Занятие 4 4. Составление и анализ предложений о людях, работающих на транспорте

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Фор­мирование навыков анализа и синтеза предложений. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа слов.. Автоматизация правильного произношения звуков [ш] и [ж], дифференциация звуков[ш] и [ж] в словах.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, тонкой и артикуля­ционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, папы «Профессии на транспорте» (8 частей), предметные картинки с изображениями людей работающих на транспорте, тетрадь «За­нимаемся вместе» по числу детей, плоскостные изображения яхт, предметные картинки, содержащие в названиях звуки [ш] и [ж], контейнер с карандашами, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиениче­ские салфетки, карточка с ребусом.

Предварительная работа. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что на индивидуальных заняти­ях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие навыков звукового анализа. Объявление темы занятий.]

Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на котором лежат предметные картинки с изображениями людей, рабо­тающих на транспорте (кондуктора, капитана, машиниста, води­теля трамвая), организует приветствие.

Логопед. Посмотрите на картинки. На них нарисованы лю­ди, работающие на транспорте. Сначала сядет тот из детей, у кого название профессии начинается со звука [м]. Затем сядут те, у ко­го названия профессий начинаются со звука [к]. С какого звука начинается название профессии человека, изображенного на тво­ей картинке, Даша?

1-й ребенок. Слово водитель начинается со звука [в].

Логопед. Правильно. Садись.

2. Игра «Четвертый лишний». [Развитие мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (состав­ление сложноподчиненных предложений со словами потому что). ]

Логопед помещает картинки на наборное полотно

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть в игру «Четвер­тый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лиш­ний и почему?

1-й ребенок. Здесь лишний капитан, потому что он управ­ляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.

2-й ребенок. Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.

3-й ребенок. А я думаю, что здесь лишний водитель, потому что в этом слове нет звука [т], а в словах «машинист», «кондуктор» и «капитан» есть звук [т]

Логопед. Замечательно! Вы просто молодцы!

Логопед возвращает детям их картинки.

3. Пазлы «Профессии на транспорте». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование сущест­вительных с числительными два и пять). ]

Логопед раздает детям контейнеры с пазлами и предлагает со­брать из частей такие же картинки, как те, что у них уже есть. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

Логопед. Теперь у вас по две одинаковых картинки. Назо­вите их.

1-й ребенок. Два водителя.

2-й ребенок. Два капитана.

3-й ребенок. Два кондуктора.

4-й ребенок. Два машиниста.

Логопед. А теперь представьте, что их не по два, а но пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Пять водителей.

2-й ребенок. Пять капитанов.

3-й ребенок. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Пять машинистов.

4. Составление и анализ предложений о людях, работающих на
транспорте
. [Совершенствование навыков анализа и синтеза пред­ложений.]

Логопед раздает детям тетрадь «Занимаемся вместе».

Логопед. Давайте составим предложения по картинкам о людях, работающих на транспорте.

1-й ребенок. Водитель объявляет остановку.

Логопед. Давайте сосчитаем, сколько слов в этом предложе­нии. Произносите слова и считайте их.

Дети. Водитель. Это первое слово. Объявляет. Это второе слово. Остановку. Это третье слово.

Логопед раздает детям контейнеры с пластиковыми полосками и кружками.

Логопед. Выложим схему предложения. Положите перед собой столько полосок, сколько слов в этом предложении.

Дети выкладывают полоски на столе, отодвинув тетради.

Логопед. Что ставится в конце предложения?

Дети. Точка.

Логопед. Положите кружки после последней полоски. Они будут обозначать точки.

Дети выполняют задание.

Логопед. С какой буквы пишется первое слово в предло­жении?

Дет и. С большой.

Логопед. Замените первую полоску на полоску с «трубой». Она и будет обозначать большую букву.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы составили схему предложения. Молодцы. Я горжусь вами.

Если дети не устали, логопед может предложить им составить еще одно предложение и провести его анализ.

5. Упражнение «Заведи мотор». [Автоматизация изолированного произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «завести моторы» машин. Затем он раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом

произносят вслед за логопедам слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи.

6. Упражнение «Гудят паровозы» [Формирование направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и раздает им пластиковые бутылочки из-под витаминов.

Логопед. Встаньте ровно, приложите бутылочку к подбо­родку, вытяните губы трубочкой. Сделайте вдох через нос и по­дуйте в бутылочку. Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый хоро­ший машинист и чей паровоз лучше гудит.

Дети выполняют упражнение 3—5paз. Логопед предлагает им определить лучшего «машиниста».

7. Упражнение «Летчик». [Развитие координации движении (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Профессии на транспорте».)]

Локтев приглашает детей выйти па ковер и предлагает им вы­полнить упражнение,

8. Игра «Разноцветные яхты». [Автоматизация правильного произношения звуков [ш] и [ж], дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах.)

Логопед предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними два плоскостных изображения яхт и предметные картинки с изображе­нием предметов со звуками [м] и [ж] в названиях (картошка, каран­даши, медвежонок, шахматы, шапка, ежата; флажок, пружина).

Логопед. Давайте отправимся в кругосветное плавание на раз­ноцветных яхтах, но сначала погрузим на них все, что может пригодиться в путешествии. Все предметы со звуком [ж] в названиях нуж­нопогрузить в желтую яхту, а предметы со звуком [т] - в красную.

Дети раскладывают картинки, четко произнося их названия.

9. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, мышления, сообразительности.]

Логопед предлагает детям пройти к коврографу, на котором за­креплена карточка с ребусом (рис. 39)

Дети разгадывают ребус. Логопед переворачивает карточку и показывает им картинку с изображением такси

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед подводит итог изучения темы, оценивает работу детей на занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: