Политические партии зарубежных

Стран

В Древней Греции задолго до Аристотеля (IV век до н. э.) существовали общества взаимной помощи, а во времена Пелопонесской войны - партии: народная и партия знати.

Всякое общество взаимной помощи имело свою кассу, пополнявшуюся из двух источников: из добровольных пожертвований и взносов, платимых его членами, Всякий, отказывавшийся от уплаты взноса, исключался из общества, если только он не мог сослаться на свою бедность или болезненное состояние. Члены общества или эраниты справляли вместе известные праздники и собирались для жертвоприношений и пиршеств. В случае нужды они поддерживали друг друга. Общества собирались для обсуждения своих дел и записывали принятые решения на колоннах, помещавшихся в святилище; это составляло их архив. Женщины также допускались на эти собрания.

Собрания были тайными; никто из посторонних не допускался на них. Там должен был царствовать строжайший порядок. Уставы запрещали всякое нарушение его и подвергали непослушных членов штрафами и телесными наказаниями. Во главе стояло известное число должностных лиц, назначавшихся чаще всего по жребию. Главнейшими из них были: глава общества, археонит, наблюдавший за финансовым управлением, секретарь, казначей, синдики, жертво-приносители, вестник и жрица, управлявшая женским отделением общины.

В годы Пелопонесской войны между партиями происходили постоянные раздоры. Народная партия призывала на помощь афинян, партия знати - лакедемонян. Действительным объектом борьбы между различными партиями являлось богатство и особенно земельное богатство.

Аристотель (IV в. до н. э.) писал о борьбе между тремя партиями (жителей морского побережья, жителей равнины и жителей гор) в Аттике в VI веке до новой эры и о борьбе между Партией знати и Партией народа в Афинах в более позднее время

В Древнем Риме термин "партия" употреблялся в различных значениях. Им обозначали и политиков вокруг вождя (так говорили о партиях Цезаря, Мария, Суллы и др.) и группу людей, управлявших государством, и сенат в противоположность народу.

В период кризиса Римской республики шла борьба между партией популяров, выражавшей интересы плебса (в основном сельского), и партией оптиматов, защищавшей права и привилегии нобилитета, представлявшего патрицианские и знатные плебейские семейства и располагавшего доступом к высшим государственным должностям.

Уже тогда слово "партия" использовали для обозначения политической организации. В этом значении Цицерон, Плавт, Саллюстий говорили о "партии" в отличие от "амичитиа" - благородного, хорошего союза друзей.

В средние века существовавшие политические группировки - "партии" чаще всего были временными обозначениями. Примером наиболее продолжительного конфликта (ХII - ХV вв.) явилась борьба между Священной Римской империей и папство. Ее выражали Партия Гиббелинов (за сильную императорскую власть) и Партия Гвельфов (сторонники светской власти римского папы). В конечном итоге, по мнению ряда ученых, эти "партии" представляли собой сугубо личную свиту.

В рабовладельческом, феодальном и в начальной стадии существования буржуазного общества своеобразие возникавших политических групп состояло в том, что классовые противоречия на этих стадиях развития затушевывались сословными, религиозными, семейно-родовыми отношениями. Хотя политические группировки, возникавшие в те времена, боролись за власть в государстве, выдвигая, наряду с экономическими. политические требования. их деятельность носила непродолжительный, временный характер, по своей структуре такие группировки были расплывчаты и недолговечны.

Прототипы современных политических партий возникали в период ранних буржуазных революций, когда буржуазия, стоявшая во главе этих революций, создала свои партии в качестве организаций для борьбы с феодализмом. В это время партии выступали прежде всего как религиозно-политические группировки (арминиане и гамаристы в первой в Европе буржуазной Республике Соединенных провинций в начале ХVII века, пресвитериане и индепенденты в английской буржуазной революции ХVII века).

Партии сформировались полностью на классово-политической основе лишь во времена Великой Французской революции (конституциалисты, жирондисты, якобинцы). В Соединенных Штатах Америки вскоре после провозглашения независимости в конце ХVIII - начале ХIХ века возникли первые в стране партии (федералисты антифедералисты). Однако и в этот период все еще были слабо оформленными политическими группировками. Выдвигая требования "свободы, равенства, братства", "правления народа" буржуазия пыталась привлечь на свою сторону хотя бы часть трудящихся масс, чтобы использовать их для завоевания политической власти.

Война США за независимость, Великая Французская революция и последовавшие за ней события в Европе сделали партии непременным компонентом общественной жизни. Они постепенно приобрели более четкие организационные очертания, связывая себя с тем или иным идейным и политическим направлением. Огромный вклад в развитие организационных форм партии внесло рабочее движение. Поворотным пунктом в этом процессе явилось опубликование в 1848 году «Манифеста Коммунистической партии», который провозгласил новую концепцию политической партии - классовую партию пролетариата. Именно рабочее движение создало классический тип партии с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, четким уставом и фиксированными размерами членских взносов. В той или иной мере эти черты в конкурентной борьбе были позаимствованы многими буржуазными и конфессиональными партиями Европы.

В этих условиях "парламентарные" буржуазные партии начинают претерпевать значительную трансформацию - меняется их организационная и функциональная структура, меняются методы и формы их политической деятельности. Фактор внутренней организации, наряду с классовым обликом, становится важным признаком партий.

Во второй половине ХIХ века возникли массовые партии рабочего класса, которые, однако, ввиду ограничения избирательного права, еще не могли действовать на уровне парламента. Уже в 70-х годах прошлого века наряду с революционными партиями появились различного рода реформистские течения, провозглашавшие своей целью концепцию "улучшения" буржуазного общества. Появление таких установок в рабочем движении было встречено резкой критикой со стороны последовательных марксистов, особенно Ленина, который разработал собственную концепцию партии "нового типа".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: