Англия

Новая политическая реальность - появление в 70-е - 80-е годы ХVII века в Англии первых настоящих партий, тори и вигов - произвела переворот в теории. С современных позиций партии тори и вигов выглядят скорее как политические кланы. группировавшиеся вокруг отдельных лидеров и оспаривавшие свои позиции при дворе.

Виги выступали за ограничение прерогатив королевской власти, усиление позиций парламента, за активную внешнюю политику Англии с целью обеспечения её торговых интересов. Они были сторонниками вмешательства в войну за испанское наследство. В течение ХVIII века виги и тори попеременно находились у власти.

Доминирование вигов во внутриполитической арене закончилось с приходом к власти в конце ХVIII начале ХIХ века короля Георга III, который считал, что виги умаляют права короля. Отказавшись сотрудничать с вигами, он призвал к власти «новых» тори во главе с Уильямом Питтом-младшим. Именно этот период стал временем господства в британской политике партии тори, виги отошли на второй план, грая роль оппозиции его величества.

К середине ХIХ века, после реформы избирательного права 1832 года прежние традиционные партии Англии утратили свои старые исторические названия вигов и тори. Партия Вигов соединилась с радикалами и стала называться либеральной, партия тори – консервативной.

В начале ХХ века ведущими политическими силами страны по прежнему являлись консервативная и либеральная партии. С конца 1905 года по 1916 год в стране у власти находилась либнральная партия. Её руководство отстаивало идеи социального либерализма, которые предусматривали социальное партнёрство, ориентацию партии не на один класс, а на всё общество (включая его наименее обеспеченные слои), признание всёвозрастающей роли государства в социально-экономических отношениях. Либеральные правительства, возглавляемые либералами, приняли закон о пенсиях, установили 8-часовой рабочий день для горняков, внесли социальное страхование по болезни, инвалидности и в случае потери работы. Великобритания накануне первой мировой войны стала с самым развитым социальным страхованием в мире.

В период между мировыми войнами политическая жизнь Великобритании характеризовалась кризисом старой и зарождением новой двухпартийной системы. Либеральная партия после первой мировой войны переживала упадок и к середине 20-х годов утратила свои позиции как вторая правящая партия. Её место заняла основанная в 1900 году лейбористская партия, главной опорой которой были тред-юнионы. Лидеры лейбористов, исповедовавшие умеренную реформистскую идеологию, являлись сторонниками государственного вмешательства в экономические процессы, выступали за частичную национализацию промышленности.

Лейбористы дважды, в 1924 и в 1929 году приходили к власти, однако, не имея абсолютного большинства в парламенте, недолго оставались у государственного руля и не смогли в полной мере осуществить свою социально-экономическую программу.

Ведущую роль в политической жизни Великобритании в 20-30-е годы играли консерваторы, ставшие после упадка либеральной партии фактически главным выразителем интересов крупной буржуазии.

Лейбористская партия только после второй мировой войны в ходе всеобщих выборов 1945 года смогла получить большинство мест в парламенте и сформировать устойчивое правительство. Была национализирована пятая часть британской промышленности, при этом бывшим владельцам предприятий выплачивалась крупная компенсация. Была реорганизована также система социального страхования. В этой области в середине ХХ столетия Великобритания опередила многие ведущие страны мира.

Во второй половине ХХ века функционирование двухпартийной системы консервативной и лейбористской партий продолжало обеспечивать относительную стабильность в структурах власти. К началу 50-х годов Великобритания превзошла довоенный уровень производства, но расходы, связанные с социальными реформами лейбористов, оказались слишком тяжёлыми для населения. В значительной степени этим объясняется их поражение на выборах в октябре 1951 года.

Организационная и идеологическая перестройка консервативной партии в период её пребывания в оппозиции позволили им удержаться у руля правления страной в течение последующих 13 лет. До апреля 1955 года консервативный кабинет возглавлял У.Черчилль, до января 1957 года – А. Иден, и до октября 1963 г. – Г. Макмиллан. На авансцену выступили умеренные консерваторы, стоящие за спиной более правых премьер-министров и готовые к консенсусу с лейбористами. Консервативное правительство следовало основным параметром кейнсианской модели, введённой лейбористами. Были национализированы лишь сталелитейная промышленность и автодорожный транспорт.

После прихода к власти ЛПВ во главе с Г.Вильсоном «политика доходов» консерваторов была преобразована в «политику цен и доходов». Отличие заключалось в том, что ограничения распространялись на все виды доходов и цены, а не только на заработную плату. Нововведения были одобрены профсоюзами.

В 1970 году в условиях увеличивавшихся инфляции и угрозы безработицы политический «маятник» качнулся в сторону партии тори. Кабинету Э.Хита пришлось столкнуться с тенденциями роста безработицы, снижения жизненного уровня трудящихся, с одной стороны, и усилением активного роста и влияния профсоюзов на государственную политику, с другой. Роспуск парламента, предпринятый кабинетом Э.Хита, и проведение избирательной кампании под лозунгом «Кто правит страной – правительство или профсоюзы», окончились поражением консерваторов. С этого времени с политикой социал-реформизма для консерваторов было покончено. Лидерство в партии перешло к правому крылу. Проводником нового курса стала Маргарет Тетчер, избранная лидером партии в феврале 1975 года, в период пребывания последней в оппозиции.

В 70-80-е годы идеология консерваторов, а затем и лейбористов претерпела серьёзную эволюцию. Кейнсианская политика уже не соответствовала новым реалиям. Большое влияние на формирование «тетчеризма» оказала антиколлективистская философия австрийского учёного Ф.Хайека и монетарная теория американца М.Фридмана. Новая программа предусматривала курс на резкое ограничение государственного вмешательства, усиление частного предпринимательства, усиление рыночного механизма и стимулирование частного предпринимательства путём уменьшение налогов, борьбу с инфляцией за счёт сокращения государственных расходов на социальные нужды. Приверженцев новых взглядов называли неолибералами.

Период пребывания Тэтчер в качестве главы правительства (1979-1991) знаменателен авторитарным стилем её руководства и многократным изменением состава кабинета. Реализация программы началась с демонтажа механизма государственного регулирования и поэтапной приватизации национализированных отраслей производства. Значительно увеличилось число средних и мелких собственников. Консерваторы называли эту систему «демократией собственников», или народным капитализмом. В результате к концу 80-х годов в секторе малого бизнеса оказалась занятой четвёртая часть самодеятельного населения. Рос в численном отношении и укрепился средний класс.

В области социальной политики происходило сокращение государственных расходов и внедрение рыночных начал в образование и здравоохранение. Делалась ставка на адресную помощь нуждающимся.

К концу 80-х годов в стране наблюдалась социальная и географическая поляризация. На фоне продолжающегося роста уровня жизни происходило беспрецедентное в послевоенный период обнищание части населения. Введение в 1990 году местного подушного налога (вместо фактически существовавшего налога на богатства) особенно болезненно было воспринято малоимущими.

Всё это привело к тому, что в 1990 году М.Тэтчер была заменена на посту лидера консерваторов. Д.Мейджером. Правительство консерваторов отменило подушный налог, но в основном следовало политике своей предшественницы. К этому времени лейбористы отошли от принципов левого радикализма и из партии рабочего класса постепенно превратились в общенациональную партию. Это помогло им победить на выборах 1997 года.

Новый лейборизм. Возглавив партию в июне 1994 г., Э. Блэр обес­печил отход лейбористов от социалистической традиции. В 1995 г. был снят вопрос о национализации. Новое руководство по существу призна­ло антипрофсоюзное законодательство, проведенное М. Тэтчер, и дис­танцировалось от профсоюзов.

Новые направления в лейбористской идеологии Блэр назвал "но­вым лейборизмом", или "третьим путем, имея в виду, что первый - нео­либерализм (британский тетчеризм), второй - социализм. Предпола­галось участие населения в решении социально-экономических и поли­тических задач (коммунализм), сочетание принципов индивидуализма и коллективизма. В целом партия возвращалась на путь двухпартийного консенсуса, который был нарушен в конце 70-х - начале 80-х годов, ко­гда консерваторы и лейбористы в своих политических платформах зна­чительно отдалились друг от друга.

Помимо реализации программы, декларированной Блэром в период пребывания партии в оппозиции, его кабинет осуществил ряд конституци­онных реформ. В 1997-1998 гг. после проведения референдумов в Шот­ландии и Уэльсе там были учреждены органы самоуправления - Шот­ландский парламент и Ассамблея Уэльса. Билль о палате лордов, приня­тый в 1999 г., за редким исключением ликвидировал право наследствен­ных пэров участвовать в деятельности верхней палаты парламента.

Во внешней политике Блэр подобно консерваторам является твер­дым сторонником особых отношений с США. Но при этом он рассмат­ривает Европу как партнера, ни в чем не уступающего американскому союзнику, и готов идти на более тесное сотрудничество с ЕС и его чле­нами. Ограничения сводятся главным образом к тому, что лейбористы предпочитают сохранять фунт стерлингов в качестве национальной валюты. Немаловажно и то, что правительство Блэра ставит своей задачей добиться лидирующей роли Великобритании в Европе. Она наиболее активно поддерживает военные акции США на Балканах и в Ираке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: