Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Формирование навыков анализа и синтеза предложений. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа слов.. Автоматизация правильного произношения звуков [ш] и [ж], дифференциация звуков[ш] и [ж] в словах.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, папы «Профессии на транспорте» (8 частей), предметные картинки с изображениями людей работающих на транспорте, тетрадь «Занимаемся вместе» по числу детей, плоскостные изображения яхт, предметные картинки, содержащие в названиях звуки [ш] и [ж], контейнер с карандашами, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки, карточка с ребусом.
|
|
Предварительная работа. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие навыков звукового анализа. Объявление темы занятий.]
Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на котором лежат предметные картинки с изображениями людей, работающих на транспорте (кондуктора, капитана, машиниста, водителя трамвая), организует приветствие.
Логопед. Посмотрите на картинки. На них нарисованы люди, работающие на транспорте. Сначала сядет тот из детей, у кого название профессии начинается со звука [м]. Затем сядут те, у кого названия профессий начинаются со звука [к]. С какого звука начинается название профессии человека, изображенного на твоей картинке, Даша?
1-й ребенок. Слово водитель начинается со звука [в].
Логопед. Правильно. Садись.
2. Игра «Четвертый лишний». [Развитие мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). ]
Логопед помещает картинки на наборное полотно
Логопед. Я хочу предложить вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?
1-й ребенок. Здесь лишний капитан, потому что он управляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.
|
|
2-й ребенок. Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.
3-й ребенок. А я думаю, что здесь лишний водитель, потому что в этом слове нет звука [т], а в словах «машинист», «кондуктор» и «капитан» есть звук [т]
Логопед. Замечательно! Вы просто молодцы!
Логопед возвращает детям их картинки.
3. Пазлы «Профессии на транспорте». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). ]
Логопед раздает детям контейнеры с пазлами и предлагает собрать из частей такие же картинки, как те, что у них уже есть. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
Логопед. Теперь у вас по две одинаковых картинки. Назовите их.
1-й ребенок. Два водителя.
2-й ребенок. Два капитана.
3-й ребенок. Два кондуктора.
4-й ребенок. Два машиниста.
Логопед. А теперь представьте, что их не по два, а но пять. Образуйте новые словосочетания.
1-й ребенок. Пять водителей.
2-й ребенок. Пять капитанов.
3-й ребенок. Пять кондукторов.
4-й ребенок. Пять машинистов.
4. Составление и анализ предложений о людях, работающих на
транспорте. [Совершенствование навыков анализа и синтеза предложений.]
Логопед раздает детям тетрадь «Занимаемся вместе».
Логопед. Давайте составим предложения по картинкам о людях, работающих на транспорте.
1-й ребенок. Водитель объявляет остановку.
Логопед. Давайте сосчитаем, сколько слов в этом предложении. Произносите слова и считайте их.
Дети. Водитель. Это первое слово. Объявляет. Это второе слово. Остановку. Это третье слово.
Логопед раздает детям контейнеры с пластиковыми полосками и кружками.
Логопед. Выложим схему предложения. Положите перед собой столько полосок, сколько слов в этом предложении.
Дети выкладывают полоски на столе, отодвинув тетради.
Логопед. Что ставится в конце предложения?
Дети. Точка.
Логопед. Положите кружки после последней полоски. Они будут обозначать точки.
Дети выполняют задание.
Логопед. С какой буквы пишется первое слово в предложении?
Дет и. С большой.
Логопед. Замените первую полоску на полоску с «трубой». Она и будет обозначать большую букву.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы составили схему предложения. Молодцы. Я горжусь вами.
Если дети не устали, логопед может предложить им составить еще одно предложение и провести его анализ.
5. Упражнение «Заведи мотор». [Автоматизация изолированного произношения звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «завести моторы» машин. Затем он раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом
произносят вслед за логопедам слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи.
6. Упражнение «Гудят паровозы» [Формирование направленной воздушной струи.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и раздает им пластиковые бутылочки из-под витаминов.
Логопед. Встаньте ровно, приложите бутылочку к подбородку, вытяните губы трубочкой. Сделайте вдох через нос и подуйте в бутылочку. Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый хороший машинист и чей паровоз лучше гудит.
Дети выполняют упражнение 3—5paз. Логопед предлагает им определить лучшего «машиниста».
7. Упражнение «Летчик». [Развитие координации движении (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Профессии на транспорте».)]
Локтев приглашает детей выйти па ковер и предлагает им выполнить упражнение,
8. Игра «Разноцветные яхты». [Автоматизация правильного произношения звуков [ш] и [ж], дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах.)
|
|
Логопед предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними два плоскостных изображения яхт и предметные картинки с изображением предметов со звуками [м] и [ж] в названиях (картошка, карандаши, медвежонок, шахматы, шапка, ежата; флажок, пружина).
Логопед. Давайте отправимся в кругосветное плавание на разноцветных яхтах, но сначала погрузим на них все, что может пригодиться в путешествии. Все предметы со звуком [ж] в названиях нужнопогрузить в желтую яхту, а предметы со звуком [т] - в красную.
Дети раскладывают картинки, четко произнося их названия.
9. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, мышления, сообразительности.]
Логопед предлагает детям пройти к коврографу, на котором закреплена карточка с ребусом (рис. 39)
Дети разгадывают ребус. Логопед переворачивает карточку и показывает им картинку с изображением такси
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед подводит итог изучения темы, оценивает работу детей на занятии.