать в руках землю, требовали возместить убытки, причиненные кре­стьянскими выступлениями 1905-1907 гг. Помещики пугали возможным отделением Сибири от России. «Совет» выступал за оздоровление высшей и средней школы, «которая должна вести учение в национальном духе, воспитывая молодежь в вере, преданности престолу и Отечеству, в уважении к закон­ности, порядку и подчинении дисциплине».

«Совет объединенного дворянства» оказывал сильное идейное воздействие на «Союз русского народа». Кроме того он был бли­зок к придворным кругам, к высшей бюрократии. Наибольшим влиянием дворяне пользовались в период действия Второй Думы.

В годы Первой мировой войны позиции «Совета» ослабли. Часть его деятелей поддержала «Прогрессивный блок» в Чет­вертой Государственной Думе, а наиболее консервативные — придворную камарилью и Г.Е. Распутина.

После Февральской революции «Совет объединенного дво­рянства» прекратил свое существование.

Представляет также интерес деятельность «Всероссийско­го союза землевладельцев» (1906-1918) – помещичье- монархичёской организации. Инициаторами являлись саратовс­кие помещики. «Цель Союза — доминирование дворян в госу­дарственном и местном самоуправлении». Депутация съезда просила Николая II отправить в отставку «либеральное пра­вительство» С.Ю. Витте, требовала введения военно-полевых судов, сокращения сроков следствия по уголовным делам, увеличения численности сельской полиции, защиты помещичь­их имений военной силой, возмещения землевладельцам убыт­ков, причиненных крестьянскими беспорядками.

В 1909 году Союз распался, но в 1912 году была предпри­нята попытка его восстановления; лишь в ноябре 1916 года Союз был восстановлен под названием «Всероссийский союз земельных собственников». Цель Союза оставалась прежней - защита частной собственности на землю.

В июле 1917 года организации «Союза» имелись почти в 300 уездах и 400 губерниях страны; численность составляла свыше 50 тыс. человек. Вся деятельность сводилась к просьбам к Временному правительству прислать воинские команды для подавления крестьянских выступлений, защиты помещичьих имений, ликвидации крестьянских земельных комитетов.

После Октябрьской революции «Союз» ушел в подполье. В марте 1918 г. «Союз» входил в антисоветскую организацию «Правый центр». Члены его имели тесные связи с белым дви­жением и их организациями «Национальный центр» и «Так­тический центр». «Всероссийский союз земельных собствен­ников» распался с окончанием Гражданской войны в 1920 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: