Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы]—[и] в ряду слов).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, игрушки (бинокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста), алгоритм рассказ о профессии, контейнер с фишками для слогового анализа, плоскостные паровозик и вагончик для коврографа, предметные картинки (кит, бык, рис, сыр, шары, мячи, чашки, куклы), модели машинок по числу детей, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфетки; модуль с закрепленными на нем самолетами.
Предварительная работа. Разбор алгоритма рассказа о профессии на занятии по развитию речи. Разучивание пальчиковой гимнастики «Гонки» с воспитателями
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие связной речи]
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столу, на котором лежат игрушки (бинокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста).
Логопед. Выберите каждый по одному предмету и сядьте.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает сказать, что за предметы они взяли, кому эти предметы принадлежат.
Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о профессиях людей, работающих на транспорте.
2. Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие связной речи.]
Логопед помещает па магнитную доску схему рассказа о профессии.
Логопед. Посмотрите внимательно на знакомую вам схему. Составьте по ней план рассказа о профессии.
1-й ребенок. Сначала мы должны сказать, как называется профессия.
2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.
3-й ребенок. Потом — что он делает
4-й ребенок. И вконце мы расскажем, что ему нужно для работы.
Логопед. Отлично! Подготовьте рассказы о тех людях, вещи которых вы выбрали.
Логопед дает детям две минуты для подготовки рассказов.
1-й ребенок. Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.
Аналогично рассказы составляют другие дети. Логопед предлагает выбрать лучшего рассказчика.
3.Упражнение «Раздели на слоги» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед убирает схему и ставит на стол контейнер с фишками для слогового анализа.
Логопед. А теперь разделите названия предметов, которые вы взяли, на слоги, возьмите фишки и составьте схемы.
Дети делят слова «руль», «бинокль», «штурвал», «фуражка» на слоги и составляют слоговые схемы. Логопед оценивает их работу.
4. Упражнение «Веселый поезд». [Совершенствование навыка составления и чтении предложений.]
Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения паровоза и вагончиков. С помощью «липучек» на вагончиках закреплены слова и знаки препинания: Никиты, ноты, У.
Логопед. Машинист Филя приехал к нам на веселом поезде. Поставьте вагончики после паровоза в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Дети все вместе составляют и читают предложение.
Дети. У Никиты ноты.
В завершение этого этапа работы можно вспомнить все изученные ранее правила правописания.
5. Игра «Разноцветные вагоны». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы] - [и] в ряду слов).]
Логопед оставляет на коврографе паровоз и два вагончика, рассыпает перед коврографом картинки с изображениями предметов содержащих звуки [ы]—[и] в названиях.
Логопед. А теперь каждый из вас должен взять одну картинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку в зеленый вагон, а вторую — в желтый.
Лети выполняют задание молча. Картинки крепятся в вагончиках с помощью «липучек», Логопед оценивает работу детей.
6. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.]
Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздает маленькие модели машинок.
Логопед. А теперь вы превратитесь в шоферов гоночных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».
Раз, два, три, четыре, пять Возят машинку по каждому паприку вперед и назад, начиная с большого пальца.
Можно гонки начинать. Теперь то же самое, но начиная с безымянного.
По кругу, по кругу.
Вперед и назад, Теперь - по кругу в одну и другую сторону.
Но пальцы машинку мою тормозят. Вновь катают машинку по пальникам, которые слегка
согнуты.
Закрылись. Сжимают кулак.
Машинка стоит в гараже,
И фары погасли не светят уже. Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке
7. Упражнение «Заведи мотор» [Автоматизация изолированного произношения звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «превратиться в шоферов». Затем раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом произносят слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи вслед за логопедом.
8. Упражнение «Самолеты». [Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]
Логопед приглашает детей к модулю, на котором закреплены висящие на шелковых нитях бумажные самолетики. Дети встают вокруг модуля так, чтобы самолетики оказались на уровне их губ.
Логопед. А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полет на самолетиках. Встаньте напротив самолетика. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.
Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.
9. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]
Логопед вновь приглашает детей выйти на ковер и берет в рука мячик
Логопед. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?
1-й ребенок. Машинка.
Логопед. А очень большую машину?
2-й ребенок. Машинища.
Логопед. А как назвать человека, который водит поезд?
3-й ребенок. Машинист
Логопед. А как называется масло для двигателя машины?
4-й ребенок. Машинное масло.
Логопед. Правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.






