Занятие 3 Предварительная работа

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словари по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование грамматиче­ского строя речи. Совершенствование синтаксической стороны ре­чи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (определение места звука в слове), зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого во­ображении, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжела­тельности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самосто­ятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, машины и фигурки людей из конструктора «ЛЕГО», предметные картинки с изображениями транспорта, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с каранда­шами, сумка кондуктора, карточки для определения места звука в слове, модели машинок, карточка с ребусом, контейнер с ват­ными палочками, контейнер для использованных инструментов.

Предварительная работа. Сооружение с воспитателями поезда, грузовой машины, самолета и корабля из конструктора «ЛЕГО». Распространение простых предложений однородными сказуемы­ми (сидит и смотрит, стоит и думает) на индивидуальных заня­тиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей занять места за столом. На столе перед каждым ребенком стоит одна из машин, сделанных из кон­структора «ЛЕГО»

Логопед. Посмотрите на транспорт, который стоит перед вами, вспомните его названия и названия профессий людей, ко­торые работают на этом транспорте. Сегодня мы снова будем го­ворить об этом.

2. Упражнение «Кто что девает?» [Актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование синтакси­ческой стороны речи (составление простых предложений с двумя сказуемыми].]

Логопед ставит на стол контейнер с фигурками людей.

Логопед. Возьмите одну из фигурок, поместите ее в свой транспорт или рядом с ним и расскажите, кто это и что он делает. Используйте в своих предложениях маленькое слово и

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребенок. Летчик стоит рядом с самолетом и собирается в полет.

2-й ребенок. Капитан стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль.

3-й ребенок. Машинист поднимается по лесенке и сейчас даст сигнал к отправлению.

4-й ребенок. Шофер сидит в кабине и крутит руль

3. Упражнение «Кого куда». [Совершенствование грамматиче­ского строя речи.]

Логопед оценивает работу детей и предлагает продолжить игру.

Логопед. А теперь расскажите, чью фигурку и куда вы по­местили.

1-й ребенок. Я поставил фигурку летчика рядом с самоле­том.

2-й ребенок. Я поставил фигурку капитана на капитанский мостик.

3-й ребенок. Я поставил фигурку машиниста на лесенку.

4-й ребенок. Я посадил фигурку шофера в кабину.

Логопед оценивает работу детей и убирает пособия в коробку

4. Отгадывание и толкование загадки. [Развитие мышления, связной речи]

Логопед помещает на магнитную доску несколько предметных картинок с изображениями транспорта. Среди них обязательна должна быть картинка с изображением паровоза.

Логопед. А теперь попробуйте отгадать загадку, которую загадал мне знакомый машинист. Картинки помогут вам.

Кто на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой?

Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

Логопед. Обратите внимание на дым, который идет из трубы паровоза. Давайте сделаем звуковой анализ слова дым

5. Работа в тетради № 2. [Совершенствование навыка звуково­го анализа слов. Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетрадь № 2, ставит на стал контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Что вы видите?

Дети. Мы видим трубу и дым

Логопед. Сколько звуков в слове дым?

Дети. В этом слове три звука

Логопед. Перечислите их по порядку

Дети. [Д] [ы] [м]

Логопед. Возьмите карандаши и раскрасьте кружки в схеме.

Дети выполняют задание с комментированием действий. Лого­пед оценивает их работу и убирает тетради.

6. Игра «Берите билетик». [Совершенствование навыка слого­вого анализа. Развитие фонематических представлений (опреде­ление места звука в слове).]

Логопед достает сумку кондуктора.

Логопед. Кондукторам езда везде.

С большою сумкой кожаной

Ему всегда.

Ему весь день

В трамваях ездить можно,

- Большие и дети,

Берите билетик,

Берите разные,

Бери любые —

Зеленые, красные

И голубые.

А Маяковский

Предстаньте, что мы едем в трамвае, я кондуктор и предлагаю вам купить билеты

Логопед достает из сумки и раздает детям карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка, а на другой — прямоуголь­ник, разделенный на три части.

Логопед. Рассмотрите картинку на одной стороне билетика, определите место звука [ы] в ее названии. Отметьте место звука красной точкой в прямоугольнике на обратной стороне билета,

Дети определяют место звука [ы] в словах «крыло» (самолета), «фары», «крыша» (кабины), «покрышка».

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

7. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой мотори­ки, координации речи с движением, тактильной чувствительно­сти. (Повторение, См.: Занятие 2. Тема «Транспорт»]

Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг и раздает маленькие модели машинок.

Логопед. А теперь вы вновь превратитесь в шоферов гоноч­ных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».

8. Упражнение «Заведи мотор». [Автоматизация изолированного произношении звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «занести моторы» машин. Затем он раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом произносят слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи вслед за логопедом.

9. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, мышления, сообразительности]

Логопед предлагает детям пройти к коврографу, на котором за­креплена карточка с ребусом.

Логопед. А сейчас я хочу научить вас разгадывать ребусы. Вот на этой карточке вы видите ребус. С помощью рисунков и значков здесь зашифровано слово, название профессии. Что вы видите слева?

Дети. Это капля.

Логопед. Но в слове капля нужно убрать два последних звука. Об этом говорят вот эти два значка, запятые. От слова ос­танемся слог кап. Запомните его. Что вы видите после запятых?

Дети. Букву И.

Рис 38

Логопед. Добавьте ее к первому слогу

Дети. Кап и.

Логопед. Хорошо, Что вы видите дальше?

Дети. Танк.

Логопед. Что нужно убрать из этого слова? Видите запятую после рисунка?

Дети. Нужно убрать последнюю букву.

Логопед. Что останется от слова?

Дети Тан.

Логопед. Сложите две части слова, которые вы запомнили.

Дети. Капитан.

Логопед. Верно. Вот вы и разгадали ребус. Переверните карточку и прочитайте название профессии.

Дети. Капитан.

10. Окончание занятия, [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, что им било интересно делать. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: