Критерии работоспособности ременных передач

Причиной потери работоспособности

передачи могут быть:

буксование, обусловленное недостаточным сцеплением ремня со шкивом;

усталостное разрушение ремня, обусловленное циклическими напряжениями изгиба и внутренним трением.

Поэтому основными критериями работоспособности ременных передач являются:

тяговая способность, которая зависит от величины сил трения между ремнем и шкивом;

долговечность ремня, т. е. его способность сопротивляться усталостному разрушению.

Проектным расчетом ременных передач, обеспечивающим требуемую прочность ремней, является расчет по тяговой способности. Расчет на долговечность производится как проверочный.

Расчет ременных передач по тяговой способности заключается в определении критического значения коэффициента тяги φ0 по экспериментальным кривым скольжения для всех типов ремней (рис. 9.10).


Рис. 9.10. Кривые скольжения

Тяговая способность ременной передачи выражается через коэффициент тяги j, показывающий, какая часть предварительного натяжения ремня полезно используется для передачи нагрузки:

или

,

если числитель и знаменатель разделить на площадь поперечного сечения ремня А.

По оси абсцисс откладывают коэффициент тяги j, а по оси ординат – коэффициенты ε и h. При постоянном натяжении F1 + F2 = 2Fo постепенно повышают полезную нагрузку Ft, а следовательно, и коэффициент тяги j и измеряют значение коэффициента ε, а также КПД передачи h. При возрастании коэффициента тяги j от нуля до критического значения jо наблюдается только упругое скольжение, которое пропорционально нагрузке, и кривая скольжения имеет прямолинейный участок. Передача работает нормально.

При дальнейшем увеличении коэффициента тяги от jо до jmax к упругому скольжению добавляется частичное буксование. Нормальная работа передачи нарушается. Зона частичного буксования (jо - jmax) определяет способность передачи переносить кратковременные перегрузки, например при пуске. При предельном значении jо = jmax наступает полное буксование, ведомый шкив останавливается.

Критическое значение коэффициента тяги jо характеризует предел рационального использования ремня. Значение jо соответствует наибольшей нагрузке на ремень Ft, до которой отсутствует буксование.

Ft = 2jо Fо.

Экспериментально установлено, что в среднем для плоских ремней jо = 0.4 - 0.5; для клиновых ремней jо = 0.7 - 0.8. Отношение В = jmax/jо – коэффициент запаса сцепления, характеризующий возможную перегрузку передачи (до наступления буксования), В = 1.15 - 1.5.

КПД передачи растет с ростом нагрузки вследствие уменьшения роли потерь холостого хода и достигает максимума в зоне критического значения коэффициента тяги. В зоне частичного буксования КПД резко снижается вследствие увеличения потерь на скольжение, при этом ремень быстро изнашивается. При j = jmax КПД падает до нуля.

Поэтому рабочую нагрузку рекомендуется выбирать вблизи критического значения jо. В этом случае значение КПД принимают: для плоскоременной передачи h = 0.93 - 0.98; для клино- и поликлиноременной h = 0.92 - 0.97. КПД ременных передач зависит не только от потерь мощности на скольжение ремня по шкивам, но и потерь на внутреннее трение в ремне при изгибе, на сопротивление воздуха движению ремня и шкивов и на трение в подшипниках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: