Система автоматического управления торможением (САУТ) предназначена для автоматического управления торможением грузовых и пассажирских поездов, обращающихся на участках с автоматической и полуавтоматической блокировками, при скоростях движения не более 160 км/ч
на блок-участках длиной не менее 187 м.
Входными параметрами локомотивной аппаратуры САУТ являются:
1) угол поворота вала датчика угла поворота;
2) сигналы от путевых устройств;
3) давление воздуха в тормозной системе поезда;
4) сигналы АЛСН;
5) сигнал электропневматического торможения "ЭПТ";
6) сигнал торможения локомотива "ТЛ";
7) напряжение питания электропневматического клапана автостопа;
8) сигналы контроллера машиниста: ход вперед "ХВП" и ход назад "ХНЗ".
Выходными параметрами локомотивной аппаратуры САУТ являются:
1) команда "П" - отключение тяги;
2) команда "Т" - служебное торможение;
3) команда "Нро" - запрещение отпуска тормозов;
4) сигнал "ЭПК" - экстренное торможение (снимается напряжение питания с катушки электромагнита ЭПК - 150Е);
|
|
5) команда "Регистр" - регистрация включенного состояния аппаратуры САУТ на ленте локомотивного скоростемера;
6) сигнал " 7D 1V 4э.д.т 1" - управление устройствами электродинамического торможения;
7) сигнал "27 ПМ" - выдается на пульт машиниста и осуществляет мигание ламп освещения приборов при появлении сигнала "ЭПК";
8) сигнал " 7D 1V" - выдается на пульт машиниста как разность между программной Vпр и фактической Vф скоростями движения в диапазоне от
0 до 160 км/ч с точностью +5 км/ч;
9) сигнал " 7q 4р 1" - выдается на пульт машиниста при нажатии кнопки
" 7q 4р 0" как расчетный тормозной коэффициент от 0 до 0,6 с точностью
0,025;
10) сигнал "S" - выдается на пульт машиниста как расстояние до точки прицельной остановки в диапазоне от 0 до 3 км с точностью +0,05 км.
В состав локомотивной аппаратуры САУТ входят:
1) 1два датчика угла поворота (ДПС1 и ДПС2) 0 - 1применяются 0 1как
датчики угла поворота в каналах измерения пути, скорости и определе-
ния направления движения поезда. 1Устанавливаются 0 1на 0 буксах различных
колесных пар локомотива;
2) 1 антенна (Ан) 0 - 1 предназначена 0 1для 0 преобразования электромаг-
нитного поля в рельсах в напряжения с частотами 19,6, 23, 27 и 31
кГц. 1Устанавливается 0 1на 0 кронштейне приемных катушек АЛСН перед пер-
вой колесной парой;
3) 1 пульт машиниста (ПМ) 0 - 1 предназначен 0 1для 0 индикации 7 D 0V, 7 q 4р 0, S,
а также режимов работы аппаратуры САУТ: "Запрещение отпуска тормо-
зов" и "Экстренное торможение". 1 Устанавливается 0 1в 0 нижней зоне лобо-
|
|
вого стекла кабины машиниста;
4) 1 пульт управления (ПУ) 0 - 1 предназначен 0 1для 0 формирования маши-
нистом управляющих сигналов в следующих поездных ситуациях:
- отправление поезда с боковых некодированных путей станции или
безостановочное движение по ним 1 (нажать кнопку "Отпр") 0;
- проследование светофора с запрещающим огнем со скоростью не
более 20 км/ч 1 (нажать кнопку "К20") 0;
- подтягивание локомотива к светофору на расстояние меньшее,
чем до точки прицельной остановки 1 (нажать кнопку "Подтяг") 0;
- снятие ограничения скорости, заданного путевым устройством
1(нажать кнопку "ОС") 0.
1Устанавливается 0 с правой стороны рабочего места машиниста;
5) 1 приставка к крану машиниста (ПКМ) 0 - 1 применяется 0 1для 0 управле-
ния тормозами поезда через электропневматические вентили с помощью
команд "П" и "Т";
6) 1 два датчика давления воздуха в тормозной системе поезда (ДД1
1и ДД2) 0 - 1 применяются 0 1в 0 канале измерения давления воздуха в тормозной
системе поезда. 1 Устанавливаются: 0 1в 0 пассажирских локомотивах и
электропоездах на трубопроводе от ЭВР к ТЦ (измеряют P 4т.ц 0), 1в 0 гру-
зовых локомотивах на ПКМ (измеряют P 4т.м 0);
7) 1 блок коммутации основной (БКм1) 0 - 1 предназначен 0 1для 0 связи
всех блоков и приборов локомотивной аппаратуры САУТ, 1 0 обеспечения
гальванической развязки при подключении к локомотивным цепям управ-
ления и осуществления согласования входных и выходных сигналов;
8) 1 блок коммутации (БКм2) 0 - 1 предназначен 0 1для 0 связи локомотивной
аппаратуры САУТ с блоками во второй кабине односекционного локомоти-
ва через БКм1 (используется только в односекционных локомотивах);
9) 1 блок включения (БВк) 0 - 1 предназначен 0 1для 0 подключения и отклю-
чения машинистом локомотивной аппаратуры САУТ к цепям управления и
АЛСН локомотива. 1 Устанавливается в 0 рабочей зоне действий машиниста;
10) 1 блок питания (БП1) 0 - 1 предназначен 0 1для 0 обеспечения гальвани-
ческой развязки цепей первичного и вторичного электропитания, форми-
рования всех напряжений для функционирования локомотивной аппаратуры
САУТ и преобразования сигналов локомотивных устройств АЛСН;
11) 1 блок электроники (БЭ) 0 - 1 предназначен 0 1для 0 расчета программ-
ной скорости движения V 4пр 0, измерения фактической скорости V 4ф 0 и вы-
числения разности этих скоростей 7 D 0V, отключения режима тяги локомо-
тива и формирования сигналов управления тормозами, контроля за нор-
мальным функционированием аппаратуры САУТ и формирования для пульта
машиниста информационных величин 7 D 0V, 7 q 4р 0 и S;
12) 1 блок оптронный (БО) 0 - 1 предназначен для 0 согласования уровней
сигналов ДПС и БЭ, обеспечения взаимозаменяемости ДПС с датчиками
угла поворота другого типа. Обеспечивает работу двух ДПС.
ПКМ, БКм1, БКм2, БП1, БЭ и БО 1 устанавливаются в 0 кузове локомоти-
ва, кабине или машинном отделении.
Локомотивная аппаратура САУТ подключается к цепям управления
локомотива после перевода переключателя БВк из положения АЛСН в по-
ложение САУТ. При этом БЭ формирует команду "Регистр" и на ленте ло-
комотивногоскоростемера регистрируется включенное состояние САУТ.
Работа локомотивной аппаратуры САУТ.
Функционирование аппаратуры САУТ предусмотрено при следующих
поездных ситуациях:
1) 1 при движении поезда по блок-участку с З или Ж огнями на ЛС
локомотивная аппаратура САУТ предотвращает превышение максимальной
программной скорости движения V 4пр.max 0 на соответствующий огонь ЛС и
выдает команды в зависимости от фактической скорости движения V 4ф 0:
- если 7 D 0V < (2 ё 2) км/ч, то команда "П";
- если 7 D 0V є (-2 ё 2) км/ч, то команда "Т";
- если 7 D 0V є (-6 ё 2) км/ч, то команда "ЭПК".
Команды одинаковы во всех поездных ситуациях (для всех 7 D 0V);
|
|
2) 1 при безостановочном движении поезда по боковому станционному
1пути и Б огню на ЛС 0 аппаратура САУТ разрешает проследование входного
светофора с установленной скоростью движения по станционным путям
после нажатия машинистом кнопки "Отпр" на ПУ не раньше, чем за 560 м
до конца расстояния и предотвращает превышение этой скорости;
3) 1 для обеспечения высокой точности остановки поезда перед све-
1тофором 0 аппаратура САУТ разрешает движение со скоростью не более 30
км/ч на расстоянии не более 270 м от точки прицельной остановки пос-
ле нажатия машинистом кнопки "Подтяг" на ПУ не раньше, чем за 560 м
до точки прицельной остановки. В этом случае остановку поезда перед
запрещающим сигналом производит машинист. После остановки поезда в
точке прицельной остановки на расстоянии 50 ё 40 м до светофора
действие кнопки "Подтяг" отменяется;
4) 1 аппаратура САУТ позволяет проследовать светофор с К огнем 0 со
скоростью не более 20 км/ч после остановки поезда и нажатия машинис-
том кнопки "К20" на ПУ. Отмена ограничения скорости 20 км/чпроизво-
дится только повторным нажатием кнопки "К20";
5) 1 при любом показании ЛС и самопроизвольном движении поезда 0 на
расстояние 3 м в направлении, не соответствующем установленному ре-
версивно-селективной рукояткой контроллера (ХВП или ХНЗ), аппаратура
САУТ обеспечивает остановку поезда служебным торможением, а при ну-
левом положении этой рукоятки - экстренным торможением. Отмена тор-
можения производится после остановки поезда нажатием кнопки "К20";
6) 1 при любом показании ЛС после принятия информации об ограни-
1чении скорости 0 от путевого устройства аппаратура САУТ формирует
программную скорость движения с учетом ограничения. Отмена ограниче-
ния скорости производится после проезда места ограничения и нажатия
кнопки "ОС" на ПУ.
1Безопасное функционирование 0 локомотивной аппаратуры 1САУТ 0 1обеспе-
1чивается 0дублированием каналов измерения и обработкой сигналов двумя
|
|
полукомплектами аппаратуры с непрерывным сравнением сигналов по амп-
литуде. Несовпадение их или неисправность схемы контроля приводит к
выдаче сигнала "ЭПК" и выполнению ЭТ.
Величины 1программных скоростей 0 1движения 0при том или ином огне
на ЛС 1определяются 0 автоматически 1в зависимости от 0: допустимой ско-
рости движения по блок-участку, расстояния до точки прицельной оста-
новки перед светофором, профиля пути и расчетного тормозного коэффи-
циента. Все 1эти величины задаются 0 путевыми устройствами САУТ.
_ 1Путевое устройство САУТ содержит:
1) 1два путевых генератора 0 - установлены в релейном шкафу автоб-
локировки или путевой коробке;
2) 1передающую антенну 0 в виде участка 1 0рельсовой нити, к которой
подключены генераторы. Она размещается вблизи изолированного стыка
автоблокировки, справа по ходу поезда.
_ 1Преимущества. 0 _ 1САУТ перед ранее рассмотренными системами безопас-
_ 1ности движения:
1) 1 измерение фактической тормозной эффективности поезда и фор-
1мирование программной скорости движения 0 в зависимости от действи-
тельного значения тормозного коэффициента, профиля пути, расстояния
до сигнала и показания ЛС;
2) 1 отмена контроля скорости и периодической проверки бдитель-
1ности машиниста 0, что снижает нагрузку на локомотивную бригаду.
_ 1К недостаткам системы САУТ следует отнести. 0 фактическое отключе-
ние системы при отсутствии путевых устройств.
_ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ
_С ЛОКОМОТИВНЫМ БЛОКОМ ПУТЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ
На участках железных дорог, блок-участки между станциями кото-
рых не оборудованы путевыми устройствами САУТ, 1 локомотивный блок пу-
1тевых параметров (ЛБПП) 0 _ 1вводит. 0 в САУТ _ 1 информацию о:
1) 1длине 0 блок-участка, на который вступает поезд;
2) 1 среднем уклоне 0 следующего блок-участка;
3) 1 приведенной длине 0 следующего блок-участка.
ЛБПП 1 осуществляет 0 автоматическую проверку бдительности машинис-
та с помощью синтезатора речи, предупреждающего о приближении к мес-
там, требующим внимания (переездам, мостам, тоннелям, путепроводам,
постоянным сигналам "С") за 460 м до них.
ЛБПП 1 обеспечивает хранение данных 0 в постоянном запоминающем
устройстве (ПЗУ). Объем ПЗУ должен позволять вводить информацию о
восьми направлениях обращения локомотива, протяженностью двухпутного
участка каждого направления не менее 400 км, т.е. хранение данных о
4096 блок-участках на 12 перегонах.
ЛБПП 1 выводит 0 1на знакосинтезирующий индикатор 0 блока индикации
название перегона и номер светофора или название станции, на которой
в данный момент находится поезд.
_ 1Путевое устройство САУТ содержит:
1) 1путевой генератор 0, установленный в релейном шкафу автоблоки-
ровки (передающая частота 19,6 кГц);
2) 1 передающую антенну 0 в виде отрезка рельса, к которому подклю-
чен генератор.
На выходе каждой из станций 1путевое устройство САУТ 0передает на
ЛБПП номер перегона, на который въезжает поезд. 1ЛБПП расшифровывает
код 1и 0 при подтверждении его достоверности по принятому номеру пере-
гона 1извлекает 0 из ПЗУ путевые параметры. В начале каждого
блок-участка после проследования изолированного стыка автоблокировки
1извлеченные 0 из ПЗУ 1путевые 0 1параметры 0 1передаются 0 локомотивному уст-
ройству САУТ.
Выход ЛБПП соединен с выходом приемной антенны САУТ, и 1 данные
1передаются 0 в локомотивную аппаратуру САУТ либо от путевых устройств
через приемную антенну, либо на участках, не оборудованных путевыми
устройствами - от ЛБПП.
Машинист обязан подтвердить бдительность нажатием РБ после лю-
бого речевого сообщения синтезатора, кроме сообщения "Впереди зеле-
ный".