Императрица вдохновлялась идеей просвещенной монархии. О просвещенной монархии в XVIII в. писали Вольтер, Руссо и другие просветители1. В те времена многие полагали, что история совершается
1 Просветители — мыслители XVIII в., которые высказали идеи о «естественном равенстве людей», боролись за установление политической свободы в обществе, отмену сословных привилегий, гражданское равенство людей перед законом, иными словами — «за царство разума». Просветители говорили о необходимости образования и распространения научных знаний. Многие просветители выступили против мракобесия, предрассудков. Они высмеивали и бичевали произвол и деспотизм. Крупнейшими просветителями являлись: Дж.Локк — в Англии; Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций — во Франции; Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гете — в Германии; Т.Джефферсон, Б.Франклин, Т.Пейн — в Северной Америке.
поступками великих людей: полководцев, государственных сановников и, конечно, монархов, от которых зависит процветание или несчастье государств.
Просветители негодовали на несуразности, произвол, несправедливости окружающей их жизни, но они думали, что просвещенный правитель сможет все это изменить. Нужно лишь издать совершенные законы и смотреть, чтобы они строго исполнялись. Тогда сильный не сумеет обидеть слабого, богатый не будет тянуть последние жилы из бедного. А слабый и бедный не покусится из зависти на имущество и положение богатого. Восторжествует общественное равновесие, всеобщее благо.
Навязывать порядок только принуждением, считали лучшие умы XVIII столетия, нельзя. Это деспотизм. Необходимо убеждать людей, что законы и порядок нужны для общего блага. А убедить можно лишь образованных подданных, у которых развит разум. Поэтому главный инструмент исправления общества — это просвещение. Чем больше будет школ, университетов, книг — тем лучше.
Постепенно, по мере охвата общества просвещением, монарх должен расширять права и свободы подданных. Но спешить с дарованием прав и свобод не стоит, чтобы не попасть в положение дрессировщика, спустившего неприрученного медведя.
Идеям просвещенного абсолютизма пытались следовать многие европейские монархи, в частности переписывавшийся с Вольтером прусский король Фридрих II. Просветителям и образованным коронованным персонам XVIII в. хотелось создать «союз мыслителей и королей» во имя разума и общего блага.
Но в реальности это плохо удавалось. «Властитель дум», «некоронованый король Европы» Вольтер не мог ужиться в своем отечестве с «королем солнцем» Людовиком XIV и его наследником Людовиком XV, потому что он постоянно убеждался, насколько слова французских монархов расходятся с делами. В жизни короли, скорее, руководствовались знаменитой фразой Людовика XIV: «Государство — это я!» Погостив у Фридриха II, увидев произвол чиновников в стране, дикую муштру в армии, «грязь» придворной жизни, Вольтер весьма разочаровался в «просвещенном абсолютизме» прусского образца.