Содержание учебного материала

3.1Содержание лекционных занятий

№ недели Наименование тем и их содержание Объем в часах Методы преподавания  
1,2 Предмет и метод изучения дисциплины «Экономика отраслевых рынков». Экономика отраслевых рынков и экономическая теория. Основные подходы к определению предмета экономики отраслевых рынков: традиционный (микроэкономический), Гарвардской школы («структура - поведение - результат») и др. Инструментарий современного анализа рынков. Методология исследования рыночных структур. Теория игр. Отрасль, принципы выделения и классификации отраслей. Отраслевая структура мировой и отечественной экономики, её динамика. 2/1/0,5 Контекстное обучение, обучающий контроль  
3-8 Фирма и рынок. Основные концепции фирмы:технологическая и контрактная. Теория поведения фирмы (микроэкономический подход). Изокванты и изокосты, их характеристики. Зона технического замещения. Равновесие производителя. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Правило наименьших издержек. Принцип максимизации прибыли. Путь развития и экономия масштаба. Издержки производства. Выручка и прибыль. Чистый денежный поток. Приведенная стоимость. Внутренняя норма доходности. Технологическая и экономическая эффективность производства. Модель максимизации прибыли. Влияние изменения цен и технологий на выбор оптимального выпуска. Минимизация убытков. Отдача от масштаба производства (снижающая, повышающаяся, неизменная). Условия начала и прекращения производства в краткосрочном и долгосрочном периодах (открытие и закрытие предприятия, санация и банкротство). Понятие отрасли. Отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками. Технологические особенности и отраслевые издержки. Минимально эффективный выпуск (МЭВ) для отрасли, технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста фирмы. Эффект масштаба и горизонтальные границы фирмы. Специфика издержек и размер фирм в северных районах мировой экономики (криологический аспект., Однопродуктовые фирмы и товарное многообразие (пределы диверсификации производства). Дифференциация продукта и эффект охвата. Эластичность спроса и диверсификация производства. Субаддитивность издержек и вертикальные границы фирмы. Контрактная теория поведения фирмы. Внешние и внутренние контракты фирмы и издержки. Трансакционные издержки и издержки контроля, их роль в формировании эффективных размеров фирм и факторы. Малый, средний и крупный бизнес в современной отраслевой организации производства: мировой и отечественный опыт. Организационные формы фирм и модификация их целей в краткосрочном и долгосрочном периодах (соотношение целей фирмы и её собственников). Поведение фирм, максимизирующих полезность, прибыль, выпуск и т.д. Рынок и отрасль, отраслевой рынок: продуктовые, технологические, географические границы. Рыночное ценообразование и равновесие. Динамика рынка. 6/3/ 2 Моделирование, ситуационный метод, обучающий контроль, контекстное обучение информационные технологии (Microsoft Excel)  
8-12 Типы рыночных структур, принципы их выделения. Анализ структуры рынков. Факторы, определяющие структуру рынка. Совершенная конкуренция как базовая модель анализа отраслевых рынков. Модель функционирования рынка совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Независимость рыночной цены и спрос на продукцию конкурентной фирмы. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли: краткосрочный и долгосрочный периоды. Суммарное предложение конкурентной отрасли. Принцип нулевой экономической прибыли. Выигрыш производителя. 4/1/1 Дискуссия, моделирование, контекстное обучение, информационные технологии (Microsoft Excel)  
13-17 Концентрация, её анализ и роль в отраслевой организации экономики. Рыночная концентрация и принципы ее измерения. Основные показатели концентрации продавцов на рынке. Индекс концентрации, коэффициент (индекс) Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия долей фирм на рынке, индекс Линда, индекс энтропии, кривая Лоренца и коэффициент Джини. Взаимосвязь показателей концентрации. Слияния и поглощения. Аллокативные и управленческие поглощения. Вертикально и горизонтально интегрированные структуры на отраслевых рынках. Интеграция и аутсорсинг на отраслевых рынках. Статистика концентрации производства в отраслевой структуре мировой и отечественной экономики. Малый, средний и крупный бизнес в отраслевой организации экономики. Виды и факторы концентрации продавцов на отраслевом рынке: концентрация по объему, по технологическому процессу, по продукту. Концентрация покупателей. Концентрация продавцов и покупателей и структура отраслевого рынка (рыночные структуры). Концентрация рынка и конкуренция. Индекс конкуренции. 5/1,5/1 Моделирование, обучающий контроль Инновационные технологии (Модульное обучение) информационные технологии (Microsoft Excel)  
19-20 Рыночные барьеры Понятие и виды рыночных барьеров. Стратегические барьеры: ценовые и неценовые. Нестратегические барьеры. Структурные барьеры: макроэкономическая среда и политика государства. Барьеры входа и структура рынка. Опыт отечественных и западных фирм в возведении рыночных барьеров. Структура рынка, патенты и технологические инновации. Измерение рыночных барьеров. Статистика входа и выхода фирм в отрасли, стабильность и обновление ведущих отраслей мировой и отечественной экономики. 4/1,5/1 Ситуационный метод, обучающий контроль, Инновационные технологии (контекстное обучение)  
21-23 Монополия (монополизированные отраслевые рынки) и монополистическая конкуренция. Понятие монополии. Формы и виды монополий. Классификация монополий: простая, открытая, закрытая, временная, естественная, государственная. "Чистая" монополия. Типы монополии (организационные формы монополизации рынка). Спрос, ценообразование и общая выручка монопольной фирмы. Модель максимизации прибыли: краткосрочное и долгосрочное монопольное равновесие. Естественная монополия. Особенности отраслевого рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий. Поведение монополии на отраслевом рынке (выбор объемов выпуска, возведение барьеров, ценовая политика и т.д.). Ценообразование в условиях естественной монополии на отраслевом рынке. Предельное ценообразование и ценообразование Рамсэя. Эффективность монополизированного рынка: Х-неэффективность и «мертвый груз», Х – эффективность монополии. Монопсония. Двусторонняя монополия. Особенности деятельности монополии в условиях монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция. Модель Чемберлина. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция. Реклама и продвижение товара. Максимизация прибыли и оптимизация выпуска фирмы. Краткосрочное и долгосрочное равновесие отрасли. 5/3/2 Ситуационный метод, обучающий контроль, информационные технологии (Microsoft Excel)  
23-25 Монопольная власть. Понятие монопольной власти, её факторы. Эластичность спроса и монопольная власть. Показатели монопольной власти: норма экономической прибыли (коэффициент Бэйна); коэффициент Лернера; коэффициент Тобина; коэффициент Папандреу. Изменение монопольной власти при изменении эластичности спроса. Графическая модель изменения монопольной власти. Использование монопольной власти для максимизации прибыли и объемов продаж фирмы и отрасли. 3/1/1 Дискуссия, моделирование, обучающий контроль  
25-29 Олигополия. Признаки и характеристика олигополизированного отраслевого рынка. Виды олигополии. Экономические теории олигополистического ценообразования: модель Курно, ломаная кривая спроса, модели Бертрана, Штакельберга, Эджуорта. Модель Форхаймера. Модели кооперированной олигополии: кортельное ценообразование, ценовое лидерство, барометрическое лидерство. Теория игр и выбор между кооперированной и некооперированной олигополией. Равновесие Нэша. Условия, способствующие координации олигополии. Условия, ограничивающие олигопольную координацию. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии. 7/3/3 Ситуационный метод, обучающий контроль, информационные технологии (PowerPoint, Microsoft Excel)  
30-32 Ценовая дискриминация Сущность ценовой дискриминации, механизм её реализации (графическая и алгебраическая модели). Цель и факторы ценовой дискриминации. Виды ценовой дискриминации. Дискриминация первой, второй и третьей степени. Власть покупателя и вертикальное ценообразование. Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков и ценовая дискриминация. Ограниченность информации о качестве товара («рынок лимонов»), ограниченность информации о цене товара («ловушка для туриста»). Теория сигналов и информационная роль рекламы. Система скидок, используемых в практике хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных фирм. Воздействие ценовой дискриминации на распределение и использование экономических ресурсов. 5/2/2 Моделирование Инновационные технологии (Модульное обучение)  
32-33 Результативность рынка Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию. Критерий эффективности Парето. Межотраслевое взаимодействие. Система факторов, определяющих результативность отраслевого рынка. Развитие отраслевых рынков и экономический рост. «Локомотивные» отраслевые рынки. Результативность деятельности фирм в национальной экономике. Структура и эффективность функционирования рынка. Стимулы НИОКР и нововведения на отраслевых рынках. Показатели результативности малых предприятий на отраслевых рынках. Результативность деятельности монополии. Результативность сетевых структур и кластеров. 3/1/1 Дискуссия, обучающий контроль, Инновационные технологии (контекстное обучение)  
34-35 Промышленная политика. Государственная политика относительно несостоятельных отраслевых рынков: оценка несостоятельности, прямое вмешательство. Дерегулирование отраслевых рынков. Приватизация и национализация: мировой опыт и отечественная практика. Промышленная политика государства в отношении рыночных структур. Антимонопольное регулирование. Теоретические основы антимонопольной политики. Особенности государственной политики относительно монопольных структур, слияния и поглощения фирм, соглашений о фиксировании цен и ценовой дискриминации. Регулирование естественных монополий. Государственная политика в области НИОКР. Патентная защита и защита авторских прав. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика государства в регулировании отраслевых рынков. Результативность индустриальной политики государства. 4/2/1,5 Ситуационный метод, обучающий контроль, информационные технологии (PowerPoint)  
ИТОГО 48/20/16    

3.2. Содержание практических занятий

№ недели Наименование тем и их содержание Объем в часах Методы преподавания  
1-2 Предмет и методология дисциплины «Экономика отраслевых рынков» 3/1/1/0,5 Работа с печатными источниками, обучающий контроль  
2-7 Фирма и рынок - Теория поведения фирмы (микроэкономический подход) - Контрактная теория фирмы - Формы фирменной организации хозяйственной деятельности - Отрасль и отраслевой рынок, показатели их динамики 10/5/3/3 4/2/2/2 2/1/1/1 2/1/-/- 2/1/-/- Моделирование, презентации ситуационный метод, обучающий контроль  
7-8 Типы рыночных структур 2/1/0,5/0,5 Моделирование  
8-9 Отраслевой рынок совершенной конкуренции 3/2/1/1 Моделирование, ситуационный метод  
10-11 Рыночная концентрация, её виды и показатели 4/2/1,5/1,5 Обучающий контроль  
12-13 Слияния и поглощения 4/1/-/- Работа с печатными источниками, обучающий контроль  
14-15 Динамика рыночной концентрации отраслей: мировой и отечественный опыт 3/1/-/- Работа с печатными источниками, презентация, дискуссия  
15-16 Концентрация и конкуренция 2/-/-/- Моделирование, ситуационный метод, презентация  
16-18 Рыночные барьеры 4/1/1/0,5 Моделирование, обучающий контроль, дискуссия  
19-21 Монопольная власть 3/1/1/0,5 Моделирование, ситуационный метод, обучающий контроль  
22-26 Олигополия. 5/2/2/2 Моделирование, ситуационный метод, обучающий контроль  
27-30 Ценовая дискриминация 4/1,5/1,5/1,5 Моделирование  
31-35 Результативность отраслевых рынков и промышленная политика 4/1,5/1,5/1 Работа с печатными источниками, дискуссия, презентация, обучающий контроль  
ИТОГО 51/20/14/12    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: