Зубчатая передача относится к передачам зацеплением с непосредственным контактом пары зубчатых колес и предназначена в основном для передачи вращательного движения. Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее – колесом. Термин «зубчатое колесо» относится как к шестерне, так и к колесу. Зубчатые передачи – самый распространенный вид механических передач, так как могут надежно передавать мощности от долей ватт до десятков тысяч киловатт при окружных скоростях до 150 м/с.
Достоинства:
высокая нагрузочная способность;
малые габариты (рис. 4.1);
большая надежность и долговечность (до 40 000 ч);
постоянство передаточного числа;
высокий КПД (до 0.97-0.98 в одной ступени);
сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники;
простота обслуживания.
Недостатки:
высокие требования к точности изготовления и монтажа;
шум при больших скоростях;
высокая жесткость, не позволяющая гасить динамические нагрузки.
Рисунок 4.1 – Основные параметры зубчатого колеса
1) Высота головки зуба hа: , 2)Высота ножки зуба hf: ,
3) Высота зуба h: , 4) Диаметр окружности вершин зубьев da: ,
5) Диаметр окружности впадин зубьев df: , 6)Толщинаободаа: ,
7) Толщина диска, связывающего ступицу и обод С: , (4.31)
8)Диаметр ступицы dст: ,
9)Длина ступицы lст: , 10) Внутренний диаметр обода Dk: ,
11) Диаметр отверстий в диске Dо: ,
12) Диаметр окружности центров отверстий Dотв: ,