Система современной России

Каковы все же причины появления многопартийности в СССР. По мнению многих исследователей их можно сгруппировать в шесть основных блоков.

1. Обострение противоречий между большинством трудящихся, недовольных положением дел в стране, и общественно- политическими и хозяйственными институтами, многие из которых погрязли в бюрократизме, ведомственном эгоизме, безнравственности.

2. Трудности и противоречия перестройки, углубление кризиса экономики и власти, ухудшение материального положения значительной части трудящихся, рост преступности, обострение межнациональных отношений.

3. Падение авторитета социалистической идеологии.

4. Поляризация оценок современных реальностей, подходов к преодолению трудностей. Всё вместе взятое подготовило социально-политическую и идеологическую почву для плюрализма, появления различных партий и политических объединений, сложной системы взаимоотношений с институтами власти, КПСС и между собой.

5. Растущее разочарование широких слоев населения в официальных властвующих структурах, хотя и обновленных в значительной степени.

6. Особенности психологического момента: многие годы большинство трудящихся находилось на положении "винтиков", безропотных исполнителей. В результате сложился стереотип подчинения, одобрения всего того, что исходит от "начальства". Сюда следует отнести также политическую неопытность масс, которые только учатся жить в условиях демократии, их недостаточную информированность.

Названные причины свидетельствуют, что в стране сложилась обстановка, сформировались социально-экономические, политические и духовные предпосылки для стремительного развития политизированных групп, клубов и ассоциаций, движений и партий.

Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап становления многопартийности нередко называют "неформальной волной" (1986-весна 1988 года). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС ещё сохраняла всю полноту политической и государственной власти. Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений. И лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик.

Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полуторагодовалой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам - около 1.5 тыс.) с широкой аудиторией (около 50 тыс. человек).

Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, "всенародная дискуссия" газеты "Правда" по поводу статьи Н.Андреевой "Не могу поступиться принципами", а также призывы М.Горбачева к созданию "широкого общественного движения в поддержку реформ".

К середине 1989 года впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов ХIХ Всесоюзной партийной конференции. В Москве, городах Поволжья и других местах прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота" антиперестроечных сил, предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.

К этому периоду относится и появление первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии.

1988-1990 годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность

В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: СДП РФ, Республиканская партия РФ, Партия свободного труда (ПСТ), ЛДП Советского Союза, Российское христианское движение, Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным подсчетам число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло на январь 1990 года около 40.

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года и фактически продолжается и по сей день.

Представляет определенный интерес деятельность в этот период Коммунистической партии Российской Федерации. Еще с осени 1990 года, времени своего возникновения, КП РФ приобрела откровенно охранительный характер и рассматривалась консервативными кругами партийной номенклатуры в качестве важного инструмента противодействия не только российскому руководству, но и «реформаторскому крылу» в ЦК КПСС. Через мощную фракцию «Коммунисты России» в Верховном Совете КП РФ вела активную борьбу с руководством парламента и правительства.

Тогда же происходят значительные размежевания сил в самой КПСС. Из нее начинает уходить интеллигенция, часть которой приходит в созданную весной 1991 года Демократическую партию, на первом этапе своей жизни отличавшуюся радикальным антикоммунизмом. Над КПСС все явственнее сгущались тучи. Однако она не желала делиться своей безраздельной властью.

На самом деле об обновлении партии после удаления из нее «представителей» «Демократической платформы» говорить вряд ли было правомочно. Несмотря на корректировку 6 статьи, КПСС продолжала держаться за власть. Не помогло и то, что был подготовлен достаточно эклектический вариант программы и устав, содержавший в себе меньшевистскую формулировку пункта о членстве. Парадигма партии оставалась прежней. В ней не было места частной собственности, нормальному рынку, идеологическому плюрализму.

Развитие событий после августа 1991 года дает основание говорить о качественно новом историческом периоде, в который вступила Россия. Произошел распад СССР, рухнула и власть КПСС.

Своеобразие становления российской политической системы заключалось в том, что попытки немедленного реформирования экономики без соответствующей идеологической подготовки сказались на становлении и развитии многопартийной системы. Не надо забывать, что преданная Горбачевым, Яковлевым, Шеварднадзе и другими КПСС после августовских событий 1991 года была незаконно распущена, а деятельность российских коммунистов была приоста­новлена. Имущество этих партий было захвачено и поделено между структурами новой государственной власти. Попытки «демократов» организовать судилище над коммунистами подобно Лейпцигскому процессу 1933 года в Германии успеха не имели. КП РФ была признана оппозиционной партией в самом настоящем понимании этого слова.

Отсутствие радикальной и нормальной оппозиции существующему режиму привело к катастрофическим последствиям всей экономики России. «Реформы Гайдара», ограбившие большинство трудящихся России, способствовали неимоверному обострению противоречий в обществе.

Здравомыслящие люди в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, ориентировавшихся в основном на директоров государственных предприятий в высокотехнологических отраслях производства, летом 1992 года образовали политический блок «Гражданский союз». Эта организация поставила цель мягкой корректировки курса реформ, придав им большую социальную направленность. «Союз» заявил о своих центристских позициях в политическом спектре.

Однако перегруппировка политических сил не привела одновременно к дальнейшим качественным сдвигам в становлении многопартийной системы. Партии продолжали оставаться объединениями верхушечного характера, консолидирующими в своих рядах лишь узкие слои политического класса. Они так и не превратились в сколько-нибудь влиятельные субъекты политического процесса.

Многие программные установки партий демократической ориентации, позаимствованные ранее из арсенала аналогичных объединений на Западе, показали свою неприменимость к российским реалиям. Часть демократически ориентированных партий, не найдя должного соответствия между этими реалиями и идеалами цивилизованного рынка, стала переходить на иные политические позиции: центристские, социалистические и консервативно-охранительные.

Произошла консолидация и левого, оппозиционного фланга политических сил России. Весной 1992 года наиболее влиятельные коммунистические и национально-патриотические группы создали так называемую левую и правую оппозицию. Ее интересы в парламенте представлял блок «Российское единство».

Первые выборы в декабре 1993 года в Государственную Думу по смешанной системе оказали положительное влияние на состояние многопартийной системы. Позитивные сдвиги в партийном строительстве стали заметны в начале 1994 года. Во-первых, обнаруживается тенденция к созданию партий, основанных на общности социальных интересов («Выбор России», ПРЕСС, АПРФ), а не на идеологических пристрастиях политического класса, как это было ранее. Во-вторых, ведущие партии вновь стали возвращаться к идее фиксированного индивидуального членства и создания сильных организационных структур. На этом этапе эти меры, несомненно, способствовали укреплению партий как политических институтов.

На фоне возникновения новых партий социальных интересов наблюдался упадок российских политических партий первой волны (Демократическая, С/Д, Республиканская). Большинство из них так и не нашло социальной базы под свои программные установки.

Все политические партии и объединения современной России можно приблизительно разделить на два крупных блока: «партии власти» и «оппозиция». Последняя, в свою очередь, делится на на «объединенную оппозицию», «демократическую оппозицию» и «эмоциональное протестантство». Партийно-политические силы, представляющие эти ниши, неоднократно меняли свое местонахождение, что было связано, с одной стороны, с процессами продолжающегося партогенеза в стране, а с другой, с постоянно меняющейся политической коньюктурой.

Нишу «партии власти» со второй половины 1991 года занимали партии и движения радикально-либерального толка, объединенные в широкое политическое движение «Демократическая Россия» (ДР), возникшее еще в октябре 1990 года, возникшее на базе предвыборного блока «Выборы-90» и объединившего клубы избирателей многих крупных городов страны.. Движение оформилось в ходе борьбы с монополией КПСС на власть. После развала СССР и ухода с политической арены КПСС ДР оказалась в весьма своеобразном положении: с одной стороны, на местах единороссы создавали общественные комитеты российских реформ, выступали инициаторами референдума о частной собственности на землю и созыва Учредительного собрания для принятия новой Конституции, пытались оказывать влияние на президента и региональные власти в их осуществлении кадровой политики и т.д. С другой стороны, само движение пережило несколько серьезных расколов, связанных с выходом из ее рядов сторонников «государственнической» модели модернизации России (ДПР, РХДД, КДП), правоцентристский блок «Новая Россия» (социал-демократы, Крестьянская партия, Народная партия), радикальные демократы (Ю.Афанасьев), умеренные прагматики (Л.Пономарев, Г.Якунин). Это противостояние способствовало консалидации пропрезидентских партийно- политических сил в новую политическую коалицию «Демократический выбор» в июне 1992 года.

Вошедших в эту коалицию партий и движений сближал радикальный подход в осуществлении рыночных реформ, поддержка официального правительственного курса. Блок возглавили известные в то время политические фигуры: Г.Старовойтова, Л. Пономарев, Г. Якунин и др. Его представители были практически во всех структурах власти. В отсутствии официальной партии власти в то время, идею создания которой неоднократно выдвигал Ельцин, и «ДР» и «ДВ» строили свои взаимоотношения с президентом, используя тактику «критической поддержки», «конструктивного оппонирования», «эскалации обещаний» и т.д.

В разгар борьбы президента с законодательной ветвью властьи в марте 1993 года был создан «Комитет демократических организаций», предназначенный исключительно для поддержки противозаконных действий Б.Ельцина. В числе участников Комитета были «ДР», Народная партия России, Российская социал-либеральная партия, ХДС, Крестьянская партия и др.

После свержения советской власти Б.Ельциным в октябре 1993 года, принятия Российской конституции и выборов в новый российский парламент «партия власти» представляла собой альянс прежних политических сил и новых партий и движений, созданных в конце 1993- начале 1994 гг. Именно эти партии и движения (ДВР, Пресс, Союз 12 декабря, Партия экономической свободы и др.), пребывая в парламентских фракциях и группах, голосовали за все решения, принимаемые Президентом.

Хотя после выборов в Государственную Думу «Выбору России» и удалось создать там крупнейший блок, это не давало ему сформировать полноценное правительство. Создавшееся положение было расценено пропрезидентскими кругами как поражение радикал-либералов.

Подобная оценка, а также заявление Б.Ельцина о ненужности для него президентской партии заставили демороссов сделать ставку на самостоятельное «плавание»- выход из ниши «партия власти».

Переход в 1994 году в оппозицию к кабинету министров В.Черномырдина, изгнание из правительства старых либерал-демократов (Гайдар, Федоров, Дубинин, Шохин), начало «военной авантюры» в Чечне в конце 1994 года заставили партию «Выбор России» радикально разойтись и с правительством В.Черномырдина, и с Б.Ельциным.

Всё это не могло не заставить правящую верхушку начать искать новую политическую опору. Решение этой задачи было облечено в форму создания нового проправительственного избирательного объединения «Наш Дом – Россия». Члены НДР рекрутировались по большей части бюрократическим способом, по признаку личной лояльности местной администрации. Отсюда – слабый персональный состав нового блока.

Одновременно с формированием «партий власти» в России происходит становление и политической оппозиции, представляемая двумя направлениями. Первое – оформившееся в демократическую оппозицию, представляли партии и движения, которые как и «партия власти», делали ставку на западную модель модернизации России. Представители второго направления, в отличие от «партии власти», являлись сторонниками социально-ориентированных реформ и по отношению власти проводили политику «конструктивного оппонирования». Находясь в едином блоке «Народное согласие» до конца 1991 года эти два направления в начале 1992 года распадаются на Конгресс «Гражданских сил» и объединение «Российское народное собрание». Последний блок, представляя госудаственническое крыло либеральных партий, стремился найти компромисс между необходимой, по их мнению, жесткой централизованной властью и защитой прав и свобод граждан.

Среди партий, оппонирующих официальному монетаристскому курсу правительства, были еще две партийные группы центристского толка. Первая объединяла политические силы, ориентированные на «критическую поддержку правительства. (Крестьянская партия России – Ю. Черниченко, Народная партия России – Т.Гдлян, Социал-демократическая партия России – О.Румянцев и др.)

Другая группа партий и организаций объединилась в левоцентристский блок «Содружество левых демократических сил». Придерживаясь социалистических ценностей, блок разработал собственную антикризисную экономическую программу, основанную на признании развития рыночной экономики, оставляя приоритетной коллективную форму собственности и стимулируя развитие мелкого и среднего предпринимательства.. (Социалистическая партия трудящихся – Л. Вартазарова; Народная партия свободной России – А. Руцкой; Российская партия коммунистов – А. Крючков, Федерация независимых профсоюзов – М. Шмаков).

В процессе проведения радикально-либерального курса реформ российские власти обзавелись и радикально настроенной оппозицией в лице, так называемой, объединенной «лево-правой» оппозицией «Фронт национального спасения». Этот феномен в общественно-политической жизни России был создан на базе двух оппозиционных движений: правого межпартийного блока государственников «Российское народное собрание» (РНС) и левого национально-патриотического движения «Русский собор». В рамках РНС было объединено около 40 партий, движений, общественных организаций и парламентских фракций. Преобладало в этом объединении национально-державное крыло (И. Шафаревич, М. Астафьев, И. Константинов, В. Лысенко).

Общая программа объединения право-левых радикалов ориентировала своих сторонников на проведение акций гражданского неповиновения с целью достижения отставки правительства и президента и прихода к власти «многопартийного коалиционного правительства Национального спасения».

Однако, не создав четкой концепции вывода страны из кризиса, находясь в плену политических традиций, эти партии и движения (в рамках РНС) не смогли создать собственной объединенной политической оппозиции.

Серьезными конкурентами центристским блокам в борьбе за электорат стали новые социал-либеральные и неоконсервативные организации. Среди них сначала были предвыборные блоки, а затем зарегистрированные общественно-политические движения и партии – «Яблоко», «Конгресс русских общин», Партия самоуправления трудящихся, ПРЕС, «Вперед, Россия!».

Объявив себя демократической оппозицией правительству, лидеры «Яблока» отстаивали программу ограничения экономического всевластия сырьевых монополий, поощрения независимого, особенно среднего и мелкого предпринимательства. В политической области «Яблоко" выступало за расширение полномочий законодательной ветви, укрепление парламентаризма и ограничение прерогатив исполнительной власти. И тот факт, что правительство Ельцина за годы реформирования России не признало целесообразным и жизненно важным для страны избрание иного, альтернативного «гайдарономике», социально-экономического курса, заставило «яблочников» оценить действия власти как «дискредитирующие идеи демократии и рыночной экономики в России». Партия была обречена на поддержку со стороны не более чем 6-8 процентов избирателей, что гарантировало ей только прохождение в Государственную Думу, но лишало возможности завоевания политического лидерства. Ее позиции на региональном уровне были значительно слабее. Она не смогла завоевать ни одного губернаторского кресла и показать, хотя бы в одном регионе России, на что она способна в практической деятельности.

В политическом спектре «эмоционального протестантизма» долгое время существует либерально-демократическая партия В. Жириновского. Намерения Жириновского всегда были направлены на завоевание поста президента. Он весьма преуспел в борьбе за привлечение голосов избирателей за счет популистских лозунгов и политической всеядности. На выборах в Думу в 1993 году партия получила 13 процентов всех депутатских мест. Активно участвуя в Думе законотворческой деятельностью, она тем не менее всегда поддерживала политику Ельцина в Думе. Вообще, взаимоотношения В. Жириновского с властью отличались прогрессирующим конформизмом. Подобная тактика, в конечном итоге, привела в период между парламентскими выборами 1993 и 1995 гг. к потере почти половины своих избирателей. В конечном итоге, тактика «эмоционального протеста» позволила ЛДПР сохранить ядро своего электората (5.97 % голосов), тем не менее, практически исчерпала ЛДПР.

Определенного успеха в деле единения после свержения законной власти Ельциным в октябре 1993 года добилась Коммунистическая партия РФ. Наиболее массовая в стране партия решительно отмежевалась как от сталинских догматических, так и от право-либеральных подходов при решении задач современного общественного развития была на выборах в государственную Думу в 1993 году третьей, а на выборах 1995 года- первой по числу поданных за нее голосов. Это позволило ей не только значительно увеличить свою фракцию в Думе с 47 до 158 человек, но и ввести в правительство В. Черномырдина своего представителя А. Тулеева.

Рост влияния КП РФ стал возможен в результате своеобразной тактике данной системной оппозиции. КП РФ свое участие в работе сначала только представительных, а затем и исполнительных органов власти рассматривала не как процесс интеграции с существующим режимом, а как оппозиционную деятельность ради реализации определенных самой партией политических целей.

Лидеры КПРФ объясняют свою тактику, во-первых, стремлением легальными методами ослабить «партию власти», не допустив при этом разгрома оппозиции в стране; во-вторых, желанием

материально и организационно укрепить саму партию; в-третьих, возможностью накопления государственного опыта и получения более широкого доступа к официальной информации; в-четвертых, обеспечением для партии более широкой общественной трибуны и, наконец, главное, — возможностью участвовать в собственно законотворческой деятельности. Решая эти задачи, и, по существу, начиная с декабря 1993 г. активно сотрудничать с правящим режимом, но официально заявляя о себе как о единственной общенациональной оппозиционной силе по отношению к «господствующему президентскому самовластию», КПРФ неуклонно вела поиски возможных союзников. Первым этапом по пути оформления широкой, так называемой «объединенной оппозиции», было создание в начале 1994 г. новой левой коалиции «Согласие во имя России». Ее инициаторами стали такие известные в России оппозиционные лидеры, как А. Руцкой, В. Зорькин, Г. Зюганов, П. Романов, А. Тулеев, С. Бабурин, М. Лапшин, А. Проханов, Г. Селезнев, С. Говорухин, П. Михалков и ряд других. В рамках этой организации, представлявшей собой не столько центр объединенной оппозиции, сколько «быстро истаявший клуб известных политиков», в самых общих чертах были определены главные направления будущей совместной деятельности.

Провозглашенные «Согласием во имя России» лозунги предотвращения распада России и восстановления силы российской государственности, сохранения научно-технического потенциала страны и прекращения проведения в стране реформ во имя реформ, позже, уже во время президентской предвыборной кампании, легли в основу идейной платформы созданного коммунистами Народно-патриотического Союза России (НПСР). Данный оппозиционный блок, поддержанный во время президентских выборов 30-ю миллионами избирателей, проголосовавших за кандидатуру Г.А. Зюганова, провел свой учредительный съезд уже после выборов — в августе 1996 г. Председателем Координационного совета на съезде был избран Г.Зюганов, сопредседателями — С. Говорухин, М. Лапшин, А. Подберезкин, А. Руцкой, А. Тулеев.

Так после полугодичного становления НПСР завершился второй этап складывания объединенной оппозиции. Формально движение было объявлено левоцентристским и, как явствует из названия, народно-патриотическим. Основным предназначением нового оппозиционного блока учредители считали «изменение антинародного курса нынешнего режима конституционным путем, при этом полагают возможным «отказаться от огульной критики и заняться конструктивным воздействием на власть» (А. Подберезкин), выполняя предвыборные обещания, а также программу Союза «всеми доступными способами» (А. Тулеев). Таким образом, после президентских выборов (с середины 1996г.) объединенная оппозиция строила свои взаимоотношения с властью, значительно обновив свой идеологический багаж: разработана так называемая «новая теория государственного патриотизма», а также существенным образом откорректирована политическая тактика, в сторону большего прагматизма и лояльности по отношению к власти (примеры — беспрепятственное утверждение левым большинством Государственной Думы В. Черномырдина, а также принятие бюджета).

Итак, взаимодействие политических партий и общественно политических движений с властью, пройдя через горнило парламентско-президентских выборов 1992-1996 гг. приобрело стабильный характер и демократические формы. Более того, возможность соблюдения демократических процедур во взаимоотношениях власти и российской многопартийности доказывают, что демократизация российской общественно политической жизни является необходимым условием, на основе которого россияне предполагают изменить свою жизнь и определить свое будущее.

К началу 1998 года со всей очевидностью выявился кризис «партии власти», формировавшейся в течение нескольких лет вокруг В. Черномырдина. «Наш дом — Россия» все более напоминал тонущий корабль: его представители терпели одно поражение за другим на различных региональных выборах, а многие политики и чиновники, связывавшие прежде свою судьбу с Черномырдиным, пытались теперь найти иное пристанище.

В качестве такого пристанища выступила организация «Отечество», созданная в конце 1998 г. под руководством московского мэра Ю. Лужкова. Аналитики с самого начала разглядели в ней новую, альтернативную «партию власти», которая должна была оттеснить НДР на следующих выборах Федерального собрания и главы государства.

Сам Лужков недвусмысленно заявил о притязаниях на президентское кресло. Он сумел заручиться широкой поддержкой политической элиты: на учредительный съезд «Отечества» съехались более 20 губернаторов из различных регионов страны, среди них и бывшие члены НДР. В руководство «Отечества» вошли А. Кокошин и С. Ястржембский, высокопоставленные «изгои» из окружения российского президента. В качестве соучредителей «Отечества» выступили некоторые известные патриотические организации, в частности Конгресс русских общин во главе с Д. Рогозиным. Смычку с профсоюзами символизировало вхождение в «Отечество» левоцентристского Союза труда во главе с А. Исаевым.

В идеологическом плане «Отечество» нацелилось на соединение двух фундаментальных ценностей: с одной стороны, индивидуальной свободы и прав личности, с другой стороны, идеала государственности и традиционализма, которые на протяжении многовековой российской истории находились в антагонистичеких отношениях. Впрочем, схожую цель в момент создания ставил перед собой и НДР, оказавшийся, однако, не в состоянии воплотить замысел в общественно-политической практике. Теперь эта либерально-консервативная цель была подхвачена альтернативной организацией российской элиты.

Новая организация появилась на правом фланге политического спектра. На исходе 1998 г. группа разрозненных правоцентристских и правых организаций, среди них «Демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром, «Вперед, Россия!» во главе с Б. Федоровым, Крестьянская партия Ю. Черниченко, создали блок «Правое дело». Среди инициаторов блока оказались недавние младореформаторы Немцов и Чубайс, экс-премьер С. Кириенко, который, получив самый высокий рейтинг среди правых лидеров, возглавил новую организацию. Е. Гайдар рисовал радужные перспективы «Правого дела»: вошедшие в него организации, выступая поодиночке на думских выборах 1995 г., не смогли преодолеть 5%-ного барьера, но в совокупности они имели более 10% голосов, поэтому, выступая вместе, имели шанс стать одной из главных политических фракций Государственной думы.

На левом фланге наблюдалось некоторое ослабление позиций КПРФ. После августовского кризиса компартия не смогла предложить каких-либо обновленных способов решения общероссийских проблем. Подготовленная и обнародованная ею программа по выводу страны из социально-экономического кризиса включала традиционные общие лозунги об исправлении нарушений, допущенных в ходе приватизации, передаче в государственную собственность доходообразующих отраслей и предприятий, восстановлении и развитии колхозов и совхозов, гарантировании прав на труд, образование и отдых, восстановлении промышленности. Одним из немногих нововведений было выделение в качестве самостоятельного требования государственного гарантирования сохранности вкладов в банках и ликвидации долговых пирамид].

Законсервировавшийся традиционализм КПРФ повлек отход от нее ряда союзников. О выходе из созданного коммунистами Народно-патриотического союза России (НПСР) заявило руководство движения «Держава». Его лидер А. Руцкой обвинил компартию в неспособности адекватно реагировать на меняющуюся политическую ситуацию. Из НПСР вышли также Российский общественный союз (РОС) во главе с С. Бабуриным и «Духовное наследие» А. Подберезкина. Среди новых объединений, возникших на левом фланге, наиболее заметным оказался «Союз народовластия и труда», созданный депутатом Госдумы, экс-директором Федеральной погранслужбы России генералом А. Николаевым. Но доминирующее положение КПРФ в левом спектре в целом оставалось непоколебимым.

Маневры российских политических партий и группировок имели дальний прицел: они были направлены на подготовку к еще нескорым выборам Федерального собрания и главы государства. В то же время политические партии воздерживались от конфронтации с правительством Примакова, предоставляя ему относительную свободу в решении задачи по выводу страны из социально-экономического кризиса. К началу 1999 г. в антикризисной деятельности правительства наметились некоторые позитивные результаты, которые в последующем закрепились еще в большей степени.

В августе 1999 года в ходе подготовки к очередным выборам в Государственную Думу премьер-министром назначается В.В. Путин. Необычность этого назначения усилило заявление Б.Н. Ельцина о том, что в Путине он видит своего преемника. Первые шаги Путина показали, что в предстоящей избирательной кампании у путина имелся собственный интерес, заключавшийся в создании и успехе новой партии власти, которая должна была заменить обанкротившийся «Наш дом – Россия» и которая призвана была обеспечить надежную поддержку премьеру в следующей Государственной Думе.

О создании политического объединения «Единство» было объявлено в конце сентября 1999 года. Во главе «Единства» выступил С.К.Шойгу, возглавлявший в правительстве министерство по чрезвычайным ситуациям. «Фирменным» знаком агитационно-пропагандистских материалов «Единства» было представление нового политического формирования не как традиционного партийного объединения, а как внепартийного общенародного движения. «Единство», доказывал Шойгу, ставило целью «привести во власть не представителей политической партии, а лучших представителей народа». Когда же обществу предъявили избирательный список «Единства», то выяснилось, что представители от народа в нем были в меньшинстве. Правда, это был секрет полишинеля: инициативы «снизу» к возникновению «Единства» отношения не имеют, это творение исключительно правительства и президентской администрации.

В 2001 году Госдума приняла закон «О политических партиях», а в 2002 г. его новый вариант. Он был направлен на то, чтобы поднять значение политических объединений в общественной жизни страны и усилить их влияние, максимально сократив количество действующих партий, а остальные значительно укрупнить. Закон установил для партий «членский барьер», обязательное представительство в регионах и предоставлял им финансовую помощь государства. В конце 2002 г. центристские фракции предложили внести поправку в закон о правительстве и в закон о политических партиях, разрешающую чиновникам категории «А» (руководителям министерств и ведомств) становиться партийцами.

В 2002 г. в России было официально зарегистрировано 46 партий, в т.ч. партия «Единая Россия», созданная путем слияния «Единства» и ОВР. Политологи назвали ее «партией власти». В декабре 2002 г. Высший Совет партии возглавил министр внутренних дел Б. В. Грызлов. Первоочередными задачами партии стали победа на парламентских выборах 2003 г. и переизбрание В. В. Путина на президентских выборах 2004 г.

Весной 2001 г. проблема партийного строительства стала актуальной и для партий, которые занимают правый фланг в политической жизни страны. В апреле-мае 2001 г. прошли съезды по самороспуску небольших партий либеральной ориентации — «Демократический выбор России», «Новая сила» и др. Работа по подготовке создания единой партии правых длилась около года и завершилась в начале 2002 г. В этом же году общественно-политическое движение «Яблоко» было преобразовано в партию «Яблоко».

Победа В. В. Путина на президентских выборах 2000 года привела к изменению тактики КПРФ: она сочла необходимым отказаться от открытой враждебности, наиболее ярко проявившейся весной 1999 г. в обвинении Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в государственной измене и попытке реализовать импичмент.

Новая тактика КПРФ проявилась в двух установках: во-первых, в документах партии, в публичных выступлениях Г. А. Зюганова и других лидеров на длительный срок исчезли нападки на Президента Российской Федерации, и, во-вторых, фракция КПРФ в Госдуме заняла лояльную позицию, выразила готовность конструктивно сотрудничать с фракцией «Единство» в работе Государственной Думы. Это привело к тому, что две фракции поделили между собой почти 90% постов руководителей 28 комитетов нижней палаты. Следует отметить, что это решение ущемило интересы фракций ОВС, СПС и «Яблоко» и они в знак протеста в течение трех недель бойкотировали заседания Госдумы.

На протяжении всего 2000 г. и в январе—марте 2001 г. КПРФ сохраняла этот курс, что обеспечивало положительное отношение Госдумы к принятию пакета федеральных законов: о налоговой реформе, о реформе Совета Федерации и т. д. Лояльное отношение КПРФ к Президенту базировалось на двух факторах: во-первых, на факте взаимопонимания и сотрудничества с «партией власти» (так в российских СМИ принято именовать движение «Единство») и, во-вторых, на убеждении лидеров КПРФ в том, что В. В. Путин, его политика укрепления власти, возрождения России как великой державы отвечает интересам КПРФ, открывает возможность укрепить влияние левых сил на избирателей.

Однако уже в начале 2001 г. отчетливо проявился курс КПРФ на конфронтацию с Кремлем, который получил выражение в форме массовых демонстраций 1 мая и 9 мая 2001 г. В проведении этих демонстраций, помимо КПРФ, участвовали ее союзники по НПСР, «Трудовая Россия», «Конгресс советских женщин», «Союз российских офицеров», «Движение в поддержку армии». В двух манифестациях в Москве приняло участие свыше 40 тыс. человек; участники шествий несли транспаранты с призывами к борьбе против политики В. В. Путина и М. М. Касьянова, против пенсионной реформы, «грабительского» КЗОТа, распродажи земли.

Переход левых партий к активным действиям против власти привел в апреле 2002 г. к кадровым перестановкам в Госдуме, в результате которых за КПРФ (представители КПРФ, помимо спикерского кресла, возглавляли девять комитетов и пост председателя мандатной комиссии) предлагалось оставить два комитета — по культуре и делам религий. Сразу после голосования по пересмотру «пакетного соглашения» думские коммунисты и «аграрии» объявили о том, что в знак протеста против его результатов их представители удаляются от руководства вообще всеми думскими структурами. Представители КПРФ покинули председательские кресла оставленных им комитетов по культуре и туризму и по делам общественных организаций и объединений, а «аграрии» — Комитета по делам национальностей и мандатной комиссии. В свою очередь Г. А. Зюганов на состоявшейся пресс-конференции заявил, что «левые» не будут бойкотировать работу Думы, но перейдут в жесткую оппозицию нынешней власти и создадут теневое правительство.

В перспективе в партийном строительстве планировалось создание в России трехпартийной политической системы, предполагающей наличие в стране мощной партии власти, которая занимает центристские позиции и служит главной опорой политической системы. Предусматривается наличие оппозиции, но в отличие от оппозиции в любой западноевропейской стране, по мнению политтехнологов, у нее не должно быть шансов выиграть на очередных выборах, тем самым, создав возможность изменить курс страны. Оппозиция в такой схеме будет на двух противоположных флангах — левом и правом.

Эта стратегическая задача Президента и правительственной партии «Единство» была блестяще осуществлена на выборах в Госдуму и на президентских выборах. В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу ФС РФ четвертого созыва. В списки избирателей было включено 108,9 млн. избирателей. В выборах приняло участие 60,7 млн. избирателей, что составило 55,75% избирателей. К участию в выборах было допущено 40 политических партий и избирательных блоков. Пятипроцентный рубеж, необходимый для прохождения в Государственную Думу по партийным спискам, преодолели 3 партии (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) и один избирательный блок (Народно-патриотический союз «Родина»). Их лидерами были соответственно Б. Грызлов, Г. Зюганов, В. Жириновский, С. Глазьев с Д. Рогозиным. Главной неожиданностью выборов стало не прохождение в Думу праволиберальных партий — СПС и Яблоко, а также резкое, почти двукратное сокращение по сравнению с выборами 1999 г. голосов, поданных за КПРФ. За «Родину» проголосовало 9.02 % избирателей, принявших участие в выборах, ЛДПР — 11,45%, КПРФ — 12,61%, Единую Россию— 37,57%. Союз «Родина» получил по федеральному списку в Государственной Думе четвертого созыва 29 мест, ЛДПР — 36, КПРФ — 40, Единая Россия — 120. Правящей партией в новом составе Государственной Думы стала Единая Россия. Получив 120 мандатов по федеральному округу, 103 — по одномандатным избирательным округам, 23 — благодаря прошедшим в Думу при поддержке Генерального совета партии самовыдвиженцам. Единая Россия в общем итоге завоевала 246 депутатских мандатов.

Председателями всех 29 комитетов Госдумы стали представители Единой России. К концу января 2004 г. численность фракции «Единая Россия», которую возглавил лидер партии Б. В. Грызлов, оставивший к тому времени пост министра внутренних дел, достигла 306 человек, т.к. к ней примкнули некоторые беспартийные и представители других партий (СПС, Народной). Впервые в российской политической истории на основе партии-лидера было сформировано абсолютное парламентское большинство. Российская законодательная власть укрепилась на позиции политического центра.

Председателем Государственной Думы четвертого созыва стал Б. Грызлов (беспартийный). Первыми заместителями — А. Жуков (до марта 2004 г.) и Л. Списка. Оба — члены партии Единая Россия.

На IV съезде партии Единая Россия, состоявшемся в конце декабря 2003 г., Б. Грызлов заявил, что уверенная победа, одержанная партией на выборах в Государственную Думу, создала условия для выстраивания гармоничного союза двух ветвей власти — исполнительной и законодательной. Этот союз, по его словам, партия направит на достижение своей главной цели — повышения могущества России и роста благосостояния граждан.

На состоявшихся 14 марта 2004 года президентских выборах свое политическое волеизъявление продемонстрировало 64.4 % избирателей. В.В.Путин набрал 71.31% голосов, Н.М.Харитонов – 13.69%, С.Ю Глазьев – 4.1%, И.М.Хакамада –4.84%, О.А.Малышкин –2.02%, С.М.Миронов – 0.75%. Против всех проголосовало 3.45% (почти 2.4 миллиона избирателей).

За время очередного 2007-2008 электорального цикла система выборов претерпела серьёзные изменения: голосование должно было проходить по партийным спискам. По мнению многих наблюдателей, в том числе и иностранных, власть сделала всё, чтобы подменить голосование за партии при выборах депутатов V Государственной Думы 2007 года референдумом в поддержку Президента Путина В.В., который возглавил список «Единой России».

Было введено в действие то, что так тщательно готовилось и настраивалось все четыре года, а именно — машина воспро­изводства своей власти. Административный ресурс: около 70 человек в списках «Единой России» заняли министры и губернаторы. По госу­дарственному телевидению ежедневно велась массированная прямая и скрытая агитация в пользу «партии власти». Был введен особый контроль для учета работников социальной сферы и силовых структур с целью командного голосования. Выдали около 1 млн. 600 тыс. открепительных талонов, в то время как таких талонов в 2003 году было 570 тыс. В 1999 году — 549 тысяч. На предприятиях использовались переносные урны, были организованы участки по месту работы. Велось голосование по паспортам без регистрации по месту жительства и открепительных удостоверений. Резко, на треть, подскочило число «прого-лосовавших на дому». К формированию результата были привлечены даже лица без определенного места жительства. Были брошены абсолютно все имеющиеся ресурсы, в том числе колоссальные превышающие миллиард рублей финансовые средства.

2 декабря 200г года из 109 млн. российских избирателей в выборах приняло участие около 70 млн. человек или 64 % всех избирателей страны

В итоге, по данным ЦИК, партия «Единая Россия» набрала около 45 млн., или 64.3 % голосов избирателей, т.е. формально набрала в 2 раза больше голосов чем в 2003 году. По мнению оппозиционных партий этот результат был получен исключительно за счёт использования административного ресурса.

КПРФ получила более 8 млн., или 11.6 % голосов. Партия ЛДПР получила более 5.6 %.: млн., или более 8 % голосов. Партия «Справедливая Россия получила 5.3 млн., или 7.7 % голосов. Таким образом в Государственной Думе подавляющее количество мест получила партия «Единая Россия» - 315, КПРФ – 57, ЛДПР – чуть более 40, «Справедливая Росси» - 38 депутатских мест.

На выборах Президента РФ в марте 2008 года Медведев Д.А. получил 70.28 %, Зюганов Г.А. – 17.72 %, Жириновский В.В. – 9.35 %, Богданов А.В. – 1.30 % голосов избирателей.

Выборы 2007-2008 годов показали, что в России сложилась многопартийная система, ведущими партиями которой являются "Единая Россия» и КПРФ.

«Единая Россия»

Политическая партия «Единая Россия» (ЕР) — очередная после 1991 года маска «партии власти» в Российской Федерации (вслед за «Дем­выбором», «Выбором России», НДР, "Единством», «Отечеством» и «Всей Россией»), Выражает интересы верхушки нынешней власти и тесно связанных с ней буржуазно-олигархических кланов (как в стране в це­лом, так и в регионах). Примечательно, что в первую «четверку» фе­дерального списка на выборах в Госдуму Федерального Собрания Рос­сийской Федерации 2003 г. от «Единой России» входили министр внут­ренних дел РФ Б.Грызлов, министр по чрезвычайным ситуациям РФ С.Шойгу, мэр Москвы Ю.Лужков, президент Татарстана М.Шаймиев. Поч­ти все региональные списки на последних парламентских выборах воз­главляли губернаторы и президенты республик в составе РФ. Более того, главные лица из властных структур, определяющие линию поведения ЕР, находились «в тени», за списками кандидатов в депутаты.

Создание партии, съезды. «Единая Россия» преобразована из общероссийской якобы общественной организации «Союз «Единство» и «Отечество». Эта организация возникла по инициативе президентс­кого окружения в результате слияния трех политических группировок: «Единство» (на выборах 1999 г. выступало как избирательный блок «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)», «Отечество» и «Вся Россия» (на выборах 1999 г. выступали как избирательный блок ОВР). Все три группировки сложились накануне выборов в Госдуму 1999 года. «Единство» и ОВР вели борьбу с КПРФ, а также между собой, отстаивая интересы различных олигархических кланов, группировок крупной и средней буржуазии. ОВР больше опиралось на московскую группу Ю.Лужкова и «элиты» ряда регионов во главе с президентом Татарстана М.Шаймиевым. «Единство» было создано в про­тивовес ОВР и коммунистам, народно-патриотическим силам с целью провести в президенты преемника Б.Ельцина, которым стал В,Пу­тин. Блок ОВР тогда проиграл выборы в Госдуму (13,3% против 23,3% у «Единства» и 24,3% у КПРФ). Это повлекло консолидацию буржуаз­но-олигархических сил вокруг «Единства». ОВР («Отечество», а затем и «Вся Россия») заявило о поддержке В. Путина на президентских вы­борах 2000 г., а чуть позднее и о полном объединении с «Единством» (первоначально с «сохранением специфики»).

Съезды «Единой России» проходят в форме политических шоу (перенимается практика политических партий США). Рядовые делегаты на съездах практически ничего не решают.

Учредительный съезд состоялся 1 декабря 2001 года На съезде был утверждён Устав партии и Программа.. Партия получила название "Всероссийская партия «Единство и Отечество» - «Единая Россия».

II съезд ЕР прошел 29 марта 2003 года. Съезд рассмотрел органи-зационные вопросы, внес изменения в Высший совет и Бюро Высшего совета. а также принял Манифест партии, изменения и дополнения в Устав и Программу.

ПI съезд «Единой России» состоялся 20 сентября 2003 гола. Съезд утвердил избирательные списки партии на парламентских выборах, предвыборную Программу. Рассматривались организационные вопросы. Пункт 5 статьи 57 закона «Об основных гарантиях..» запрещает фе­деральным органам власти выражать предпочтение одному из кандидатов в депутаты, какой-либо партии. Но на III съезде дважды, «в виде исключения», с откровенной агитацией в поддержку «Единой России» вы­ступил президент РФ В. Путин, заявив, что «четыре года назад я голосо­вал за вашу партию» (строго говоря, тогда еще ЕР не существовала).

IV съезд ЕР собрался 24 декабря 2003 года. Съезд единогласно одобрил решение поддержать кандидатуру В. Путина на президентских выборах. Внес поправку в Устав. Партия получила название «Всерос­сийская политическая партия «Единая Россия». Подпортили чиновни­кам «праздник» члены Национал-большевистской партии. Когда выступавший с докладом Б. Грызлов выражал особую благодарность прези­денту РФ, чья поддержка сопровождала партию, они забросали выступавшего яйцами, бананами и пиротехническими взрывпакетами. Президиум съезда подвергся атаке струями красного кетчупа.

IV съезд Партии "Единая Россия" принял единогласное решение о поддержке кандидатуры Владимира Владимировича Путина на выборах Президента Российской Федерации и принял соответствующее обращение к гражданам России.

IV съезд примял решение о переименовании Всероссийской политической партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия во Всероссийскую политическую партию "Единая Россия". Это решение стало партийным нормативным актом, завершившим период идейно-политического и организационного становления партии "Единая Россия" и превращения её в самую многочисленную, организованную и дееспособную политическую партию современной России.

27 ноября 2004 года в Москве состоялся V съезд Партии. Перед его делегатами с политическим докладом "О ходе выполнения Предвыборной Программы и организационно-политических задачах "Единой России" выступил Борис Грызлов. По итогам доклада съездом было принято решение "Об организационно-политическом развитии и задачах Всероссийской политической партии "Единая Россия" в области укрепления единства и сплоченности российского общества".

Делегаты V съезда политической партии "Единая Россия" единогласно избрали Бориса Грызлова председателем партии. Тайным голосованием на съезде был избран состав Генерального совета в количестве 132 человек, президиум Генерального совета в количестве 23 человек. Также избраны 48 членов Центральной контрольной ревизионной комиссии.

Подводя итоги V съезда партии "Единая Россия", председатель партии Борис Грызлов подчеркнул, что "общественные запросы к "Единой России" очень высоки", но именно в таких условиях должна действовать ведущая политическая партия страны.

VI съезд "Единой России" впервые в истории партии проводился не в Москве. 26 ноября 2005 г. делегатов съезда принимал Красноярск. Председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов выступил на VI съезде партии с политическим докладом "От стабилизации к развитию: политические приоритеты партии «Единая Россия».

Член Высшего совета партии, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин выступил перед участниками съезда с докладом, посвященным проблемам развития Сибири и Дальнего Востока.

Делегаты съезда одобрили выводы политического доклада лидера Партии и приняли резолюцию о приоритетах "Единой России" в политической, экономической, социальной, духовной сфере, а также в сфере дальнейшего развития Партии.

VI сьезд Партии принял решение согласиться с положениями доклада члена Высшего совета Партии, губернатора Красноярского края Александра Хлопонина и принял ряд требований к развитию региональной политики РФ с целью обеспечения устойчивого экономического роста страны.

VI съезд партии принял ряд изменений в Уставе партии и утвердил новую символику "Единой России": эмблему и флаг и внес изменения в состав руководящих органов партии.

2 декабря 2006 года в Екатеринбурге состоялся VII съезд партии "Единая Россия». На съезд приехали 549 делегатов и почти 2,5 тысяч гостей, в тон числе представители 19 самых разных зарубежных партий, в том числе, Компартии Китая и Республиканской партии США.

VII съезд партии утвердил программное заявление "Единой России", которое предлагает стратегию развития страны не ближайшие 10 лет. Программное заявление станет основой платформы партии для участий в выборном цикле 2007-2008 годов.

VIII съезд партии «Единая Россия» проходил в два этапа. 1-2 октября 2007 года в Москве состоялся первый этап VIII съезда. В его работе принял участие Президент РФ Владимир Путин. Первый день работы съезда партии был посвящен обсуждению программы, с которой "Единая Россия" идет на выборы - Плана Путина. Во второй день съезда был утвержден Федеральный избирательный список партии на выборы в Государственную Думу 5 созыва.

17 декабря в Москве состоялся второй этап VIII съезда партии "Единая Россия". В его работе приняли участие Президент РФ Владимир Путин и первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев.

Председатель Партии Борис Грызлов, открывая съезд, заявил, что главная его задача - подготовка к избирательной кампании президента.

VIII съезд "Единой России" официально выдвинул кандидатом на пост президента России первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева. За его кандидатуру проголосовали 478 делегатов, против - 1.

Съезд принял peшениe считать Программу Всероссийской политической партии "Единая Россия" "План Путина - достойное будущее великой страны" - предвыборной программой партии на президентских выборах 20О8 года.

Съезд рекомендовал кандидатуру Председателя Партии Бориса Вячеславовича Грызлова на должность Председателя Государственной Думы РФ пятого созыва и руководителя фракции "Единой России" в Госдуме.

IX съезд партии " Единая„Россия" состоялся в Москве 14-15 апреля 2008 года. 14 апреля, в рамках первого дня работы IX съезда партии "Единая Россия", делегаты съезда единогласно проголосовали за внесение изменений и дополнений в Устав партии "Единая Россия".
Председатель Высшего совета Партии Борис Грызлов заявил: "На совместном заседании Бюро высшего совета Партии и Генерального совета Партии мы обсудили изменения и дополнения в Устав Партии для того, чтобы выделить должность Председателя Партии и наделить её соответствующими функциями".

15 апреля Президент РФ Владимир Путин принял предложение возглавить партию "Единая Россия", IX съезд партии единогласно избрал Владимира Путина председателем «Единой России" с наделением полномочиями высшего выборного лица партии с 7 мая.

Съезд также принял решение о внесении изменений в состав Генерального совета "Единой России". Кроме того, в рамках первого дня работы съезда состоялось подведение итогов Форума "Стратегия 2020".

Программные установки. Длительное время ЕР никак не хотела сделать их достоянием широкой общественности. До сих пор они мало пропагандируются.

На сегодняшний день основные программные документы — Про-грамма партии, Манифест «Путь национального успеха», «Предвыборная программа политической партии «Единая Россия», утвержденная III съездом ЕР (2003 г).

Документы «Единой России» - симбиоз различных неолиберальных идей в сочетании с популизмом и крайней демагогией. Много помпезных и бессодержательных фраз. Конкретные механизмы воздействия на социально-политическую и экономическую жизнь страны, и их неизбежные последствия всячески затушевываются. Абстрактные рассуждения о «динамичном возрождении России», «стране свободных людей», «экономике достатка», «справедливом обществе», «эффективном недропользовании в интересах всего народа», ЕР как «партии профессионалов», «патриотов», «доступном и качественном образовании» и «здравоохранении», «доступном жилье», «общественном контроле над деятельностью СМИ» и т д. сопровождаются действиями, которые ведут к углублению кризиса в стране, росту политической реакции и ухуд­шению положения народа. «Бедность населения является одним из се­рьезных препятствий экономического роста,» — вынужден был признать в Политическом докладе (отчетных докладов у руководящих и централь­ных органов этой партии ещё не было) на III съезде Б.Грызлов.

Сами себя «медведи» называют «прагматиками», «центристской партией с правым уклоном». На деле «Единая Россия» крайне агрес­сивно, прикрываясь вкрадчивыми словами президента и бойких лиде­ров партии в электронных СМИ, проводит курс реставрации и закреп­ления капитализма в стране. «Продавливает» ельцинско-гайдаровские разрушительные «реформы» (которые в полной мере не смогли про­вести ни Б.Ельцин, ни Е.Гайдар, ни А.Чубайс, ни В.Черномырдин, ни С.Кириенко, ни Б.Немцов). ЕР ориентируется на неолиберализм в край­них формах (прежде всего «обеспечение экономической свободы в стра­не»). Выступает против пересмотра итогов грабительской приватиза­ции (только за частичный передел собственности преимущественно из рук олигархов, порожденных «семьей», в руки выходцев из Санкт-Петербурга). Но без национализации важнейших отраслей хозяйства и предприятий решение социальных проблем остается на уровне поже­ланий. А чтобы не допустить социального взрыва – навязчивые разго­воры о «стабильности», «консолидации», "ответственности», «поряд­ке и законности», «социальном контракте» и «партнерстве», «сплоче­нии нации», «единстве общества и государства». ЕР призывает «воздержаться от проведения общероссийских акций протеста и заба­стовок» и т. п. Во всем поддерживает президента РФ и его окружение. «Партия рассматривает себя как опору Президента России, проводни­ка его политики» — записано в Предвыборной программе партии (к пар­ламентским выборам).

Политический курс «Единой России» не исключает возможности и силового решения проблем. Она выступает за переход к «профессио­нальным вооруженным силам», точнее — за формирование их на кон­трактной основе. Режим стремится к противопоставлению армии и наро­да Ему нужна армия, которую можно было бы использовать в соци­альных и межнациональных конфликтах внутри страны. Одновременно укрепляются другие силовые структуры. Сегодня численность МВД зна­чительно превышает численность армии.

Строго говоря, «Единая Россия» — не партия, а предвыборный блок верхушки власти, олигархических кланов и разнородных конформист­ских сил, созданный специально к парламентским и президентским выборам. Главные средства достижения ЕР своих целей — административный ресурс и «черный пиар» с использованием СМИ, прежде всего телевидения. На федеральном ТV рупорами ЕР являются А.Караулов, В Познер, Н.Сванидзе, В.Соловьев и др. комментаторы и затейники «партии власти». «Лидеры «Единой России», — отмечал президент Института стратегических оценок и анализа А.Коновалов накануне дум­ских выборов 2003 года, — имеют возможность, как... представители властных структур, показываться на экранах телевизоров, осуществлять какие-то мероприятия, которые транслируются... как бы случайно... это — заталкивание в подкорку железного гвоздя». Широко используется до­рогостоящая наружная политическая реклама. На гостинице «Москва» во время предвыборной кампании в Госдуму висел 100-метровый тран­спарант, агитирующий за «Единую Россию». В ходе кампании (когда законом еще была запрещена прямая агитация) ни Центризбирком, ни прокуратура, ни другие правоохранительные органы на все эти на­рушения никак не реагировали

Даже зарубежные наблюдатели обратили на это внимание. У авторов доклада международной комиссии, в состав которой входили представи­тели парламентских ассамблей СЕ и ОБСЕ, больше всего вопросов возникло по поводу предвыборной кампании, которая, по их мнению, «ха­рактеризовалась широким использованием административного ресурса и фаворитизма СМИ для проведения агитации» в пользу «Единой России».

Административный ресурс включает в себя и использование в той или иной форме правоохранительной системы. Странно ожидать поря­дочности от преемников тех, кто обсуждал в августе 1991 г. возмож­ность бомбить Кремль.

Реальные проблемы людей (формирование полицейского государ­ства, «теневая экономика», утечка капитала за рубеж, нищета почти всего населения, невыплаты зарплат, нарушения прав и свобод человека, разрастающиеся «метастазы» преступности и терроризма, чудовищная коррупция, отсутствие света и тепла в городах и районах, выселения людей из квартир, рост детской беспризорности, тор­говля людьми, развал здравоохранения, науки и образования, снижаю­щаяся боеспособность армии) ЕР, ее лидеров не волнуют. Говорят об «уве­ренном восходящем развитии», «успехах рыночной экономики», «рос­те зарплат и доходов», «устойчивой и жизнеспособной демократии», «оптимизме в обществе» и т. д. Конечно, «отдельные проблемы есть», но это не важно. Как будто не они находились и находятся у власти. Ответственность сваливают на кого угодно — на советскую систему, яко­бы «большинство коммунистов» в прежних составах Госдумы, война в Чечне — только «следствие международного терроризма» и т. п. Под­страиваясь под настроения избирателей, могут немного покритиковать даже Б. Ельцина и «реформы 90-х годов».

Характерно, что на съездах ЕР о внутрипартийной жизни, работе отделений ничего не говорится. «Единая Россия» ограничивается про­ведением показушных мероприятий.

В международной сфере представители и сторонники «Единой Рос­сии» в госструктурах, толкуя об укреплении обороноспособности стра­ны и ее позиций в мире, проводили откровенно прозападную, проаме­риканскую, компрадорскую, прямо скажем, предательскую политику.

Конечно, ЕР - искусственная конструкция, которая долго не сможет про­существовать. Стоит обостриться борьбе между различными группиров­ками во власти, как она рассыплется. Но в предвыборной борьбе все это может приносить и приносит определенный эффект.

Основные слоганы: «Вместе с Президентом» и «Единая Россия — сильная Россия».

Организационное строение, численность. Партийное строительст­во насаждается «сверху», с помощью госорганов. Даже президент В Путин, по существу, это признал, выступая на III съезде ЕР: «Я знаю трудности становления партии.. Очень легко в регионах, центре пользо­ваться так называемым административным ресурсом, создавать по­литические структуры Гораздо сложнее определить идеологическую ос­нову движения или политической партии. Мне, конечно, знакомы те сложности, которые вы переживаете в ходе этого становления».

Фактически партия создается по принципу средневековых орденов (только основные руководящие структуры в данном случае находятся вне организации). Вместе с тем она строится по принципу «кадровой партии» американского образца. «Кадровая партия» должна иметь группу «про­фессиональных политиков», «партаппарат» (в данном случае во многом государственные структуры), на этой базе создаются избирательные штабы, привлекаются «спонсоры». Благодаря административному ресур­су и средствам спонсоров (олигархов) обеспечиваются доступ к СМИ, наружная реклама, помещения, нанимаются за плату группы агитаторов распространителей рекламной продукции, участников пикетов и т. п.).

«Единую Россию» отличает громоздкая структура. Отношения между различными органами, отделениями партии в Уставе сознательно запутаны, поскольку основные задачи решаются через органы исполни­тельной власти.

Высший совет (представительный орган, придуманный для того чтобы как-то «вписать» в партийные лидеры министров, губернаторов и прочих госслужащих категории «А», которым закон запрещает занимать руководящие партийные должности) на деле имеет отнюдь не предста­вительские полномочия. Когда вопросы ставятся в правовом поле, то чиновники категории «А» объявляются не «членами партии», а её «сто­ронниками» Но, по существу, Высший совет является самым глав­ным партийным органом. В Уставе «Единой России» ему отведен особый раздел (перед разделом «Руководящие и центральные органы партии'»). После I съезда в Высший совет вошли «отцы-основатели». Впослед­ствии состав Высшего совета расширялся (в него введены ряд губер­наторов, думских лидеров ЕР и др.)

Высший совет избирает из своего состава председателя Высшего совета сроком на 4 года. В период кампании по выборам в Госдуму (вопреки запрещению законодательством совмещения партийных и государственных постов) председателем Высшего совета являлся ми­нистр внутренних дел РФ Б Грызлов. Этот «сторонник партии» ежед­невно вещал в СМИ от имени «Единой России». Кроме него, к «отцам-основателям» ещё относят С Шойгу (первоначально он возглавляя Высший совет), Ю.Лужкова и М Шаймиева В партийной иерархии они занимают вторую после Б.Грызлова ступеньку, но практически не уча­ствуют в текущем руководстве партией

В Уставе «Единой России» четко не определены отношения Выс­шего совета и других органов партии Но очевидно, что полномочия Высшего совета являются значительными. Съезд ЕР без Высшего со­вета не может принять решения по важнейшим вопросам. В частности, именно Высший совет представляет:

—съезду партии предложения по персональному составу Центрального­ политического совета и Генерального совета партии, а Генсовету —
Центрального исполнительного комитета.

—Генеральному совету предложения по выдвижению кандидата
на должность президента РФ, а также предложения по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные долж-­
ности в органы государственной власти и т д.

Кроме Высшего совета центральными органами партии «Единая Россия», по Уставу, являются съезд партии, Центральный политичес­кий совет, Генеральный совет, Центральная контрольно-ревизионная комиссия и Центральный исполнительный комитет. Устав также объяв­ляет Съезд, Центральный политический совет, Генеральный совет ру­ководящими органами партии.

В Уставе записано, что Центральный политический совет — выс­ший политический руководящий орган партии. 100 членов Центрального политсовета избираются на съезде партии. Руководство деятельностью Центрального политсовета осуществляет секретарь Генсовета. Заседания Центрального политического совета должны проходить не реже 1 раза в полгода.

Постоянно действующий руководящий орган партии в период меж­ду заседаниями Центрального политического совета — Генеральный со­вет. Его заседания должны проводиться не реже одного раза в месяц. (Информации о заседаниях Центрального политсовета и Генсовета не публикуются).

Руководство деятельностью Генерального совета осуществляет секретарь Генсовета (ранее — А.Беспалов, после него — бывший «че­кист», руководитель управления кадров и госслужбы Совета Федера­ции В.Богомолов}

Постоянно действующим исполнительно-распорядительным орга­ном партии является Центральный исполнительный комитет (предсе­датель Ю.Волков, руководитель предвыборного штаба ЕР во время пар­ламентских выборов 2003 г)

В «Единой России» процветает чинопочитание, угодничество. «Я счастлив, — говорил секретарь Генсовета В.Богомолов, — что на­шей новой руководящей команде во главе с лидером партии Б. Грыз­ловым удалось...». На руководящие государственные и партийные должности откровенно проталкиваются, в основном, петербургские «че­кисты», юристы и коммерсанты.

Нет даже намека на внутрипартийную демократию. Нижестоящие отделения создаются (реорганизуются, могут быть ликвидированы) решением вышестоящих органов (региональные отделения — решением Центрального политсовета и т. д.). По Уставу ЕР, даже количественный состав регионального политического совета определяется по согласо­ванию с Генсоветом партии. Местные отделения создаются решением регионального политического совета по согласованию с Генсоветом пар­тии. Все кадровые вопросы решаются с участием центральных орга­нов парт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: