Звуки [з], [з/]. Буква Зз
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепление представлении о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии настройке» (профессия, работа, стройка, архитектор, инженер, строитель, рабочий, каменщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, плотник, стекольщик, кровельщик, сантехник, маляр, штукатур; строить, копать, рыть, расчищать, поднимать, класть. штукатурить, красить, крыть, стеклить, проводить; нужный, трудный, полезный).Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятий, речевого слуха и фонематическою восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
|
|
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Профессии на стройке», тетрадь №1 и «светофоры» с фишками по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, контейнер с деревянными кирпичиками разного размера.
Предварительная работа. Экскурсия к строящемуся дому. Наблюдение с безопасного расстояния за работой подъемного крана и техники, подъезжающей на стройку. Организация сюжетно-ролевой игры «На стройке». Рассматривание картинок по теме «Профессии на стройке» в тетради «Занимаемся вместе» (ІІ часть) и беседа с использованием картинок с воспитателями. Разучивание с воспитателем упражнении «Маляры» и стихов о строителях.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений (определение места звука на фоне слона). Автоматизация звука [р] в словах. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед каждым ребенком лежит картинка (маляр, штукатур, кровельщик, крановщик).
Логопед. Сегодня мы с вами начнем разговор о профессиях людей, работающие на стройке. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Вспомните названия профессий этих людей. Произнесите их. Помните о правильном произношении звука [р].
Дети называют свои картинки. Логопед раздает детям «светофорчики» и фишки.
Логопед. Определите место звука [р] в этих словах. Отметьте фишкой места звука в слове.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, а потом убирает пособия.
|
|
2. Беседа о профессиях строителей. [Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии на стройке». Автоматизации звука [р] в словах и предложениях с ними]
Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями строителей.
Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.
Дети. Крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, каменщик, инженер, архитектор, штукатур, маляр, плотник, сантехник, кровельщик.
Логопед. Расскажите, что делают эти люди
1-й ребенок. Бульдозерист расчищает площадку для дома.
2-й ребенок. Экскаваторщик роет котлован.
3-й ребенок. Архитектор создает проект дома.
4-й ребенок.Каменщики кладут стены.
Можно предложить детям составить еще по одному предложению, но если дети устали, об остальных профессиях рассказывает логопед, расширяя представления детей.
3. Упражнение «Раздели и забери». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед убирает картинки с доски и раскладывает их на столе перед детьми.
Логопед. А теперь игра «Раздели и забери». Разделите названия профессий на слоги и заберите себе картинки. Победит тот, кто разделит на слоги больше слов.
Дети по очереди делят слова на слоги и разбирают картинки. Логопед определяет победителя.
4. Рассказывание стихов о профессиях строителей. (Развитие общих речевых навыков.]
Логопед убирает картинки и предлагает детям прочитать стихи В. Степанова, которые они выучили с воспитателями.
Логопед. Расскажите стихи о строителях. Старайтесь правильно произносить все звуки,
1-й ребенок. Каменщик
В переулке дом растет,
Стены каменщик кладет.
С ним помощник — мастерок,
Мастерок-лопатка.
Будет дом построен в срок.
Прочной будет кладка.
2-й ребенок. Маляр
В новый дом маляр пришел,
Красит стены, двери, пол?
А наличник на окне
Он доверил красить мне.
3-й ребенок. Плотник
Он бревно отешет ловко,
Рамы сделает, навес.
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
4-й ребенок. Крановщик
Ходит, ходит кран стальной
Над кирпичною стеной.
За стрелой его ажурной
Крановщик следит дежурный.
Нажимает неустанно
Он в кабине рычаги.
Разговаривает с краном;
«Ты рабочим помоги.
Поддержи людей трудом.
Люди людям строят дом».
5. Упражнение «Маляры». [Координация речи с движением.]
Логопед предлагает детям выйти на ковер, встать в круг и сделать знакомое упражнение.
Маляры известку носит, Идут по кругу, держит в руках воображаемые
ведра.
Стены кистью купоросят. Поворачиваются лицом в круг, делают движения вверх-вниз воображаемой кистью.
Не спеша разводят мел. Наклоняются, мешают воображаемой кистью в
воображаемом ведре.
Я бы тоже так сумел. Вновь «красят».
6. Игра «Кто что делает?» [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Профессии строителей».]
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю профессию строителя. Вы ловите мяч и перечисляете все, что может делать этот человек. Крановщик.
1-й ребенок. Управляет краном, поднимет груз
Логопед. Каменщик.
2-й ребенок. Берет раствор и кирпичи, кладет стену
Логопед. Маляр.
3-й ребенок. Разводит краску, красит стену.
Логопед. Штукатур.
4-й ребенок. Берет раствор, выравнивает стену.
Логопед. Молодцы. Очень хорошо.
7. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). ]
Логопед убирает мяч.
Логопед. А сейчас я буду называть профессии, а вы будете определять, кто лишний и почему. Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний?
1-й ребенок. Лишний каменщик, потому что он работает на стройке. А врач, логопед и воспитатель работают в детском саду.
|
|
Логопед. Маляр, продавец, штукатур, архитектор. Кто лишний?
2-й ребенок. Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур и архитектор работают на стройке.
Логопед. Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний?
3-й ребенок. Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. Крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник работают на стройке.
Логопед. Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний?
4-й ребенок. Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан и машинист работают на транспорте
Логопед. Отлично. Вы выполнили очень трудное здание
8. Работа в тетради № 1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушении письменной речи.)
Логопед приглашает детей за стол, раздает тетради, ставит на стол контейнер с карандашами
Логопед, Посмотрите на правую страницу. Что на ней нарисовано?
Дети. Каска строителя, кисть, мастерок.
Логопед. Обведите мастерок и раскрасьте его.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убирает тетради и контейнер с карандашами,
9. Упражнение «Строители». [Профилактика нарушений письменной речи. Развитие конструктивного праксиса. ]
Логопед ставит на стол большой контейнер с деревянными кирпичиками равного размера.
Логопед. Давайте превратимся в строителей. Возьмите два длинных кирпичика и один короткий. Сложите из них букву И
Дети выполняют задание.
Логопед. Теперь превратите ее в букву А.
Дети выполняют задание.
Логопед. Превратите букву А в букву П.
Дети выполняют и это задание. Можно предложить им еще 3-4 подобных упражнения
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать, о чем говорили на занятиях, в какие игры играли, а потом оценить работу друг друга.