РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Экономика отраслевых рынков
___________________________________________________________________________________________
по специальности 08.01.04 «Экономика труда»
форма обучения очная, заочная, заочно-сокращенная
курс 4/4/4/4
____________________________________________________________________________________________________________
семестр 7,8/7,8/7,8/7,8
лекции 48/20/16/16 (час.) ____________________________________________ ____________________________ | |
практические (семинарские) занятия 51/20/14/12 (час.) ____________________________________________ ____________________________ | |
самостоятельная работа студента:
с преподавателем 3,6 (час.)
______________________________________________________
с группой 5,5 (час.)
__________________________________________________________________________
без преподавателя 81,9 (час.)
________________________________________________________
курсовое проектирование -
____________________________________
контрольные 7
экзамен 8/8/8/8
зачет 7/7/7/7
2009 г.
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт.
Выписка из ГОС:
Методология исследования рыночных структур. Анализ структуры рынков. Факторы, определяющие структуру рынка. Барьеры входа и структура рынка. Слияния и поглощения. Динамика рынка. Экономические теории олигополистического ценообразования. Условия, способствующие координации олигополии. Условия, ограничивающие олигопольную координацию. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии. Ценовая дискриминация. Власть покупателя и вертикальное ценообразование. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция. Структура рынка, патенты и технологические инновации. Естественная монополия. Структура и эффективность функционирования рынка. Промышленная политика государства в отношении рыночных структур.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Маркетинга и муниципального управления
Протокол № от «» г.
Заведующий кафедрой М.Л.Белоножко
Рабочую программу разработал:
Доцент кафедры Маркетинга и
муниципального управления А.Г.Дурцева
durtceva@tsogu.ru
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цель дисциплины
Дисциплина «Экономика отраслевых рынков» относится к циклу обще профессиональных дисциплин и имеет своей целью обеспечение общеэкономической подготовки, понимания современных проблем формирования и функционирования отраслевых рынков, умения принимать и оценивать стратегические решения субъектов рынка.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения курса является:
- овладение категориальным аппаратом современной экономической науки;
- изучение теоретических основ функционирования и анализа рынка и факторов, влияющих и определяющих механизм его функционирования;
- сравнительная характеристика рыночных структур и эффективности рынков разной организации;
- теоретическое обоснование промышленной политики государства;
- исследование тенденций развития рыночных структур, институциональных новаций в рамках рыночных структур и стратегического взаимодействия основных субъектов отраслевых рынков;
- изучение влияния отраслевых рынков на экономический рост и конкурентоспособности национальной экономики;
- формирование умений поиска и обработки информации, знаний о тенденциях и закономерностях хозяйственных процессов в масштабах отдельных отраслей и отраслевых рынков национальной и мировой экономики и навыков аналитической работы с экономической информацией.
Помимо общеобразовательных функций и профессиональных знаний курс способствует воспитанию патриотизма, восприятию хозяйственной (рыночной) культуры и толерантности в общественных отношениях.
При изучении курса решаются также задачи:
- закрепления навыка пользования сетью Интернет (при поиске информации);
- закрепление навыка пользования программами Excel (при подготовке аналитических работ), Power Point (для презентации работ), EDUCON (при подготовке к текущей аттестации, итоговом тестировании и проверке остаточных знаний).
1.3. Результаты обучения
В ходе изучения дисциплины студенты должны
а) знать:
- предмет и методологию экономики отраслевых рынков;
-теоретические подходы к изучению отраслевых рынков;
- модели стратегического поведения фирм;
- показатели рыночной власти и концентрации рынка;
- параметры эффективности рыночных структур и действующих на них фирм;
- инструменты и методы государственного регулирования отраслевых рынков.
б) уметь:
- классифицировать отраслевые рынки по различным признакам;
- анализировать стратегическое поведение фирм в отрасли;
- учитывать влияние различных методов государственного регулирования на эффективность рынка и конкурентоспособность отраслей;
- самостоятельно моделировать различные рыночные ситуации с целью их дальнейшего анализа.