№
недели
| Наименование
тем и их содержание
| Объем в часах
| Методы преподавания
| |
1,2
| Предмет и метод изучения дисциплины «Экономика отраслевых рынков».
Экономика отраслевых рынков и экономическая теория. Основные подходы к определению предмета экономики отраслевых рынков: традиционный (микроэкономический), Гарвардской школы («структура - поведение - результат») и др.
Инструментарий современного анализа рынков.
Методология исследования рыночных структур. Теория игр.
Отрасль, принципы выделения и классификации отраслей.
Отраслевая структура мировой и отечественной экономики, её динамика.
| 2/1/0,5
| Контекстное обучение, обучающий контроль
| |
3-8
| Фирма и рынок.
Основные концепции фирмы:технологическая и контрактная.
Теория поведения фирмы (микроэкономический подход).
Изокванты и изокосты, их характеристики. Зона технического замещения. Равновесие производителя. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Правило наименьших издержек. Принцип максимизации прибыли. Путь развития и экономия масштаба.
Издержки производства.
Выручка и прибыль. Чистый денежный поток. Приведенная стоимость. Внутренняя норма доходности. Технологическая и экономическая эффективность производства. Модель максимизации прибыли. Влияние изменения цен и технологий на выбор оптимального выпуска. Минимизация убытков. Отдача от масштаба производства (снижающая, повышающаяся, неизменная).
Условия начала и прекращения производства в краткосрочном и долгосрочном периодах (открытие и закрытие предприятия, санация и банкротство).
Понятие отрасли. Отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.
Технологические особенности и отраслевые издержки. Минимально эффективный выпуск (МЭВ) для отрасли, технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста фирмы. Эффект масштаба и горизонтальные границы фирмы. Специфика издержек и размер фирм в северных районах мировой экономики (криологический аспект.,
Однопродуктовые фирмы и товарное многообразие (пределы диверсификации производства). Дифференциация продукта и эффект охвата. Эластичность спроса и диверсификация производства. Субаддитивность издержек и вертикальные границы фирмы.
Контрактная теория поведения фирмы. Внешние и внутренние контракты фирмы и издержки.
Трансакционные издержки и издержки контроля, их роль в формировании эффективных размеров фирм и факторы.
Малый, средний и крупный бизнес в современной отраслевой организации производства: мировой и отечественный опыт.
Организационные формы фирм и модификация их целей в краткосрочном и долгосрочном периодах (соотношение целей фирмы и её собственников). Поведение фирм, максимизирующих полезность, прибыль, выпуск и т.д.
Рынок и отрасль, отраслевой рынок: продуктовые, технологические, географические границы.
Рыночное ценообразование и равновесие.
Динамика рынка.
| 6/3/ 2
| Моделирование, ситуационный метод, обучающий контроль,
контекстное обучение
информационные технологии (Microsoft Excel)
| |
8-12
| Типы рыночных структур, принципы их выделения. Анализ структуры рынков. Факторы, определяющие структуру рынка.
Совершенная конкуренция как базовая модель анализа отраслевых рынков. Модель функционирования рынка совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Независимость рыночной цены и спрос на продукцию конкурентной фирмы. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли: краткосрочный и долгосрочный периоды. Суммарное предложение конкурентной отрасли. Принцип нулевой экономической прибыли. Выигрыш производителя.
| 4/1/1
| Дискуссия, моделирование, контекстное обучение, информационные технологии (Microsoft Excel)
| |
13-17
| Концентрация, её анализ и роль в отраслевой организации экономики.
Рыночная концентрация и принципы ее измерения. Основные показатели концентрации продавцов на рынке. Индекс концентрации, коэффициент (индекс) Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия долей фирм на рынке, индекс Линда, индекс энтропии, кривая Лоренца и коэффициент Джини.
Взаимосвязь показателей концентрации.
Слияния и поглощения. Аллокативные и управленческие поглощения. Вертикально и горизонтально интегрированные структуры на отраслевых рынках. Интеграция и аутсорсинг на отраслевых рынках.
Статистика концентрации производства в отраслевой структуре мировой и отечественной экономики. Малый, средний и крупный бизнес в отраслевой организации экономики.
Виды и факторы концентрации продавцов на отраслевом рынке: концентрация по объему, по технологическому процессу, по продукту.
Концентрация покупателей.
Концентрация продавцов и покупателей и структура отраслевого рынка (рыночные структуры).
Концентрация рынка и конкуренция. Индекс конкуренции.
| 5/1,5/1
| Моделирование, обучающий контроль
Инновационные технологии (Модульное обучение)
информационные технологии (Microsoft Excel)
| |
19-20
| Рыночные барьеры
Понятие и виды рыночных барьеров.
Стратегические барьеры: ценовые и неценовые. Нестратегические барьеры. Структурные барьеры: макроэкономическая среда и политика государства.
Барьеры входа и структура рынка.
Опыт отечественных и западных фирм в возведении рыночных барьеров.
Структура рынка, патенты и технологические инновации.
Измерение рыночных барьеров.
Статистика входа и выхода фирм в отрасли, стабильность и обновление ведущих отраслей мировой и отечественной экономики.
| 4/1,5/1
| Ситуационный метод, обучающий контроль, Инновационные технологии (контекстное обучение)
| |
21-23
| Монополия (монополизированные отраслевые рынки) и монополистическая конкуренция.
Понятие монополии.
Формы и виды монополий. Классификация монополий: простая, открытая, закрытая, временная, естественная, государственная. "Чистая" монополия. Типы монополии (организационные формы монополизации рынка).
Спрос, ценообразование и общая выручка монопольной фирмы. Модель максимизации прибыли: краткосрочное и долгосрочное монопольное равновесие.
Естественная монополия. Особенности отраслевого рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий.
Поведение монополии на отраслевом рынке (выбор объемов выпуска, возведение барьеров, ценовая политика и т.д.). Ценообразование в условиях естественной монополии на отраслевом рынке. Предельное ценообразование и ценообразование Рамсэя.
Эффективность монополизированного рынка: Х-неэффективность и «мертвый груз», Х – эффективность монополии.
Монопсония. Двусторонняя монополия.
Особенности деятельности монополии в условиях монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция. Модель Чемберлина. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция. Реклама и продвижение товара. Максимизация прибыли и оптимизация выпуска фирмы. Краткосрочное и долгосрочное равновесие отрасли.
| 5/3/2
| Ситуационный метод, обучающий контроль, информационные технологии (Microsoft Excel)
| |
23-25
| Монопольная власть.
Понятие монопольной власти, её факторы. Эластичность спроса и монопольная власть.
Показатели монопольной власти: норма экономической прибыли (коэффициент Бэйна); коэффициент Лернера; коэффициент Тобина; коэффициент Папандреу.
Изменение монопольной власти при изменении эластичности спроса. Графическая модель изменения монопольной власти.
Использование монопольной власти для максимизации прибыли и объемов продаж фирмы и отрасли.
| 3/1/1
| Дискуссия, моделирование, обучающий контроль
| |
25-29
| Олигополия.
Признаки и характеристика олигополизированного отраслевого рынка. Виды олигополии.
Экономические теории олигополистического ценообразования: модель Курно, ломаная кривая спроса, модели Бертрана, Штакельберга, Эджуорта. Модель Форхаймера.
Модели кооперированной олигополии: кортельное ценообразование, ценовое лидерство, барометрическое лидерство.
Теория игр и выбор между кооперированной и некооперированной олигополией. Равновесие Нэша. Условия, способствующие координации олигополии. Условия, ограничивающие олигопольную координацию.
Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии.
| 7/3/3
| Ситуационный метод, обучающий контроль, информационные технологии (PowerPoint,
Microsoft Excel)
| |
30-32
| Ценовая дискриминация
Сущность ценовой дискриминации, механизм её реализации (графическая и алгебраическая модели). Цель и факторы ценовой дискриминации.
Виды ценовой дискриминации. Дискриминация первой, второй и третьей степени. Власть покупателя и вертикальное ценообразование.
Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков и ценовая дискриминация. Ограниченность информации о качестве товара («рынок лимонов»), ограниченность информации о цене товара («ловушка для туриста»). Теория сигналов и информационная роль рекламы.
Система скидок, используемых в практике хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных фирм.
Воздействие ценовой дискриминации на распределение и использование экономических ресурсов.
| 5/2/2
| Моделирование
Инновационные технологии (Модульное обучение)
| |
32-33
| Результативность рынка
Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию. Критерий эффективности Парето. Межотраслевое взаимодействие. Система факторов, определяющих результативность отраслевого рынка.
Развитие отраслевых рынков и экономический рост. «Локомотивные» отраслевые рынки. Результативность деятельности фирм в национальной экономике.
Структура и эффективность функционирования рынка. Стимулы НИОКР и нововведения на отраслевых рынках.
Показатели результативности малых предприятий на отраслевых рынках. Результативность деятельности монополии.
Результативность сетевых структур и кластеров.
| 3/1/1
| Дискуссия, обучающий контроль,
Инновационные технологии (контекстное обучение)
| |
34-35
| Промышленная политика.
Государственная политика относительно несостоятельных отраслевых рынков: оценка несостоятельности, прямое вмешательство. Дерегулирование отраслевых рынков. Приватизация и национализация: мировой опыт и отечественная практика.
Промышленная политика государства в отношении рыночных структур. Антимонопольное регулирование. Теоретические основы антимонопольной политики. Особенности государственной политики относительно монопольных структур, слияния и поглощения фирм, соглашений о фиксировании цен и ценовой дискриминации. Регулирование естественных монополий.
Государственная политика в области НИОКР. Патентная защита и защита авторских прав.
Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика государства в регулировании отраслевых рынков.
Результативность индустриальной политики государства.
| 4/2/1,5
| Ситуационный метод, обучающий контроль, информационные технологии (PowerPoint)
| |
ИТОГО
| 48/20/16
|
|
|
№
недели
| Наименование тем и их содержание
| Объем в часах
| Методы преподавания
| |
1-2
| Предмет и методология дисциплины «Экономика отраслевых рынков»
| 3/1/1/0,5
| Работа с печатными источниками, обучающий контроль
| |
2-7
| Фирма и рынок
- Теория поведения фирмы (микроэкономический подход)
- Контрактная теория фирмы
- Формы фирменной организации хозяйственной деятельности
- Отрасль и отраслевой рынок, показатели их динамики
| 10/5/3/3
4/2/2/2
2/1/1/1
2/1/-/-
2/1/-/-
| Моделирование,
презентации
ситуационный метод,
обучающий контроль
| |
7-8
| Типы рыночных структур
| 2/1/0,5/0,5
| Моделирование
| |
8-9
| Отраслевой рынок совершенной конкуренции
| 3/2/1/1
| Моделирование, ситуационный метод
| |
10-11
| Рыночная концентрация, её виды и показатели
| 4/2/1,5/1,5
| Обучающий контроль
| |
12-13
| Слияния и поглощения
| 4/1/-/-
| Работа с печатными источниками, обучающий контроль
| |
14-15
| Динамика рыночной концентрации отраслей: мировой и отечественный опыт
| 3/1/-/-
| Работа с печатными источниками, презентация, дискуссия
| |
15-16
| Концентрация и конкуренция
| 2/-/-/-
| Моделирование, ситуационный метод, презентация
| |
16-18
| Рыночные барьеры
| 4/1/1/0,5
| Моделирование, обучающий контроль, дискуссия
| |
19-21
| Монопольная власть
| 3/1/1/0,5
| Моделирование, ситуационный метод, обучающий контроль
| |
22-26
| Олигополия.
| 5/2/2/2
| Моделирование, ситуационный метод, обучающий контроль
| |
27-30
| Ценовая дискриминация
| 4/1,5/1,5/1,5
| Моделирование
| |
31-35
| Результативность отраслевых рынков и промышленная политика
| 4/1,5/1,5/1
| Работа с печатными источниками, дискуссия, презентация, обучающий контроль
| |
ИТОГО
| 51/20/14/12
|
|
|